или, как говорил один из выдающихся йогинов Свами Вивекананда, познакомивший западный мир с настоящей Йогой Индии: «Кто хочет стать йогином, должен сойти с ума на йоге»; а его гуру Шри Рамакришна Парамахамса развил ту же мысль в притче: «Однажды к великому гуру пришёл ученик и спросил, как можно достичь йоги. Учитель привёл его к водоёму и окунул с головой. Сначала ученик покорно ждал, потом стал вырываться, наконец, отчаянным рывком освободил свою голову, вынырнул и стал жадно дышать. Тогда гуру сказал: «Когда ты будешь стремиться к йоге, как стремился
ься. Йога с её удивительно тонким учётом психофизиологических моментов для упражнения в сосредоточении и отвлечении органов чувств от предметов рекомендует сосредоточить взгляд на каком-либо маленьком предмете или держать глаза в состоянии крайней конвергенции, то есть скосить глаза на кончик носа или на переносицу; можно и не конвергировать, а держать глаза в напряжённом состоянии крайнего отведения, например, вверх (так или иначе нужно создать доминанту, подавляющую все другие центрствующий намеченной цели, чем это сделали древние риши, создатели йоги. Техника может вариировать, но сущность пратьяхары остаётся та же: нужно создать доминанту, поглощающую возбуждения, идущие от других органов чувств или, выражаясь языком современной физиологии, от иных корковых анализаторов. Когда упражняющийся достаточно овладел техникой фиксации взора, он переходит к упражнениям такого же характера, но технически более трудным: фиксации внимания на какой-нибудь внутренней точке тела: на своде носоглотки, на кончике языка или, как советует Вивекананда, на сердце. В Индии способность сосредоточения развивают с детства, эта способность, по-видимому, в какой-то мере закреплена в народном характере. В этом отношении показательна черта из жизни Вивекананды: будучи пяти-шестилетним ребёнком, Нарен обладал такой силой сосредоточения, что однажды, сидя в сосредоточенном состоянии на веранде своего дома, он не заметил вставшей перед ним кобры, и остался неподвижным, а товарищ его убежал с криком. Кобра, постояв, уползла. Когда Нарена спросили, почему он не убежал, он ответил, что никакой змеи не видел. В другой раз, в юношеском возрасте, Нарен погрузился в разНарена, он увидел, что лицо того покрыто москитами, как серой маской. По окончании времени размышления друг спросил Нарена, как он мог вытерпеть, не шелохнувшись, такое нападение москитов. Нарен ответил, что он их не замечал.
САМЬЯМА (ДХАРАНА, ДХЬЯНА, САМАДХИ)[40]
Исходя из положения Санкхьи об отсутствии принципиальной разницы между эмпирическим субъектом и объектом, так как танматры, образующие лингам эмпирического субъекта, и махабхуты, образующие объект, по существу одно, Патанджали считает, что субъект может получить любые качества объекта путём охватывания его своим тонким тело-нибудь определённом предмете»; таким образом, в состоянии дхараны субъект и объект ещё строго различаются. 2… «ток (сознания), единственно туда (направленный), есть дхьяна». Между дхараной и дхьяной нет качественной разницы, скорее здесь можно говорить о количественной разнице. 3. «Когда (при продлении сосредоточения) исчезает к
Я напряжённо слушаю музыку, «весь превратился в слух», то есть выключил восприятия других чувств (пратьяхара), но я ещё чётко различаю мелодию, её ритм, темп, гармонизацию и пр. Исполняемое произведение есть ещё для меня вполне определённый объект, которым я всецело занят, такое психическое состояние называется дхарана. Но по мере напряжения внимания отдельные элементы начинают стушёвываться, произведение начинает восприниматься как нечто целое, простое, оно овладевает моим вниманием насыки; чем больше слагаемых из воспринимающих анализаторов, тем более чётко разграничиваются субъект и объект и восстанавливается течение психологического времени. Эти состояния настолько субъективны, что попытка описать их кончается полной неудачей, так как она внутренне противоречива.
В философских йогических текстах мне не известны описания самадхи. Арбман отмечает, что в йоге широко практиковалось употребление наркотических средств (на что намекает известная легенда о том, как Шива проглотил яд), но это уже относится к области психопатологии, которая при рассмотрении йоги вовсе не обязательна. Арбман указывает на то, что в Ригведе (X, 133, 7) описывается йогический экстаз. Типичны гимны альваров и бенгальские санкиртаны, но это лишь слабый намёк на переживание йогинов. Считается, что махасамадхи необратима.
1.Аникеев Н. П.
2.Аникеев Н. П.
3.Анохин А. К.
4.Аров Б.
5.Арья Шура. Гирлянда Джатак. Перевод с санскр. А. П. Баранникова и О. Ф. Волковой. М., 1962, 348 с.
6.Баумгольц И. Л.
7.Блонский П. П.
8.Вайян Д. Ж.
