Скачать:PDFTXT
Сатьянанда Йога Нидра. Сарасвати Свами

не успели представить — не беда, попробуйте вообразить хоть какой-нибудь из них. Итак — начали:

Красный резиновый мяч, песчаный пляж, яркие разноцветные морские ракушки, плавающая в воде рыба, летящий высоко в небе бумажный змей, спящий кот, бабочка среди цветов, радуга через все небо, водопад, зеленый шарик, школьный автобус, играющие дети, монах в медитации, снежная вершина горы, восходящее солнце, голубое небо, пушистые облака, птица на дереве, лодка на реке, желтый квадрат, красный треугольник, белый круг, черная точка.

Теперь направьте луч своей звезды в межбровный центр и попытайтесь представить, как сама звезда спустилась по лучу внутрь этого центра и ярко осветила внутреннее пространство мозга, после чего резко возросли ваши умственные способности. Именно сейчас вам следует подумать о самом важном в вашей жизни, о самом главном, что вы должны сделать, пока живете на свете.

Визуализация природы

Представьте, что вы гуляете в прекрасном саду. Раннее утро и вы совершенно одни. Есть только природа и вы, наслаждающийся природой. Прочувствуйте босыми ногами прохладную землю. Наслаждайтесь ощущением этой прохлады. Обратите внимание на растения и деревья, окружающие вас. Прислушайтесь. Слышите, как где-то далеко звучат раскаты грома? Взгляните вверх -небо постепенно темнеет. Начинается дождь. Вы стоите на ярко-зеленой лужайке и наблюдаете, как от стебельков травы отскакивают капли дождя. От земли исходит свежий запах трав и цветов. Расслабьтесь и не бойтесь воды. Позвольте себе стать совершенно мокрым. Это приятно — стоять мокрым под летним дождем. Буря утихла. Солнце разрывает облачный покров и начинает согревать вас. Вскоре оно совершенно высушивает вас. Вам уже тепло. Наслаждайтесь энергией солнца, которое пропитывает вас здоровьем, вам хорошо… Радость переполняет вас и вы бежите по саду и смеетесь от избытка жизни. Вместе с вами радуются и поют экзотические птицы на деревьях. Прислушайтесь к их прекрасному пению.

Между деревьями ощущается легкий прохладный ветерок. Шелестит листва. Иногда внезапный порыв ветра налетает на вас и ерошит ваши волосы на голове. Вы дышите полной грудью и наслаждаетесь живительным воздухом…

Как стать фруктовым деревом

Представьте себе, что вы семя, посаженное в землю. Вы окутаны тьмой и землей. Начался дождь и постепенно земля вокруг вас становится влажной, сырой и прохладной. Вскоре солнце согревает землю и почва просыхает. Вам становится теплее и вы ощущаете энергию солнца. Вам так хочется увидеть солнце и ощутить непосредственно его свет! Через некоторое время из вас исходит небольшой импульс, толчок, который позволяет вам немного приблизиться к поверхности почвы и одновременно упереться корнями вниз для поддержки этих усилий. Вы все больше и больше прорастаете навстречу солнцу и уже приобрели небольшие крылышки — зеленые листочки. При помощи своих корней вы пьете воду, а при помощи листочков впитываете энергию солнца. Это и есть ваша пища, при помощи которой вы формируете себя и благодарите землю и солнце за бесценный подарок -кислород, так необходимый всему живому на земле… Постепенно вы становитесь молодым деревцом и к вам прилетают пчелы, чтобы отведать нектар в ваших прекрасных цветах. Как много пчел прилетело к вам… Это ваши друзья. Они никогда не жалят фруктовые деревья. Вскоре вы выпускаете плоды. Прекрасные зрелые фрукты привлекают к вам детей и взрослых. Они восхищаются вами и вашими плодами. Но у вас гак много плодов, что люди не успевают собрать их всех и поэтому они вскоре сами падают на землю и гниют в почве. Это означает, что семена снова оказываются в земле и могут прорасти опять в прекрасное фруктовое дерево. И все начинается сначала.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

