Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Солнечная тропа. Ауробиндо

возникает существенное различие в сознании, и когда качество пришедшей сознательности оказывается… намного выше, чище, яснее, чем обычно, вы вполне можете считать это духовным опытом. Существуют тысячи самых разных вещей, которые могут быть названы духовным опытом.

Должны ли мы стремиться к духовному опыту?

Я думаю, что намного мудрее стремиться к прогрессу, или к тому, чтобы стать более сознательным, более совершенным, к тому, чтобы научиться что-то хорошо делать, чем стремиться к духовному опыту, потому что само это стремление способно открыть дверь в той или иной степени воображаемым или ложным переживаниям, таким движениям витальности, которые только создают видимость Высшего. Этими стремлениями вы можете обмануть себя. Этот опыт приходит как результат внутреннего прогресса, но он не является самоцелью.

ОБХОДИТЬСЯ БЕЗ СЛОВ

Основная трудность в том, что вы думаете словами, а слова эти пусты, в них чаще всего нет смысла. Например, вы говорите о Боге или о Высочайшем, или о Йоге, или еще об очень и очень многом, но соотносится ли все вами произносимое с чем-то конкретным? Соответствуют ли ваши слова вашей мысли, или чувству, или ясной идее, или опыту? Или же они просто слова?

…Вы должны видеть суть вещи. Испытать ее, пережить вне слов. Здесь, в Ашраме, мы говорим о Йоге; говорим, используя определенные слова, но где-нибудь в другом месте кто-то скажет о тех же вещах иначе. Один скажет об этом так: «Я хочу всему найти свое разумное обоснование». А тот, кто имеет склонность к религии, скажет об этом же совсем по-другому: «Я хочу найти Божественное Присутствие». Существует множество способов говорить об этом, но самое важное — понимать это своим умом, чувствовать в своем сердце, всегда и везде. Ощущение этого должно быть конкретным, живым, иначе вы не сможете двигаться вперед. Вы должны обходиться без слов и все обрести в опыте.

ОБНАРУЖИТЬ «ТО»

Существует «нечто», существует реальность, находящаяся за пределами всех наших впечатлений, реальность, которой мы способны овладеть только посредством практической дисциплины. Мы можем отождествить себя с этой реальностью. Как только вы отождествите себя с ней, вы узнаете, чем она является, однако выразить ее вы все равно не сможете, так как словами это сделать невозможно. Но если вы все же используете определенную лексику, если у вас есть личное мнение, то будете выбирать слова в соответствии с этим мнением. Но если вы принадлежите к другой группе людей, совершенно иначе говорящей и совсем по-другому объясняющей те или иные вещи, то вы будете и говорить и думать точно так же, как они. Я говорю это, чтобы как можно точнее выразить тот факт, что в мире существует «нечто» такое, что не может быть схвачено ни мыслью, ни словом, но что, тем не менее, существует. Имена или названия, которые вы даете этому невыразимому «нечто», малосущественны, они не имеют никакого значения; это «нечто» просто существует — и все! И поэтому единственное, что следует сделать это просто войти с ним в контакт, а не давать ему имена и описывать его. Я не думаю, что есть польза от таких усилий. Вы должны пытаться войти в контакт с этой реалтьностью, вы должны концентрироваться на ней и жить ею, и когда у вас появится опыт ничто остальное уже не будет иметь никакого смысла. Только опыт имеет значение. И когда люди связывают этот опыт со своим собственным способом выражения — да еще столь узко направленным, столь замкнутым в самом себе, что, кроме формулы, там уже, по сути, ничего и нет, — то они, несомненно, опускаются на низшую ступень. Вы должны учиться жить этой реальностью, не взирая ни на какие открывающиеся для вас пути, ни на какие благоприятные обстоятельства и возможности, несмотря ни на что; вы должны жить ею, ибо она, эта реальность, есть высшее благо; она всемогуща; она всеведуща… Да, вы можете только жить ею, но вы не можете говорить о ней. И даже если вы говорите, ваши слова не будут иметь большого значения. Ибо они — это только способ говорить, и ничего более! Существуют такие направления философии, которые заменяют понятие «Божественное» понятим безличного абсолюта, или понятием Истины, или понятием справедливости, или даже понятием прогресса, то есть чего-то такого, что вечно развивается. Но для того, кто обладает внутренней способностью к отождествлению с самой Божественной Реальностью, все сказанные об истине слова уже не будут иметь особого значения. Вы можете прочитать великое множество книг по философии, но не продвинуться ни на шаг вперед. Точно так же вы можете быть всецело и горячо преданным религии и нисколько при этом не развиваться; мало того, есть люди, которыевсю свою жизнь провели в созерцании, но так ничего и не достигли. Но, с другой стороны, существуют люди (у нас достаточно тому примеров), которые занимаются самым скромным физическим трудом, например, ремонтом старой обуви и при этом имеют духовный опыт. Тот самый опыт, который находится по ту сторону всех ваших представлений о нем; за пределами всех ваших мыслей и слов. Это просто некий дар — и все. И поэтому единственное, что необходимо, — отождествить себя с этим опытом и жить им. Иногда бывает так, что вы прочитываете в книге всего несколько строчек, и они уже ведут вас к опыту, а иногда, прочитав целую книгу по философии или религии, вы не получаете ничего. И хотя здесь все же есть люди, которым чтение философских книг помогает двигаться вперед, тем не менее, все эти вещи вторичны. Единственно важным является только одно: искренняя и терпеливая воля, так как ничто здесь не происходит в мгновение ока. И поэтому вам нужна настойчивость. Если человек чувствует, что он не развивается, не движется вперед, он не должен разочаровываться — наоборот, ему следует отыскать в своей природе то, что мешает его росту. Ему надлежит найти ошибку и продолжить работу. И тогда он быстро пойдет вперед. Достигнув цели, он обязательно будет иметь опыт. Замечательно, что все люди, которые идут самыми разными путями, имеют самые разные убеждения, люди величайшей веры и совершенные атеисты, даже материалисты, все приходят к общему для них опыту. Потому что этот опыт истинен, потому что он является единственной реальностью. Он просто «То». Мне нечего больше добавить. Неважно, как человек говорит о нем, важно, что он следует путем, своим путем, чтобы идти дальше, и не имеет значения, как он называет этот путь.

