Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Сатьянанда Йога Нидра. Сарасвати Свами

живет он со своим обрывочным сознанием без цельной картины психического опыта. Он не знает ни того, КТО он есть на самом деле, ни того, КУДА он движется. В этом и состоит основная причина всех его страданий. Именно поэтому он не способен жить в гармонии ни с самим собой, ни со всем окружением.

Йога нидра является тем средством, которое помогает человеку обнаружить ИСТОЧНИК самосознания и неисчерпаемых вдохновений. Йога нидра — это техника «самопобудительного сна», при помощи которого мы можем выявить в себе сокровищницу нашего подлинного сознания, изучить и использовать его для обогащения своей повседневной жизни.

Сон контролируется сознанием

Наши сны — это своеобразные энергетические модели сознания, которые зависят от пробуждения, освобождения или вспышек в психическом теле. Они возникают спонтанно и йога нидра позволяет взять их под контроль. Поднимаясь по духовной шкале все выше и выше, вы при помощи йога нидры учитесь формировать свои сны. Однако, для того, чтобы создавать свои сны и научиться их понимать, необходимо сохранять двойственное состояние полусна-полубодрствования. Иными словами, пока вы спите, вы должны знать, что вы спите. Способность быть свидетелем своего сна является динамической формой пратьяхары.

По существу, йога нидра является наилучшей формой повышения уровня осознания сна. Почти все люди видят сны, но их толкование снов весьма грубы и неэффективны. Как правило, большинство из них просто не помнит своих снов. Сохранить память о снах возможно при отчетливой визуализации свидетельствующего сознания. Такое бдительное осознание сна можно развить при помощи техники йога нидры.

Подлинное пробуждение

Как подтверждают современные исследования, присутствие свидетельствующего сознания на фоне протекающего процесса сна приводит к фундаментальным изменениям в работе центральной нервной системы. Наступает новая стадия сознания, известная йогинам и тантрикам, как турия, в результате которой опыт непосредственного восприятия переплетается с опытом психического и астрального восприятия. Это — четвертая или высшая форма сознания, объединяющая опыт всех возможных форм сознания (бодрствования, сна и сновидений). При этом высшая форма не поглощается ни одной из этих трех, но лишь отслеживает триединый опыт психофизических переживаний. Известно, что об этом уже было сказано еще тысячи лет назад в йогических текстах и только сейчас «тайна» становится явью в современных лабораториях при помощи современной науки. С точки зрения нейрофизиологии повышенная возбудимость сознания, сопровождаемая двигательной активностью конечностей, свидетельствует о новой форме протекающих процессов в коре головного мозга, в котором наблюдается сочетание активизации зон, ответственных за внешнее восприятие и внутреннее осознание с падением активности в зонах, ответственных за проявление эмоций. Таким образом, йога нидра открывает новую страницу в дальнейшем исследовании возможностей мозга, активизации самосознания, контроля регулятивных функций сознания, что в конечном счете формирует сознательную судьбу.

Феномен индийского йога Свами Рам

Свами Рам, индийский йог высокого уровня, экспериментально доказал существование «загадочной» и «тайной» четвертой формы сознания или турий.

В 1977 году в «Центре по изучению мозга» /Канзас, США/ проводились научные исследования и наблюдения за работой мозга йога Свами Рам, пока он занимался релаксацией и постепенно входил в более глубокие состояния сознания. Научными изысканиями руководил д-р Элмер Грин, а вибрации биотоков мозга записывались на электроэнцефалографе. Впоследствии мир узнал о научном открытии. Ученые зафиксировали, что йог волевым усилием входил поочередно в различные состояния сознания: когда он полностью расслабил свое тело, он вошел в состояние йога нидры и прибор зарегистрировал 70 % альфа-волн за 5-минутный период визуализации голубого неба с проплывающими на нем редкими облаками. Затем йог вошел в состояние сновидений, которые сопровождались в течение 5 минут преимущественно тета-волнами на 75%. Позднее Свами Рам сказал, что это состояние было дискомфортным, он назвал его «шумным и неприятным». Далее он добавил, что ему удалось устранить его «перемещением сознания в подсознание». Здесь он получил опыт определенных желаний при созерцании архетипических образов, которые стремительно пытались овладеть его сознанием. Наконец, Свами вошел в состояние глубокого сна /сфера бессознательного/ и это подтвердилось медленной вибрацией дельта-волн. Однако сознание его оставалось бдительным на протяжении всего научного эксперимента. Так, например, он легко вспоминал различные события, происходившие в научной лаборатории и связанные с экспериментом. Так, например, после проведенного эксперимента Свами Рам озвучил вопросы, которые один из ученых задавал йогину в период активизации дельта-волн. Наличие дельта-волн указывает на глубокий сон и, казалось бы, йог не мог воспринимать эти вопросы…

