Сатьянанда Йога Нидра. Сарасвати Свами.
Сатьянанда Парамахамса.
Свами Сатьянанда Са-расвати родился в 1923 году в небольшом городке близ Альмора, у подножия Гималаев. Будучи ребенком, он проявлял незаурядные способности и в шесть лет испытал первое духовное потрясение. Многие мудрецы и садху, проходя мимо его дома на пути к вершинам Гималаев, благословляли впечатлительного мальчика, который с ранних лет инстинктивно тянулся к духовным постижениям. В 19 лет он оставляет дом и семью, надеясь найти своего духовного учителя. Вскоре он встречает в Ришикеше своего гуру Свами Шива-нанда. На протяжении 12 лет он верно и преданно служил своему учителю, и Свами Шивананда говорил, что этот ученик работал за четверых. Свами Сатьянанда действительно трудился с рассвета до позднего вечера, не гнушаясь никакой работы — от уборки до управления ашрамом. Служить гуру было его страстью и отрадой. Он свято исполнял завет учителя Свами Шивананды, который говорил ему: «Работай усердно, и ты будешь просветлен.
Не думай о свете. Он сам будет излучаться из тебя». Так и случилось: Свами Сатьянанда Сарасвати стал светочем хатха йоги и кундалини тантры. После 12 лет, проведенных с гуру, Свами Сатьянанда много странствовал по всей Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону, встречаясь со многими выдающимися йогами и святыми, а в часы уединения совершенствовал йогиче-скую технику, размышляя о том, как помочь страждущим.
В 1963 году он основал Движение Международного Общества Йоги. Вскоре возникла и Бихарская Школа Йоги в Мунгере, как средство духовного возрождения и в Школу потянулись со всех концов свет. Учение Свами Сатьянанды стало быстро распространяться по всему миру. В 1968 году он отправился в кругосветное путешествие, широко популяризируя древнюю йогическую традицию среди всех людей, независимо от религиозной, национальной или расовой принадлежности. С тех пор Свами Сатьянанда стал ведущим лидером Йоги и Тантры.
В 1983 году он назначил Свами Ниранджанананда Сарасвати своим преемником. С тех пор его любимый ученик является Президентом Бихарской школы йоги и духовным лидером всех присоединенных йогических центров.
В 1984 году Свами Сатьянанда основал благотворительно-социальный институт Шивананда Матх и научно-исследовательский институт йоги.
В 1988 году Учитель оставил Мунгер и принял самоотречение Кшетра санньясу, т.е. отрешение от всех хозяйственных дел и паломничество по сиддха тиртхам (священным местам Индии. -Прим.Ред.) в качестве блуждающего санньясина, не принимающего никакой помощи даже от тех ашрамов и институтов, которые сам основал…
В настоящее время Сатьянанда Сарасвати живет жизнью Па-рамахамсы санньясы, который обладает вселенским видением.
Бихарская школа йоги
Бихарская школа йоги в Мунгере была основана в 1964 году Свами Сатышарда Парамахамсой как основной Центр Международного Сообщества Йоги, цель которого заключается в том, чтобы познакомить всех желающих с древнейшей практикой йогических традиций. В 1968 году здесь открылись первые подготовительные курсы для учителей йоги в Европе. С тех пор слава об этом Центре распространилась до самых отдаленных уголков планеты, а сам Центр со своей знаменитой школой пополнился большим числом последователей и новыми филиалами в Индии и за рубежом. Сегодня Бихарская школа йоги расположена на живописном холме Ганга Даршан, с которого открывается величественная панорама на священную Гангу. Здесь, в ашраме, в атмосфере естественной красоты и в окружении прекрасных благоухающих садов с зелеными лужайками, формируется видение новой йогической жизни. Здесь обучают различным техникам интегральной йоги; специально подготовленные санньясины занимаются с учащимися в оздоровительных программах, рассчитанных как для групп, так и отдельных лиц; есть также курсы по крийя йоге и курсы по подготовке учителей; регулярно проводятся консультации и обучение простым асанам и пранаямам и т.д. Именно здесь, в Бихарской школе йоги, открылась программа подготовки санньясинов среди женщин. Школа имеет отличную библиотеку, в которой представлены редкие книги и свитки по йогической терапии, и оснащена полиграфическим оборудованием, что дает возможность осуществлять весь издательский процесс от набора текста до издания и распространения книг. Система конвенций, семинаров и лекционных турне способствуют распространению йоги «от двери к двери» и «от берега к берегу». Квалифицированные санньясины организуют собрания, семинары и лекции по всей Индии и за рубежом, т.к. не каждый может позволить себе роскошь приехать в Индию и жить, обучаясь в ашраме.
