каком-то неподвижном, дремотном оцепенении.
И только благодаря садхане и настойчивым усилиям человек может достичь сознательного контакта со своим психическим существом…
Во всех, или почти во всех случаях требуется очень настойчивое усилие для того, чтобы осознать собственное психическое существо… Обычно считается, что если кому-то удалось сделать это за тридцать лет, то ему очень повезло — за тридцать лет непрерывных усилий! Но это может произойти и гораздо быстрее. Правда, это случается настолько редко, что мы вправе рассматривать подобное явление как из ряда вон выходящее. Именно поэтому некоторые из тех, кто был либо великим йогином, либо великим посвященным, считались Божественными существами.
ПСИХИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО
Психическое существо является центром света, истины, знания, красоты, гармонии, созданным в каждом из нас силой присутствия Божественного «Я»; на него влияет, им движет и его формирует Божественное Сознание, частью которого психическое существо является. Это существо есть в каждом из вас, глубоко внутри, и вы должны найти его, чтобы для вас оказался возможен контакт с Божественным, пребывающим в вашем сердце. Психическое существо является посредником между Божественным Сознанием и вашим внешним человеческим сознанием; оно — созидатель внутренней жизни, и оно проявляет себя во внешней природе как закон и власть Божественной Воли. Если вы начнете ощущать в вашем внешнем сознании психическое существо, находящееся внутри вас, и если вы сольетесь с ним, то найдете чистое Вечное Сознание и сможете жить в нем. Вместо того, чтобы находиться под властью Неведения, подрбно любому человеческому существу, вы будете расти и вскоре начнете осознавать присутствие вечного Света и Знания внутри вас. И когда вы отдадитесь всецело этому свету и этому знанию — вы будете постоянно ведомы ими. Ведь психическое существо является той частью в вас, которая уже отдана Божественному. Это его влияние постепенно распространяется изнутри в направлении поверхностной материальности вашего сознания; влияние, которое способно трансформировать всю вашу природу. В нем нет никакой темноты, оно является самой озаренной частью вас самих. Большинство людей не ощущает эту психическую часть внутри себя, но благодаря Йоге вы начинаете сознавать ее, и процесс вашей трансформации вместо того, чтобы длиться столетиями, может быть спрессован в одну жизнь или даже в несколько лет.
Кроме того, психическое существо остается и продолжает существование после смерти, потому что оно есть ваше вечное «Я», которое несет сознание вперед, от жизни к жизни.
Психическое существо — это реальная индивидуальность подлинного Божественного индивида, скрытого внутри вас. Ведь ваша индивидуальность — это ваш собственный, особый, неповторимый способ самовыражения, а психическое существо является особым аспектом Божественного Сознания, формой которого вы являетесь.
ХРАМ ВНУТРИ ВАС
В глубинах вашего сознания есть психическое существо — храм Божественного внутри вас. Это центр, вокруг которого должны объединиться все ваши разрозненные части и все противоречивые порывы вашего существа. Как только вы обретаете сознание психического существа и его устремленность, все сомнения и трудности исчезают. Это, конечно, потребует некоторого времени, но, в конечном счете, успех придет. Как только вы обратитесь к Богу и скажете: «Я хочу быть Твоим», и Бог ответит: «Да», — тогда даже весь мир не сможет остановить вас. Если центральное существо сдалось на милость Божества, главное препятствие исчезает. Что же касается внешнего существа, то оно подобно твердой коре. У обычных людей эта кора настолько твердая и толстая, что они не осознают Божественное внутри себя. Если однажды, хоть на один миг, внутреннее существо признает: «Я здесь, я твое», тогда возникает своего рода мост между внутренним сознанием и внешним; тогда постепенно, мало-помалу, кора становится все тоньше и тоньше и, наконец, две части сознания полностью соединяются — внутреннее и внешнее становятся единым.
ЦЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА
Эта работа, эта гармонизация вашего существа вокруг Божественного центра может быть сделана только в физическом теле и только на земле. В этом смысл и оправдание физической жизни. Если вы уже ушли из физического тела, то не сможете выполнить эту работу вообще.
Замечательно, что только человеческие существа способны на это, ведь именно они хранят Божественное Присутствие в своем психическом существе…
Но люди рождаются в физическом теле, совершенно не зная, зачем это нужно. Большинство из них проживают всю жизнь, так и не узнав, зачем они жили, а когда оставляют тело, то так и не знают, почему они оставляют его. И все начинается сначала. И так продолжается до тех пор, пока не наступит день, когда кто-то придет и скажет: «Будь внимателен, человек! Знай, что в жизни есть цель. И ты здесь для достижения ее, не упусти свою счастливую возможность!»
Но, увы, так много лет уже потеряно.
РАБОТА ПСИХИЧЕСКОГО СУЩЕСТВА
Что такое работа психического существа?
Что такое работа психического существа? Вы хотите, чтобы оно обязательно выполняло какую-то работу? Что вы имеете в виду? Каковы его функции? Ну, попытайтесь представить себе психическое существо в виде электрического провода, который связывает генератор с лампой. А теперь пусть кто-нибудь объяснит, что я сказала!..
Генератор — Бог, а лампа — тело.
Да, лампа — это тело, видимое существо.
Теперь вам понятна его функция? Так вот, если бы здесь, в материи, не было психики, то материя никогда не смогла бы иметь непосредственный контакт с Божественным. И это благо, что в материи есть психическое Присутствие, способное осуществить прямой контакт материи и Божественного. Поэтому каждому человеческому существу можно сказать: «Ты несешь Божественное внутри, тебе следует только войти внутрь себя — и ты найдешь Его».
