йога, выдвигаемая школой Патанджали и некоторыми другими, которая имеет в виду развитие психических и духовных способностей и контроль ума (см. чтение о системе йоги).
Раджас. Деятельность; энергия; оживленность; одна из трех гун (смотри чтение о системе санкхья).
Рама. Знаменитый индийский древний мудрец и учитель, принимаемый за воплощение или аватар Кришны.
Речака. Выдыхание.
Ригведа. Древнейшая часть Вед, преимущественно состоящая из гимнов.
Риши. Великий мудрец или учитель, достигший стадии сверхчеловека и обладавший даром сверхчувственного восприятия.
Рудра. Первоначальное название Шивы в древней мифологии.
Сагуна. Обладающий качествами.
Сама. Род ментальной силы, направляющей ум внутрь себя и препятствующей ему заниматься внешностью.
Самавайя. Начало сцепления.
Саманья. Начало общности, или род.
Самапатти. Термин собственно означает «ларчик с драгоценностями»; употребляется йогами в переносном смысле для определения степени медитации.
Самахди. Трансцендентальное созерцание или экстаз; космическое сознание; сверхнормальное состояние, вызываемое размышлением, сосредоточенностью и т. п.; восьмой шаг по системе йоги Патанджали.
Сампраджната. Предварительная ступень самахди, или сверхсознание, вытекающее из размышления по йоге.
Самсара. Мир феноменального существования; цепь повторных рождений; цикл существований; термин обыкновенно употребляется для обозначения разницы между проявляющейся феноменальной вселенной и Реальным Существованием, скрытым за ней.
Самскара. Отпечаток в ментальном веществе, который влияет на установление обычаев.
Самьяна. Термин, употребляемый для обозначения трех высших ступеней по йоге Патанджали, известных под названием дхарана, дхьяна и самадхи; или, иными словами, ступени контроля ума, размышления и трансцендентального созерцания взятых в совокупности; слово это обозначает также и обуздание, или контроль.
Санандам. Третья ступень самьяны, или сверхсознание.
Санатана. «Вечная религия» Индии.
Санкхья. Великая система индийской философии, установленная Капилой за 700 лет до Р. Хр.; основные черты ее выражаются в идее о двойственном начале пуруша, или духа и пракрити, или природы, или всемирной творческой силы (смотри чтение о системе санкхья).
Санньяса. Отречение; состояние «не от мира сего»; отречение от положения, имени, состояния, семьи и всего, связанного с миром чувственных наслаждений. Последователь санньясы; аскет; тот, кто отказался от всего и последовал за духом.
Сат. Абсолютное Существование; один из терминов применяемых к абсолютному Брахману или к Тому.
Саттва. Одна из трех гун; гуна радости, добра и света (см. чтение о системе санкхья).
Сат-чит-ананда. Термин, употребляемый для обозначения Абсолюта, Брахмана, или Того, и состоящий из трех слов: «Абсолютное Существование, или Бытие – Абсолютная Премудрость, или знание – Абсолютное Блаженство, или Счастье».
Сахасрара. Последний лотос, расположенный в мозгу по системе йоги Патанджали; иногда его принимали за самый мозг; «тысячелепестковый лотос».
Свадхистхана. Второй лотос, по системе йоги Патанджали, расположенный за пупком.
Сиддх. Сверхнормальное могущество сиддхов.
Сиддханта. Позитивное знание.
Сиддхи. Йоги, достигшие полубожественного могущества, посредством сверхсознательного знания.
Сишья. Ученик, неофит, или последователь гуру; чела.
Смрити. Память; термин, применяемый, за исключением Вед, ко всем священным книгам, некогда передававшимся устно, по памяти.
Сома. Нектар древних богов; индийское растение.
Сохам. Термин, означающей «Я есмь Он», употребляемый бхакти-йогами во время экстаза, подразумевающий их отношения к Брахману, или равносильный положению суфиев: «Я есмь Бог».
Стхулашарира. Грубое физическое тело, названное так в отличие от лингашариры, – или тонкого тела, или эфирного двойника.
Суньявада. Учение о том, что за феноменальным миром находится бесконечная пустота, или Ничто. Род философского нигилизма.
Сушумна. Канал, преходящий через центр спинного хребта, по которому подымается кундалини при упражнениях йогов. (См. чтение о системе йоги).
Сушупти. Состояние глубокого сна без сновидений.
Таджас. Элемент огня.
Тадьята. Восторженное состояние, свойственное некоторым передовым бхакти-йогам; состояние, когда человек теряет сознание своей личности и чувствует, себя погруженным в божественное «сияние», благодаря своей любви к Богу.
Тамас. Тьма; одна из гун; гуна лености, невежества и тупости. (См. чтение о системе санкхья).
Танматры. Тонкие элементы природы, из которых возникли грубые элементы.
Тапас. Аскетические упражнения для контроля над плотью путем поста, сурового образа жизни, самоистязания и т. п.
«Тат Твам Аши». Термин, означающий «Ты есть То» и употребляемый индийскими учителями по отношению к их ученикам для выражения идеи о родстве их с Брахманом, благодаря обитающему в них духу.
Таттвы. Начала; категории; первичные подразделения; Истины.
Тришна. Желание; жажда; страстное стремление; ненасытная алчность.
Туага. Отречение от низшего во имя высшего.
Турия. Высшее состояние сознания.