9.Двадцать пять рассказов Веталы. Перевод с санскритского И. Серебрякова. М., 1958, 147 стр. с илл.
10.Законы Ману. Перев. С. Д. Эльмановича. М., 1960, 360 стр.
11.Красносельский Г. Н.
12.Кровоснабжение центральной и периферической нервной системы человека. Под ред. проф. Б. В. Огнёва. М., 1950, 282 стр. с илл.
13.Матье М. Э.
14.Махабхарата,
15.Неру Д.
16.Огнёв Б. В. и Метальникова И. Н.
17.Огнёв Б. В.
18.Петров Ю. Л. Фiзичне виховання йогiв (хатха-йога), Київ, ДМВ УРСР, 1960, 64 стр.
19.Радхакришнан С.
20.Роллан Р.
21.Серрюс Ш.
22.Синха Н. К. и Бенерджи А. Ч.
23.Смирнов Б. Л.
24.Смирнов Б. Л.
25.Смирнов Б. Л.
26.Щербатский Ф. И.
27.The Aphorisms of the Yoga Philosophy of Patanjali. With illustr. extracts from commentary by Boja Raja. Allahabad, 1852, 62 p.
28.Arbman E. — Rudra. Untersuchungen zum altind. Glauben und Kultur. Uppsala, 1922.
29.Autran Charles — La prзhistoire du christianisme. Vol. I. Autoure de I’Asie Occidental. Paris, 1941, 322 p.
30.Avalon Arthur — The Serpent Power. Madras-London, 1931, 500, XXXI p., 17 I. pl.
31.Bhagavadgita. Transl. and comment. by Duglas Hill. 2-th ed. London, 1953, 234 p.
32.Bhagavadgitф. Цbers. von Richard Garbe. 2. Aufl. Leipzig, 1921.
33.Bhandarkar — Vaishnavism, Сaivaism and Minor Religious Systems. Strastburg, 1913, 169 S. (Grundriss der Indio-Arische Philologie und Altertumskunde. Bd. III, H. 6).
34.Bhattacharya Iogendra Nath — Hindu castes and sects. Calcutta, 1896, 623 p.
35.Budge Wallis — The Dwellers on the Nile. London, 1926, 326 p.
36.Chandhuri Nanimadhav — Some aspects of the worship of Nфrфvapa. Ind. Historical Quarterlv. vol. 22, N 3, 1946, p. 191—199.
37.Colebrooke H. — On the Philosophy of Hindus. P. I. Transactions of Royal Asiatic Society of Great Britain and Irland, Vol. I, 1824, p. 19—43, 32—118, 439—465, 549—579.
38.Coomaraswamy Ananda. — History of Indian and Indonesian Art. London—Leipzig, 1927, 259 p.
39.Coomaraswamy Ananda. — Rigveda X, 90, I. Journ. of Amer. Ost. Soc., vol. 66, N 2, 1946, p. 145—161.
40.Dahlmann Joseph — Die Sфmkhya—Philosophie als Naturlehre und Erlйsungslehre. Berlin, 1902, 294 S. (Mahabharata—Studien, Bd. II).
41.Dahlmann Joseph — Nirvфna. Berlin, 1896, 197 S.
42.Dasgupta Surendranath — Yoga as philosophy and religion. London, 1924, 200 p.
43.Dasgupta Surendranath — A History of Indian philosophy. Cambridge Univ. Press., 1932. Vol. 1, 2.
44.Deussen Paul — Allgemeine Geschichte der Philosophie. Bd. I, Abt. 1, 2, 3. Bd. II, Abt. 1, 2; 4. Aufl. Leipzig, 1920—1921.
45.Deussen Paul — Das System des Vedфnta. 4. Aufl. Leipzig, 1923, 540 S.
46.Dhormе Edouard — Les religions de Babilone et d’Assyrie. Paris, 1945, 453 p.
47.Garbe Richad — «Hindu Monism» (цит. по Dasgupta, I, 33).
48.Garbe Richad — Die Samkhya Philosophie. Leipzig, 1894.
49.Garbe Richad — Samkhya und Yoga. Strastburg, 1912, 51 S. (Grundriss der Indo-Arisch. Philologie und Altertumskunde. Bd. 3, H. 4).
50.Garbe Richad — Zum Ursprung den Lehre vom Samsara. Zeitschrift der Deutsche Morgenl Gesellsch., Bd. 64, 1910, 333 S.
51.Gough Archibald Edward — The Philosophy of the Upanishads. London, 1882, 268 p. (Trцbuers Orient. Series).
52.Harlez — Une leсon de philosophie dans l’Inde antique. Le Musзon. Revue des sciences et des lettres, vol. I, 1882, p. 538.
53.Hasting’s
54.Hertel Ioh. — Das Brahman. In: Indogerm. Forschungen, Bd. 41, 1923, S. 185—209.