Ученым не приходилось до сих пор проводить подобных исследований, когда глубокий сон мог совмещаться с осознанием переживаемого момента. Это явно свидетельствовало, что ученые столкнулись с великим открытием — турия, о которой так упорно твердят древнейшие тексты йогов, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЕТ, как проявленный факт, а не Феномен веры. Ученые воочию убедились, что природа сверхсознания действительно включает в себя все возможные состояния сознания: и бодрствования, и поверхностный сон и сновидение. Иными словами, одновременное взаимодействие сознательности, подсознания и бессознательности вполне возможны. Таким образом, максимальное расслабление всех психофизических процессов в организме неизменно приводит к интеграции сознания как такового и к просветлению личности. По существу, люди, достигшие такого состояния, НЕ СПЯТ. Им знакомо лишь состояние бытия, которое неизменно, независимо от того, сон ли это или бодрствование. Они постоянно пребывают в состоянии турий, в йога нидре.

Стало ясно, что т.н. «универсальный ум» или сверхсознание можно постепенно развить и укрепить при помощи таких эффективных технологий, как йога нидра и медитация. Так прежде таинственный и неприступный мир бессознательного сдает свои позиции, которые теперь определяются, как сверхсознание. Этот постепенный процесс просветления личности и освобождения от ига «таинственных» сил и называется самореализацией, кайваль-ей, мокшей или самадхи.

Сверхсознание

Итак, если в прошлом сверхсознание определялось, как нечто имеющее отношение к мистике или религиозному переживанию, то теперь за сверхсознанием закрепился термин «физиологическая реальность». Современный психолог Карл Юнг определил сверхсознание, как «погружение в коллективное бессознательное». Новейшие исследования в области парапсихологии, пси-феноменов и психотроники подтвердили, что «универсальный ум» действительно существует.

РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СВЕРХСОЗНАНИЯ

Возможности йога нидры не ограничиваются только освобождением от стрессов и глубокой релаксацией, что уже само по себе немаловажно для физиологического отдыха организма. Уже доказано, что йога нидра значительно повышает эффект обучаемости, как таковой, процесс усвоения происходит быстрее и основательнее, почти спонтанно, без особых усилий и независимо от возраста.

Иногда некоторые дети хотели бы научиться чему-либо, но их ограниченные умственные способности весьма препятствуют этому достижению. Однако, при помощи йога нидры они смогут усваивать труднодостижимое для сознания при помощи подсознания. Ребенок, практикующий йога нидру, сам будет удивлен тому, как он быстро и без особых усилий со своей стороны решил недавно неразрешимую проблему: он начинает легко справляться с математическими задачами и теми уроками, над которыми он раньше затрачивал много сил.

Йогическая система обучения

Знание человек может получать различным образом. Существует много методов и систем обучения и наиболее распространенным является обучение в школе, т.е. система поощрений, когда ставится хорошая отметка, и система наказаний, когда выставляется отметка плохая. Ясно, что данная система может претендовать на систему учебы, но отнюдь не на единственную систему обучения^

Подлинное образование предполагает преобразование всего ума. Все реформы народного образования по существу так и не достигли этой важнейшей цели образования. Процесс обучения застрял на уровне увеличения информации, анализа этой информации и сохранения в памяти.

