Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Солнечная тропа. Ауробиндо

разума, вместо того, чтобы руководствоваться им, он теряет свет разума, чем дальше, тем больше.

Чтобы развивать разум, вы должны быть искренни. Если, с одной стороны, вы говорите себе: «Я хочу развивать свой разум», а с другой стороны, не слушаете его, то вы никогда ни к чему не придете. Разумеется, если каждый раз, когда здравый смысл говорит вам «Сделай это» или «Не делай этого», вы поступаете наоборот, то скоро он перестанет обращаться к вам вообще.

ВОСПИТАНИЕ: ПОДГОТОВКА СОЗНАНИЯ

Обычно весь комплекс воспитания, вся культура, всякое возвышение наших чувств и всего нашего существа являются одним из лучших способов излечения от инстинктов, желаний, страстей. Отбросить все импульсы — еще не значит избавиться от них. Подвергать их воздействию культуры, интелекта, очищать их — вот самые надежные средства для индивидуального прогресса, а также для достижения определенного чувства гармонии и утонченности восприятия. Все это является частью культуры нашего существа, его образования…

Воспитание — одно из лучших средств, подготавливающих сознание для более высокого развития. Есть люди с грубой и примитивной природой, которые могут иметь большое стремление и достичь определенного духовного развития, однако основа их всегда будет оставаться некачественной и, как только они обратятся к своему обычному сознанию, сразу обнаружатся препятствия, потому что вещество сознания слишком тонко, а в их витале недостаточно элементов, чтобы выдержать нисхождение высшей силы.

ДЕТСКИЕ ЖЕЛАНИЯ

Возлюбленная Мать, как помочь ребенку избавиться от привычки все время что-то выпрашивать?

Существует много способов. Сперва необходимо выяснить, не хотите ли вы просто остановить свободное выражение того, что он думает или чувствует, потому что именно это обычно делают люди. Они ругают, иногда даже наказывают ребенка, и он привыкает скрывать свои желания. Но желания не уходят. Вы, наверное, заметили, что если ребенку все время говорить: «Нет, нет, ты этого не получишь», то в его уме закрепляется следующее: «Значит, когда ты маленький, тебе ничего не позволяют! Нужно ждать, пока не повзрослеешь. Когда я стану взрослым, я буду иметь все, что только захочу!» Вот как это бывает. Но это не путь. Очень трудно воспитать ребенка. Можно поступать иначедавать ему все, что он ни пожелает. Естественно, ребенок каждую минуту хочет чего-то еще, потому что это закон, закон самого желания — никогда не быть удовлетворенным. И тогда, если он достаточно сообразителен, можно сказать ему: «Ну вот, ты так хотел эту вещь, а теперь она тебя совсем не интересует». И если бы он был по-взрослому умен, то его ответом было бы: «Да, наилучший способ избавить меня от желания — дать мне то, что я хочу».

Некоторые лелеют эту идею всю жизнь. Когда им говорят, что надо побеждать свои желания, они отвечают: «Легче всего победить желание, удовлетворив его». Подобная логика кажется им непогрешимой. Но дело в том, что не объект желания должен измениться, а импульс желания, его характер. Для этого нужно очень много знать, а это трудно для маленького ребенка…

Возможно, было бы лучше начать с переключения внимания ребенка на те предметы, которыми лучше обладать с духовной точки зрения и которые гораздо труднее получить. Вы могли бы направить его желание на… Например, вместо желания чисто материальных объектов, приносящих лишь временное удовлетворение, постарайтесь пробудить в нем желание знать, желание учиться, желание стать выдающимся человеком… начните с этого! Конечно, добиться этого труднее, но ребенок, стремясь к этому, разовьет свою волю. Даже в области чисто материальной: пробудить желание сделать что-то сложное, например, смастерить сложную игрушку, или вовлечь его в игру, которая потребует большого терпения.

Если вы можете направить его — это требует большого терпения, интуиции, но это возможно — направьте на что-то в этом роде, заинтересуйте его трудной игрой; делом, требующим выдержки, внимания и терпения; подтолкните к упражнениям, укрепляющим волю. Это даст результаты: отвлечет его внимание от одних вещей и направит к другим. Об этом следует постоянно заботиться, и этот метод окажется хоть и не легким, но самым эффективным.

ИСТИННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ И ЖЕЛАНИЕ

Очень трудно обнаружить границу между истинной потребностью и желанием. Здесь мы встречаемся с проблемой, которая требует большой искренности, так как человек знакомится с жизнью в первую очередь через желание. Но, кроме желаний, существуют и потребности. Как узнать, какие вещи действительно необходимы, а какие только вызывают желание? Для этого вы должны тщательно разобраться в себе, и если в результате своих исследований вы почувствуете в себе некую едва заметную вибрацию, не сомневайтесь, в ней находится желание. Например, вы говорите: «Мне нужна эта пища», вы верите, воображаете и считаете, что вам нужно то-то и то-то и находите для этого необходимые средства. Чтобы понять, желание это или потребность, надо внимательно разобраться в себе, и спросить: «А что будет, если мне не достанется эта вещь?» И если в ответ вы услышите от себя: «О, это будет ужасно», будьте уверены, — вы имеете дело с желанием. И так во всем. С какой бы вы проблемой не столкнулись, отойдите назад, всмотритесь в себя и спросите: «Ну-ка, хочу я получить эту вещь?» Если вы почувствуете трепет или радость, не сомневайтесь, это — желание. И если, сказав себе: «Я вовсе не хочу получить это», вы ощутите разочарование и подавленность, то и это было желание, а не потребность.