55.Hervey de Witt Griswold — Brahman. (A. Study in the History of indian Philosophy). New-York, 1900.
56.Hillebrandt A. — «Brahman». In: Beitrяge zur Literaturwissenschaft und Geisgeschichte Indiens (Festgabe H. Jacobi), Bonn, 1926, p. 265—270.
57.Kassirer Ernest. Philosophie der symbolischen Formen. Bd. 1—3. Berlin, 1925.
58.Keith A. Berriedale — A History of Sanskrit Literature. London, 1953, 575 p.
59.Koomaraswamy K. — Hinduism and Buddhism. New-York, Phylosophy Library, s. a.
60.Kumarappa Bharatan — The hindu conception of the Deity as culminating in Rфmanuja. London, 1934, 356 p.
61.Lamotte Etienne — Notes sur la Bhagavadgita. Paris, 1929, 153 p.
62.Lefebure E. — Le culte du feu dans l’Inde et en Egipte. Le Musзon, vol, 14, 1895, p. 316—325, 445—471.
63.Life of сri Ramakrischna. Calcutta, 1955, 620 p. I, 1. portr.
64.The life of Swami Vivekananda. By his disciples western and eastern Calcutta, 1955, 765 p., 4 I. ill.
65.Low Bimala Churn — India as described in early texst of Buddhism and Jainism. London, 1941, 315 p.
66.Macnicol Nicol — The livingions of indian people. London, 1934, 324 p.
67.Masson-Oursel, Willman-Grabowska, Ph. Stern—L’Inde Antique et la civilisation indienne. Paris, 1933, 497 p.
68.Melville Kennedy — The Chaitanya movement. Madras—Calcutta, 1925, 257 p.
69.Mookherjee S. — Сamkara on Vivartavфda. Calcutta Reviw, 1931, june, p. 388—409.
70.Oltramare Paul — L’istoire des idзes thзosophiques dans L’Inde. Vol. 1—2. (Annal du musзe Guimet, vol. 23. 31).
71.Osthoff — «Brahmo». In: Hasting’s Encyclopedia of religion. Edinburgh, 1909.
72.Przyluski — Asses. Horses and Gandharvas. Indian Culture, vol. 3, N 4, 1937, p. 613—620.
73.Regnaud — Matзriaux pour servir З l’histoire de la Philosophie de l’Inde. P. 1—2. Paris, 1876—1878 (Bibl. de l’зcole des hautes зtudes. Fasc. 28, 34).
74.Roy M. A. — The Bhagavad-gitф and modern Scholarship. (Interpretations of the Bhagavad-gita). Book. I. London, 1921, 269 p.
75.Ruben Walter — Die Philosophen der Upanishaden. Bern, 1947, 338 S.
76.Schmitz Oscar — Psychoanalyse und Yoga. Darmstadt, 1923, 192 S.
77.Schrader Otto — BrЪhman und Dharma. In: Beitrяge zur Literaturwissenschaft und Geisgeschichte Indiens (Festgabe H. Jacobi), Bonn, 1926, S. 271—275.
78.Schrader Otto — Zum Ursprung den Lehre vom Samsara. Ztschr. der Deutch. Morgenl. Gesellsch., Bd. 64, 1910, S. 333—335.
79.Sechzig Upanischad’s des Veda. Цbers. von Paul Deussen. Leipzig, 1921, 928 S.
80.Senart E. — Les castes dans l’inde. Paris, 1896, 257 p. (Ann. du Musъe Guimet. Vol. 10).
81.Senart E. — Rajas et la theorie indienne des trois gunas. Journal Asiatique, 1915, N 1, p. 151—164.
82.Shastri Bhagawan Kumar. The bhakti cult in ancient India. Calcutta, 1922, 416 p.
83.Stcherbatsky Th. — The conception of Buddist Nirvфna. Leningrad, 1927, 246 p.
84.Svфtmфrфma Svamin — Hathayogapradipikф. P. I. Transl. by Srinivфsa Iyangar. Madras, 1933, 101 p.
85.Thibaut G. — The vedanta sutras with comment. of Сankarфcфrya, 1890 (The Sacred Books of the East. Vol. 34).
86.Vivekananda — Raja-yoga. In: The complete Works., Vol. I, Calcutta, 1946, p. 121—313.
87.Wilber Elmore Theodore — Dravidian gods in modern hinduism. University studies preinted by University of Nebraska, vol. 15, N 1, 1915, p. 1—149.
88.Yoga-Mimфnsф. Ed. by Сrimat Kuvalayфnanda. Vol. 1—4, Bombay, 1924—1933.
89.Zimmer Heinrich — The Art of Indian Asia. Vol. 1 — Text, vol. 2 — Plates. New-York, 1955.
90.Zimmer Heinrich — Indische Sprachen. Mцnchen—Berlin, 1935, 25 S. 8 Bl. Bildtafeln.
91.Zimmer Heinrich — Myths and Symbols in Indian Art and