РОЖДЕНИЕ В ДУХЕ

В индивидуальном существовании сам дух порождает все эти различия. Пока вы только говорите о духе, о существовании которого знаете мало, имеете смутные представления только благодаря книгам, до тех пор невозможно сказать, что вы рождены в духе.

Когда человек рождается в духе, дух становится для него бесконечно конкретнее, реальнее, ощутимее, чем вся полнота материального мира. И именно на этой основе возникают все существенные различия между людьми. Когда «То» спонтанно становится реальным, таким осязаемым и конкретным, что вы можете дышать его атмосферой, тогда вы понимаете, что уже вышли на другую сторону бытия. Но до тех пор все это носит расплывчатый, неопределенный характер — да, вы слышали об этом, вы знаете, что это существует, вы что-то читали, но… для вас это не является конкретной реальностью… значит, ваше новое рождение еще не свершилось…

ПЕРЕВОРОТ В СОЗНАНИИИ

Существует момент — и этот вопрос для нас становится все насущнее и острее — когда у вас появляется ощущение, очень точное чувство, что все вокруг чужое, странное, нереальное. Приходит момент, когда ваше восприятие самого себя становится необычным и непонятным.

У вас появляется особое ощущение нереальности. И возникает вопрос: «Что же такое я? Чем же я являюсь?» Наступает момент, когда этот вопрос с такой огромной силой начинает требовать своего решения, что благодаря интенсивности этой концентрации внезапно происходит переворот. И тогда вы вдруг оказываетесь на другой стороне. А когда вы уже на той стороне — все становится беспредельно простым, вы все понимаете, вы все знаете, вы есть, вы живой и ясно видите нереальность всего остального — для вас этого достаточно.

Человек может ожидать этого момента дни, месяцы, годы, столетия, он может ожидать его многие жизни. Но если человек усиливает свое стремление, то наступает момент, когда серьезность проблемы настолько возрастает, что в сознании происходит некий переворот. И тогда он почувствует: вместо того, чтобы смотреть извне и искать способ увидеть внутреннее, он будет сам находиться внутри. А когда он внутри, тогда все абсолютно меняется, полностью и кардинально. Тогда все, что казалось ему подлинным, естественным, нормальным, реальным, превращается в гротескное, крайне странное, сомнительное, совершенно невозможное и в высшей степени абсурдное. На самом деле это не так, человек прикоснулся к тому, что есть Высшая Истина и Вечная Красота, к тому, что он уже никогда больше не потеряет.

После того, как произойдет этот переворот, вы мягко и спокойно войдете во внешнее сознание, не теряя связи с реальностью, но другое сознание, только что обретенное вами, останется и никуда не исчезнет. Вы даже можете для того, чтобы иметь дело с остальными, немног опуститься в их неведение и слепоту, и в вас, тем не менее, всегда будет оставаться это нечтонечто живое, поселившееся внутри; то, что не проявляет никакой инициативы до тех пор, пока не овладеет всем и не проникнет во все вещи; пока оно не дойдет до той наивысшей точки, где слепота исчезает навечно. И это абсолютно осязаемый опыт; опыт куда более конкретный, чем самая что ни на есть конкретная вещь; он еще конкретней, чем, скажем, удар по голове — это что-то намного более реальное, чем любой факт жизни, любое событие, любое явление.

И поэтому… когда люди спрашивают меня, как узнать, находится ли человек в контакте с психическим существом, или, как узнать, нашел ли он Бога, я смеюсь, ибо если что-то подобное происходит с людьми, то оно настолько велико, что не имеет человеческой меры, оно самоочевидно и поэтому человеку не надо больше задавать никаких вопросов, — это свершилось, и вы не должны ни о чем спрашивать.

КОНТАКТ С СОБСТВЕННЫМ ПСИХИЧЕСКИМ СУЩЕСТВОМ

В обычной жизни из миллиона людей нет ни одного, кто имел бы сознательный контакт со своим психическим существом, даже на мгновение. Психическое существо может работать изнутри, но так невидимо и неощутимо для внешнего существа, что оно как бы и вовсе не существует. И в большенстве случаев, почти без исключения, оно как бы спит и вообще не действует, или же находится в

Скачать:PDFTXT

Солнечная тропа. Ауробиндо Йога читать, Солнечная тропа. Ауробиндо Йога читать бесплатно, Солнечная тропа. Ауробиндо Йога читать онлайн