ТРУДНОСТИ И ПСИХИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО
Видите ли, чем больше пробуждена ваша психика, тем большие трудности вас ждут. Но с другой стороны, вы хорошо вооружены, и вы вполне можете встретить эти трудности лицом к лицу. Да, действительно, чем больше пробуждена ваша психика, тем больше вы входите в противоречие с нынешним состоянием мира, так как если вы противостоите чему-либо, то обязательно встретите трудности. И я заметила, что в основном те имеют множество трудностей, кто более тесно связан со своим психическим существом. Я не говорю сейчас об особенностях характера, это совсем иной вопрос, я имею в виду только внешние обстоятельства; так вот, те люди, кто пребывает в борьбе и потому испытывает большие страдания, это люди, имеющие очень развитое психическое существо.
Развитие психического существа имеет двойственный результат. С его развитием чувствительность человека возрастает. И с ростом чувствительности, в свою очередь, возрастает способность к страданию. Однако наряду с возрастающей чувствительностью в человеке появляется так же и иная, совершенно противоположная способность, являющаяся следствием отношений с психическим существом, и обнаруживающая себя в том, что человек встречает обстоятельства жизни уже совершенно иначе, с гораздо большей внутренней свободой, а это дает ему возможность отступать назад от внешних обстоятельств и не чувствовать обычных жизненных потрясений. Вы можете встретить лицом к лицу любые трудности: в покое, умиротворенно, обладая внутренним знанием, достаточным, чтобы не тревожиться. Таким образом, вы обладаете гораздо большей силой для того, чтобы иметь дело со своей возрошей чувствительностью.
Отождествляет ли себя психическое существо с внутренней Истиной?
Оно организует себя вокруг Нее и входит в контакт с Ней. Психика движима Истиной. Истина есть нечто вечное, самосущее и не от чего не зависящее в мире пространства и времени, тогда как психическое существо — это существо, которое растет, обретает форму, развивается, все более индивидуализируя себя. И благодаря этому оно становится способным все в большей степени проявлять эту Истину, вечную Истину, которая всегда едина и неизменна. Психическое существо — это развивающееся, прогрессирующее существо, так что отношение между психическим существом и Истинной является прогрессирующим. Невозможно осознать собственное психическое существо, не осознав в то же время внутреннюю Истину. Поэтому все те, кто имеет такой опыт — не ментальный, а интегральный опыт контакта с психическим существом, повторяю, не контакта с идеей, которую они сконструировали, а опыт настоящего конкретного контакта — все говорят одно и то же: как только этот контакт происходит, человек обретает абсолютное сознание вечной Истины внутри самого себя и чувствует, что она являеся целью его жизни и руководителем в мире.
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
Восприятие внешнего сознания может противоречить психическому восприятию. Однако психика обладает истинным знанием, интуитивным, инстинктивным знанием. Она говорит: «Я знаю. Я не могу дать объяснений, но я знаю». Ее знание не ментально, оно не базируется на опыте и доказанных истинах. Психика не верит тому, что возникает на основе приводимых доказательств. Вера — это движение души, значение которой является прямым и спонтанным. Даже если весь мир будет что-то отрицать и выдвигать тысячи доказательств против ее веры, она останется верной своему внутреннему знанию, своему прямому восприятию, которое устоит в любом случае — восприятию посредством отождествления. Психическое знание — это нечто конкретное, осязаемое и реальное. Оно похоже на твердый, несокрушительный монолит. И если вы сможете принять это знание в ваш ментал, в вашу витальность и в вашу физику, вы будете иметь веру, которая сдвинет горы.
ПРАКТИКА ЙОГИ ПОСРЕДСТВОМ УМА
Я убеждена, что существует большое различие между усилием, совершаемым ради трансформации, которое приходит от психического центра существа, и той разновидностью ментальных построений, цель которых что-то заполучить.
Я знаю, что очень трудно добиться от кого-то понимания, но до тех пор, пока все проходит через голову вот так (Мать проводит пальцем вокруг лба), ничто не имеет силы. По крайней мере, все имеет очень малую силу, к тому же силу крайне ограниченную. И все время она противоречит самой себе, все время обманывает себя и обманывает вас. Человек с большим трудом, искусственно сосредоточив свою волю, пытается что-то осознать, осмыслить, но уже в следующую минуту все исчезает. И он даже не может ничего понять, он только изумленно спрашивает себя: «Как же это могло случиться?»
С моей точки зрения, практиковать Йогу только при помощи ума очень трудно — по крайней мере, когда он зажат.
Воля не в голове.
Воля, то, что я называю волей — это то, что прибывает здесь (Мать указывает на центр груди), то, что имеет силу действия, силу реализации.
То, что вы делаете исключительно головой, посредством ума — все это подчинено бесконечным колебаниям и неустойчивости. Например, невозможно сформулировать теорию, не имея дела со всеми аргументами оппонентов. А для этого требуется великая ловкость ума, вы это знаете: ум способен доказывать все, что угодно, он может приводить аргументы в пользу любой точки зрения. Но именно по этой причине вы не сделаете ни одного шага вперед. Даже если на мгновение у вас появится идея, имеющая определенную силу, но по какой-то причине вы не сможете удержать ее в качестве доминирующей, то сразу же, как только начнется расслабление, на передний план