Шивананда Матх
Шивананда Матх — это социально-благотворительная Миссия, основанная Сатьянанда Парамахамсой в 1984 году в честь своего Учителя Свами Шивананды Сарасвати. Цель Миссии — помочь отверженным и неимущим особенно в сельских местностях. К настоящему времени Шивананда Матх завершил следующие проекты: выдача стипендий более, чем 500 способным студентам; бесплатное распределение одежды потерпевшим от стихийных бедствий; сдача в эксплуатацию в Мунгере 50 колодцев для снабжения населения дополнительной водой; регулярные двухнедельные выезды в деревни мобильного госпиталя для оказания необходимой помощи людям и животным; организация в Мунгере автобусной остановки. В ближайшее будущее предполагается: организовать шефство над другими деревнями, построить ряд образцовых поселений, снабдить отсталые районы школьными учебниками. Однако, важнейшей стратегической целью Шива-нанда Матх по-прежнему остается совокупность таких задач: обеспечение засушливых районов достаточным количеством водоемов, колодцев и ручных насосов; строительство школ, библиотек, исследовательских центров, общежитий, приютов для сирот, домов отдыха, ашрамов, больниц, санаториев, центров скорой помощи и домов для отстающих в развитии. Все перечисленные мероприятия будут реализованы, разумеется, независимо от кастовой, социальной или религиозной принадлежности.
Исследовательский Фонд Йоги
Исследовательский Фонд Йоги был основан Сатьянанда Па-рамахамсой в 1984 году с целью научного обоснования йогиче-ской практики, как важнейшей сущности дальнейшей эволюции человечества. В течение пяти лет институт занимался исследованием природы наиболее распространенных респираторных заболеваний. Опубликованные отчеты убедительно показали, что регулярная практика йоги приносит весьма существенную пользу.
Исследовательская программа, которая была торжественно открыта Ниранджанананда Парамахамсой на Ганга Даршане 10 февраля 1989 года в присутствии международного сообщества врачей, была впоследствии продемонстрирована в Европе и в Австралии. Эти программы базировались на системе тестирования и имели компьютерное обеспечение, позволявшее наблюдать за состоянием практикантов до экзаменов и после них. Участники обучались различным йогическим практикам и получали соответствующие указания для дальнейших исследований.
Йога Нидра — божественное расслабление.
Обычно люди не расстаются со своими стрессами и проблемами даже во сне. Это — просто нидра. Но есть йога нидра, сон, свободный от бремени.
Когда сущность души отделяется от модификаций ума, когда бодрствование, сновидения и сон без сновидений устраняются с лица души, ее сияющий свет проникает в самосознание, пропитывая его высшим блаженством йога нидры.
Нидра (или сон) — всего лишь отдых и подобие расслабления для ума и чувств.
Йога нидра — высшее расслабление и высшее блаженство, подлинное освобождение души из мрака заточения. Тантра определяет йога нид-ру, как врата в самадхи.