СОН, СНОВИДЕНИЯ И ЙОГА НИДРА

В то время, как природа сознания в состоянии бодрствования известна всем, природа сна и сновидения еще требует изучения. И все же современные исследования проливают определенный свет на природу психофизиологических функций сна, что закладывает основу для дальнейших научных изысканий и анализа йога нидры. Сон является естественным регулярным процессом нашей жизни, и человек нуждается в периодическом отдыхе и расслаблении ума и тела, чтобы отключить сознательную активность мысли, ощущений и движений. Иными словами, сон — это пратьяхара /т.е. естественное отвлечение чувств/, при которой наше сознание спонтанно отделяется от органов восприятия и действия и, следовательно, не накапливает опыта. Когда происходит отвлечение сознания от органов чувственного восприятия /гьянендрий/ и от органов действия /кармендрий/, автоматически исчезает контакт между внешним миром, с одной стороны, и внутренним возбуждением в чувственно-двигательной области в коре головного мозга — с другой. В этот важный момент сознание, отвлеченное от внешнего мира, направляет свою активность на поиск внутреннего источника. Исследования показали, что во время этого отвлечения сознания чувственные возможности резко сокращаются вследствие того, что сознание погружается в более глубокие уровни ума. Ум цепенеет и обволакивается сном… Согласно тантрической философии вхождение в сон есть ни что иное, как постепенное движение сознания вверх по чакрам вплоть до своего космического источника сахасрары. Так, например, ощущение запаха /обоняние/ — это первое разобщение сознания с муладхарой, которая олицетворяет среди таттв землю. Запах возбуждает вкус, пробуждающий таттву воды, которая олицетворена в свадхистхане. Процесс удовлетворения вкуса указывает на огонь пищеварения, восходящий к манипуре. Прикосновение — это анахата, таттва воздуха, и, наконец, слух — это таттва эфира или вишуддха чакра.

Таким образом, йога нидра, лишенная всех этих ощущений, кроме слуха, соответствует той стадии сна, которая находится на границе между бодрствованием и сном.

Состояния сознания

И йоги, и психологи, и физиологи признают, что существуют три отчетливо различимых состояний сознания: бодрствование, сновидение и сон без сновидений. Также не отрицается, что каждое из этих трех состояний (как, впрочем и состояние в йога нид-ре) фиксируется в коре головного мозга по степени электрической активности, как это показано в Таблице № 1.

В состоянии бодрствования сознание взаимодействует с внешним миром и активно воспринимает его сквозь каналы чувств. Эта стадия зафиксирована исследователями высокой частотой бета-ритмов /от 13 до 20 герц/. В состоянии сна, когда преобладает подсознание, активизируются подавленные желания, страхи, глубоко укоренившиеся впечатления /самскары/. В соответствии с этим высокая частота бета-волн сменяется тета-волнами меньшей частоты /от 4 до 7 герц/. В состоянии глубокого сна активизируется бессознательный ум, хранилище инстинктов и всех опытов прошлого эволюционного развития. В отличие от сновидения в глубоком сне без сновидений полностью отсутствуют какие-либо элементы активности чувств и ума, все прошлые впечатления /самскары/ и желания /васаны/ парализованы, сознание и прана отвлечены от индивидуального фактора и направляются к безличному созидательному источнику. Во время этой стадии сознания, которое известно в тантрических и йогических писаниях, как «ночь Брахмы» или «зародыш творения» /Хираньягарбха/, исследователи зафиксировали ритмическую вибрацию дельта-волн с частотой от 0 до 4 герц. Интересно, что эта частота совпадает и с частотой вибрации материальной вселенной — факт, зафиксированный приборами ученых.

Гипнагогическое состояние или йога нидра

Между бодрствованием и сновидением локализована важнейшая прослойка сознания и опыта, определяемого психологами как гипнагогическое состояние. Это переходное состояние длится около 5 минут и характеризуется альфа-волнами с частотой от 8 до 12 герц, сопровождаясь глубокой релаксацией и позитивным освобождением от физических напряжений во всем теле. Сознание еще продолжает удерживать некоторые остаточные признаки внешнего воздействия. Наступает период, когда бодрствования УЖЕ нет, а сон ЕЩЕ не наступил.