Удана. Нервный поток, контролирующий органы речи.
Удгатха. Возбуждение кундалини.
Упайяпратьяйя. Напряженное мышление об отвлеченностях, или отвлеченных предметах.
Упанишады. Позднейшие священные книги Индии.
Уттара миманса. Название веданты, системы индийской философии, означающее «последующее исследование» или «исследование последующей части», причем слово «исследование» относится к Ведам.
Хатха-йог. Последователь или практик хатха-йоги.
Хатха-йога. Йога физического благосостояния, или физического контроля, ведущего к физическому совершенству и подготовлению достойного храма для духа; в искажении это понятие применяется для обозначения низменных и ненормальных упражнений, суровостей и самоистязаний факиров и ложных йогов в Индии.
Хум. Мистическое слово, произносимое во время молитвы, как, например, в священном стихе: «Ом Мани Падме Хум».
Чайтанья. Чистый разум; а также имя знаменитого индийского учителя, жившего в 1500 г. после Р. Х.; предполагают, что он был воплощением или аватаром Кришны.
Чарвака. Материалист; индийский термин для обозначения человека, отвергающего духовную философию.
Чидакаша. Ментальное пространство, в котором возвышенная душа обретает познание о вселенной.
Читта. Ментальное вещество, или тончайшие элементы, из которых ум развился и проявился.
Читтакаша. Пространство, доступное для ума.
Шайва. Культ поклонников Шивы.
Шакти. Начало жизненной энергии, или космической энергии, или природы.
Шактии. Поклонники шакти.
Шанкарачарья. Великий индийский учитель, живший около 800 года после Р. Хр.; толкователь и комментатор веданты.
Шива. Третий член индийской Троицы, олицетворяющий начало разрушения или изменения; идея поклонников Шивы о высшем Бытии (см. чтение о религиях Индии).
Шлока. Стих поэмы, или Священного Писания.
Шравана. Необычайный сверхчувственный слух, развиваемый, будто бы, посредством практики йоги.
Шри. «Благословенный» или «священный»; так называли великих мудрецов или учителей Индии их последователи.
Экам. Единый; отсюда эка-нистха, или служение одному идеалу; эканта-бхакти, т. е. единая любовь к Богу; экатма-вадам, т. е. монизм в философии; экайана, или единая поддержка вселенной, т. е. Бог.
Экарга. Одно из состояний сосредоточения.
Яма. Самообуздание; первый шаг по йоге системы Патанджали.
Особое послание (12) йога Рамачараки
В этом месяце предлагаем вкусить от ломтей хлеба Истины, испеченного из теста Мудрости древними индийскими мудрецами:
«Я знаю, что Единое есть Все. Великое Я, Истина, лучезарность, превозмогающая всю тьму. Познав сие, можно даже смерть победить».
«Как масло в кунжутном семени, сыворотка в кислом молоке, вода в потоке, огонь в пламени, так и Единое Я познает в нашем Я тот, кто стремится сознать это путем всемирной любви и совершенного овладения своим умом и телом».
«У религии три столпа: «отречение, познание и сострадание».
«Каков бы ты ни был – без вожделений, без страстей, поборовший эгоизм, бытие или небытие – ты не можешь избежать пребывания в Едином. Ты защищаешь, нападаешь, подаешь, радуешься, разговариваешь, хотя никогда не руководишься эгоизмом – поистине, чудесна сила иллюзии, покрывающая тебя и вместе с тем раскрывающая, – но ты будешь еще удивительнее, когда лишишься иллюзии».
«Когда Истина была еще непроявлена, она сама собою стала проявляться в имени и форме, наделяя все тем или иным именем и той или иной формой. Даже до сих пор все вещи определяются каким-нибудь именем и какой-нибудь формой. Таково значение проникновения Истины в объективный мир, образовавшийся и развившийся из нее самой».
«В сновидениях не существует в действительности ни повозок, ни лошадей, ни дорог, по которым могли бы катиться повозки; и однако все это ментально создается в уме в одно мгновение. На самом деле нет ни радостей, ни удовольствий, ни наслаждений, но каждое мгновение они ментально зримы и ощутимы. Нет ни прудов, ни озер, ни рек, но все они существуют просто при мысли о них. Сила, вызывающая ряд форм из самой себя, и есть творческая сила Единого».
«Следовательно в этом и заключается Истина, что, подобно тому, как из яркого пламени вырываются во все стороны тысячи раскаленных искр, разнообразнейшие существа исходят, о Великое Единое! из вечно Неизменного и в нем же растворяются. Это и есть самоозаренный, бесформенный Дух Истины, пребывающий весь вовне и весь внутри. Дух несотворенный, не нуждающийся ни в дыхании, ни в нашем смертном уме, стоящий выше всех условий и вне вечной причины феноменальных и относительных вещей».
Наше размышление на следующий месяц состоит в следующем:
«Существует лишь одна Истина – люди же называют ее разными именами. Вне времени и пространства, вне всяких законов причинности вечно пребывает Единое– Все».
Примечания
1
Сейчас население Индии превышает миллиард человек. – Прим. ред.
2
См. соч. того же автора «Жнана-йога». – Прим. перев.
3
Т. е. отсутствие сознания чего-либо внешнего, какой-либо независимой от духа и ограничивающей его реальности. – Прим. ред.
4
Ведавьяса – другое имя Бадараяны. – Прим ред.