Существует, однако, Йогическая система образования, которая предпочитает спонтанный способ усвоения, для которого не требуется особенно напрягать умственные способности, т.к. подключается иной, подсознательный, канал.

С момента рождения человек постоянно получает те или иные впечатления, которые чаще всего поглощаются подсознанием в форме символических вибраций. Поэтому подлинная система обучения обязательно должна учитывать и символическую природу ума. Нет на свете ничего такого, чего невозможно было бы усвоить при помощи символических методов. Этот метод обучения особенно продуктивен тогда, когда возникает затруднение с пониманием сути. Способному и развитому уму можно объяснить и он все поймет, но менее способный нуждается не в прямом объяснении, а в окольном. Иными словами, для него более приемлемым способом обучения будет символический способ, воздействующий не на сознание, а на подсознание. Здесь йога нидра поистине незаменима.

Повышение функции памяти

Йога нидра используется многими преподавателями, как метод повышения функции памяти. Известно, что развитию хорошей памяти необходимы два Фактора: способность ума впитывать информацию и способность ума вспомнить эту информацию в надлежащий момент. Йога нидра прекрасно справляется с двумя задачами: максимальная восприимчивость и сохранение усвоенного достигается при помощи процесса откладывания информации в подсознании в состоянии осознанности.

Возможность получения знаний во сне и способность выявления этих знаний в состоянии бодрствования называется гипнопедией, которая зависит от внушения уму, пассивно впитывающему эти знания при максимальном расслаблении. Возникает вопрос: «Как можно вспомнить то, что не было схвачено сознанием?» Да, это действительно невозможно, и потому во время внушения, когда тело полностью расслаблено, остается лишь один бодрствующий свидетельслух и благодаря этому свидетелю информация проскальзывает сквозь аналитические способности сознания и погружается подсознание, где и сохраняется до тех пор, пока не будет востребовано. Подсознание является естественным и спонтанным накопителем всей информации, впечатлений и феноменов, которые мы даже не сознаем.

Так, например, слух независимо от нашей воли производит запись всего услышанного и каждого звука в обширных банках памяти в коре головного мозга. Здесь, словно в виртуальном пространстве компьютера, сохраняется вся фонотека звуков в латентной Форме и в любой момент может быть реализована нашей волей. Какой-нибудь незначительный раздражитель может вызвать к жизни значительное переживание, затаившееся в подсознании. К примеру, услышав очень знакомую мелодию, мы можем тотчас вспомнить целую серию впечатлений, связанных с этой мелодией, даже если эти впечатления связаны с нашим детством. Точно так же информация, отправленная в подсознание во время сеанса йога нидры, может быть востребована соответствующим стимулом. Таким стимулом является процесс переигрывания или перечитывания в бодрственном состоянии того материала, который был усвоен и ассимилирован во время занятий йога нидрой.

Йога нидра интегрирует оба полушария мозга

Исследователи пришли к заключению, что при изучении нового, незнакомого ранее материала йога нидра может сыграть решающую роль, т.к. она воздействует на оба полушария мозга: на аналитическое, сознательно-логическое левое полушарие и на синтетическое, подсознательно-алогичное правое. Обычно в школе учащихся призывают во время уроков быть повнимательнее, т.е. их пытаются приобщить к активизации левого полушария, а между тем они автоматически уже усваивают те сигналы, которые ничего не дают левому полушарию, но зато обогащают правое, бессознательное. В йога нидре, напротив, уделяется особое внимание именно этим сигналам, тем более, что ум к ним чрезвычайно восприимчив. Так ум фокусируется без особых усилий на материале, который потребовал бы гораздо больших усилий, если бы пришлось усваивать его обычным, понимающим сознанием.

В этом отношении музыка является наиболее эффективным посредником: когда мы слушаем приятную

Скачать:PDFTXT

Сатьянанда Нидра. Сарасвати Свами Йога читать, Сатьянанда Нидра. Сарасвати Свами Йога читать бесплатно, Сатьянанда Нидра. Сарасвати Свами Йога читать онлайн