Свами Сатьянанда Сарасвати
Йога нидра, восходящая к Тантре, является мощной техникой сознательного расслабления, которое не имеет ничего общего с погружением в сон. Такое расслабление нельзя сравнить и с т.н. «отдыхом», когда мы удобно располагаемся в кресле, вооружившись чашкой кофе, напитком, сигарой и газетой перед телевизором. Это скорее чувственное развлечение, чем релаксация (или расслабление), т.к. йога нидра — это осознанный сон, особый систематический метод полного физического, умственного и эмоционального расслабления. Термин «йога нидра» состоит из двух слов: «йога» — союз, единство (или однонаправленное сознание) и «нидра» — сон. Внешне, со стороны, может показаться, что человек, практикующий йога нидру, просто погружается в сон, в то время как в действительности его сознание продолжает функционировать, проникая в подсознание. Вот почему йога нидру часто называют психическим сном, глубокой релаксацией с внутренним осознанием, когда на грани сна и бодрствования происходит спонтанный контакт со сферой подсознательного и бессознательного. Йога нидра приводит к состоянию релаксации благодаря отвлечению сознания от внешних впечатлений и погружения его в сокровенные недра психики. Если сознание отделить как от внешнего восприятия, так и от сна, оно наполняется силой, которую можно использовать в различных целях: укрепление памяти, накопление знаний, повышение творческих способностей, преобразование всей личности. В Раджа йоге Патанджали упоминается состояние, называемое пратьяхарой, когда разрывается связь между воспринимающим умом и чувственными каналами. Йога нидра олицетворяет такую пратьяхару, которая приводит к высшим состояниям концентрации сознания и к самадхи.
Около 35 лет назад, когда я еще жил в Ришикеше с моим гуру Свами Шиванандой, мне было поручено по ночам охранять ашрам. Я должен был бодрствовать всю ночь, пока не придет Учитель, но обычно к 3 часам я засыпал, а к 6 просыпался, а тем временем ученики пробуждались к 4 часам, принимали омовение и начинали распевать мантры, которых я не мог слышать, т.к. крепко спал. Однажды в ашраме было большое торжество, на которое пригласили учеников из санскритской школы, чтобы они пропели свои мантры. И вдруг во время их пения я почувствовал, что эти мантры мне знакомы: чем больше я слушал, тем больше убеждался в том, что я их знаю! Но — откуда? Где я мог слышать эти знакомые вибрации?.. И я обратился за помощью к Учителю, который мне разъяснил, что эти мантры воспринимало и усваивало мое тонкое тело в то время, когда я крепко спал. Это меня буквально ошеломило, т.к. я знал, что знания усваиваются лишь в состоянии бодрствования посредством внешнего восприятия. Так родилась йога нидра, новые открытия и новый опыт. Впоследствии я убедился в том, что сон вовсе не является абсолютно бессознательным состоянием, — скорее, это состояние потенциальной осознанности, которая постоянно дремлет в каждом из нас и готова отреагировать на внешнюю ситуацию. Это означает, что при помощи особой тренировки можно плодотворно использовать это состояние.
Тантрические истоки
После своего неожиданного открытия я стал пристально изучать тантрические тексты, надеясь извлечь практическую пользу для нашего времени. Я перепробовал много важных и малоизвестных практик, но после долгих поисков все же решил сконструировать новую систему, которую назвал йога нидрой, квинтэссенцией всех этих практик или наукой, не отягощенной сложными ритуалами. Характерная черта йога нидры — постоянная ротация (вращение) сознания в теле согласно тантрической практике ньяса, т.е. фиксация сознания в определенной точке. Ньяса практикуется в сидячей позе, требует использование специальных мантр, которые перемещают и ощущают в различных частях тела. Вначале называется часть тела, затем она визуализируется и к ней прикасаются рукой и наконец, туда перемещается мантра. Ньяса обычно использовалась в тантрических ритуальных практиках для освящения физического тела и проникновения в него при помощи внушения высшего божественного сознания. Так, например, Ангуштади-шаданга-ньяса использовалась для перемещения мантр по руке в такой последовательности:
Большой палец — храмангуштабхьям намаха
Указательный — хрим тарджьянибхьям сваха
Средний — хрум мадхьямабхьям вашат
Безымянный — храйм анамикабхьям вашат
Мизинец — храум каништхабхьям вашат
Ладонь и тыльная часть руки — храх караталаприштабхьям пхат.
Точно так же определенные мантры перемещались по различным частям тела и в Хридайи-шаданга-ньясе. Ныне йога нидра обрела современный облик и может использоваться даже теми,