ТАБЛИЦА №1

Если йога нидра вклинится в этот процесс именно сейчас, она способна растянуть его во времени, отодвигая приближающийся бессознательный сон при помощи сознательного сна. Йога нидра как бы заслоняет внешний мир от интравертного ума, сохраняя лишь один канал бодрствующим — слушание голоса инструктора и мысленное исполнение его советов. Любопытно, что во время сеанса йога нидры исследователи заметили, как иногда вспышки альфа-волн как бы рассыпались, уступая натиску то бета-волн, то тета-волн. Это означает, что сознание пытается закрепиться на стадии между бодрствованием и сном, т.е. между экстраверсией и ин-траверсией. Если бы возобладала экстраверсия, человек вернулся бы к бодрствованию или к чувственному восприятию; однако, интра-версия привела бы к постепенному погружению в сон. Но если сознание человека зафиксировать на промежуточной стадии, в которой отмечаются постоянные пульсации альфа-волн, можно достигнуть глубокого переживания в состоянии полной релаксации. Это достижение по всем параметрам не сравнимо ни с бодрствованием, ни со сном, ибо оно имеет все преимущества обоих без их недостатков. Не говоря уже об эффективной пользе для здоровья, подобное состояние открывает врата в область сверхсознательного.

Погружение в сон

Обычное погружение в сон означает следующее: вследствие перехода от бодрствования ко сну частота вибраций волн перемещается от бета к тета и далее к дельта, минуя альфа волны. А между тем в йога нидре процесс погружения в сон совершенно иной: от бета — к альфе /задержка на этой стадии/, и — если потерять контроль над альфа-состоянием — наступает последующее сползание к тета- и дельта- состояниям. Нельзя достичь удовлетворительного расслабления просто погружаясь в сон без предварительного осознанного расслабления. Вот почему большинство людей засыпает с мышечными, эмоциональными и умственными напряжениями, погружаясь из бета-состояния непосредственно в дельта-состояние, так и не избавившись от всех зажимов и комплексов в предварительном альфа-состоянии. Именно поэтому они встают утром уставшими и опустошенными. Не испытав подлинного расслабления в процессе альфа-состояния, они во время сна продолжали совершать психофизические действия, накапливая потенциал напряженности. Йога нидра дает возможность задержаться в альфа-состоянии и полностью освободиться от всех напряженностей. После такого отдыха наступает подлинный сон, освежающий и укрепляющий человека… Йога нидра рассматривается, как состояние, отличное от сна, и все-таки можно сказать, что благодаря йога нидре наступает действительно конструктив-: сон, каким и создала его Природа.

Проблески сверхсознания

Большинство людей, переходя от бодрствования ко сну, утрачивают осознание переживаемого состояния и не пытаются растянуть переходную фазу между бдением и засыпанием. Если бы они принудили себя к этому, они могли бы испытать вследствие регулярных экспериментов такого рода высшую гармонию и единство между всеми уровнями сознания. Тот, кто предпочитает всем трем стадиям сознания йога нидру, как высшую стадию, сливается с универсальной природой сознания. Религиозная традиция определяет данный переживаемый опыт сверхсознания, как божественное состояние, но йога нидра и тантрическая традиция определяют его, как проблеск сверхсознания. Обычные люди, как правило, вспоминают свои сновидения, или говорят о своих видениях, как о чем-то необычайном и удивительном. А между тем, все эти переживания глубоко архетипичны и симво-личны и не могут быть осознаны заурядным умом. Вследствие этого они остаются по-прежнему по ту сторону сознания и не впитываются им. Человек продолжает жить внутри своего ограниченного пространства, не сознавая всю его безграничность. Он не понимает и не осознает тех намеков и импульсов, которые постоянно вибрируют в нем самом и не может их использовать для своей же пользы… Так и

Скачать:PDFTXT

Сатьянанда Нидра. Сарасвати Свами Йога читать, Сатьянанда Нидра. Сарасвати Свами Йога читать бесплатно, Сатьянанда Нидра. Сарасвати Свами Йога читать онлайн