ОТКАЗ ОТ ЖЕЛАНИЯ

Будда говорил, что большая радость заключена в преодолении желания, чем в удовлетворении его. Это может испытать всякий, и это очень интересно.

Существует своего рода внутренняя связь с психическим существом, которая проявляется в тот момент, когда вы добровольно, с готовностью отказываетесь от своего желания, в результате чего вас ожидает радость несоизмеримо большая, чем та, которую вы испытали бы, удовлетворив желание. Кроме того, почти всегда удовлетворенное желание приносит с собой горький привкус разочарования.

Не существует ни одного удовлетворенного желания, которое не оставило бы эту своеобразную горечь. Это чем-то напоминает состояние человека, который съел слишком много сахара и в результате страдает от вкуса горечи во рту. Поэтому ваши попытки должны быть искренними. Вы, конечно, не должны притворяться, стараясь убедить себя в искренности ваших намерений относительно избавления от желаний, в то же время, припрятав их на всякий случай в самом затаенном уголке вашей души, потому что вы сделаете себя очень несчастным. Стремление должно быть искренним.

ОДЕРЖИВАЙТЕ СВОИ МАЛЕНЬКИЕ ПОБЕДЫ

Если благодаря усилию внутреннего сознания и эрудиции вы сможете преодолеть желания, рассеять и уничтожить их, вы будете во сто крат счастливее, чем если бы шли у них на поводу. Впоследствии эта победа будет иметь еще более чудесные результаты. Она сможет отразиться в мире, о котором в настоящий момент вы вообще не имеете представления. Она распространится все дальше и дальше, ибо следствия ваших побед напоминают снежный ком, потому что вами сотворенные вибрации будут продолжать распростроняться, а это значит, что победа, которую вы одержите в борьбе с самим собой, какой бы малой она не казалась, станет вашим вкладом во всеобщую победу добра и света.

Если вы действительно хотите сделать для мира что-то хорошее, лучше всего со всей искренностью добиваться маленьких побед в самом себе. Так вы сделаете для мира максимум того, на что способны.

ВНАЧАЛЕ ИЗМЕНИТЕ САМОГО СЕБЯ

Вы ничего не можете сделать с другими, до тех пор, пока не будете способны сделать это с самим собой. Вы не сможете дать никому добрый совет, если сначала сами не последовали ему. Если вы столкнулись с трудностью, лучше всего победить эту трудность, преодолев ее в самом себе. Если вы видите в ком-то недостатки, не сомневайтесь, они есть и у вас, так что начните с себя! Когда же вы устраните этот недостаток в себе, к вам придет сила, необходимая для изменения других. Люди не понимают, как чудесно, что вселенная устроена таким образом. Наша вселенная — это сумма субстанций, от самых материальных до самых духовных, которые собраны воедино в маленькой индивидуальности, управляемой центральной Волей. Это — ваша область работы, никто не в состоянии отнять ее у вас, это ваша исключительная собственность. И насколько вы способны работать над собой, настолько же способны действовать во внешнем во внешнем мире. Таким образом, больше работая над собой, вы работаете для других.

3. МОРАЛЬ, РЕЛИГИЯ, ЙОГА

ДУХОВНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ

Существует большая разница между духовностью и нравственностью — двумя принципами, которые постоянно путают. Цель духовной жизни, жизнь Йоги — рост в направлении Божественного Сознания, и она требует очищения, интенсификации, просветления и совершенствования всего, что есть в вас. Духовная жизнь дает вам силу для проявления Бога; она развивает характер каждой личности до полного ее раскрытия и ведет к максимальному самовыражению, так как все это часть Божественного плана. Нравственность же устанавливается ментальными конструкциями и, с некоторыми идеями о том, что хорошо, а что нет, провозглашает некий идеальный тип, которому все должны подчиниться. Этот моральный идеал различается иногда частично, иногда полностью в разные времена и в разных странах. Он провозглашает свой единственный тип, категорический абсолют; не признает ничего помимо себя, даже внутренних вариантов. Все должно быть сделано по идеальному образцу, все должны быть похожи друг на друга и непогрешимы. Ведь нравственность по природе не гибка и не реальна, что в основе своей делает ее противоположной духовной жизни. Духовная жизнь открывает единую сущность во всем, но она открывает и бесконечное многообразие. Нравственность же следует одному искусственному стандарту, противоречущему разнообразию жизни и свободе духа. Создавая нечто ментальное, фиксированное и ограниченное, она требует, чтобы в жизни все строго согласовывалось с этим. Трудиться над достижением одних и тех же качеств, над достижением одного и того же идеала должны все. Нравственность не является Божественной, она представляет собой чисто человеческое явление. Нравственность основана на четком разделении добра и зла, но это произвольная концепция. Нравственность использует то, что по своей природе относительно, и пытается представить его абсолютным, тогда как эти добро и зло отличаются друг от друга в различных странах, в разные эпохи, в разных климатических условиях. Приверженцы моральных устоев пошли так далеко, что поделили желания на хорошие и плохие, и призывают людей принять одни и отказаться от других. Критерием духовной жизни является полное отречение от любых желаний, какими бы качественными оттенками они не отличались. По закону подлинной духовности человек должен отбросить в сторону все побуждения, уводящие его от Бога. Вам следует отвергнуть их не потому, что они сами по себе плохи (они могут оказаться хорошими при других обстоятельствах и для других людей), а потому, что они относятся к импульсам и силам, которые,

Скачать:PDFTXT

Солнечная тропа. Ауробиндо Йога читать, Солнечная тропа. Ауробиндо Йога читать бесплатно, Солнечная тропа. Ауробиндо Йога читать онлайн