должно быть оставленно, если вы занимаетесь Йогой Шри Ауробиндо. Это трудно, подумайте. Можно вести жизнь благодетельную, добровольно посвятить себя Служению, вы можете выполнять работу, которая кажется вам легче, можете заниматься многими другими вещами. Но между Йогой и такой жизнью существует огромная разница.
Ваше решение заниматься Йогой должно быть сознательным. Вы должны глубоко осознать, что это такое, прежде чем принять решение. Но, решившись однажды, отступать нельзя. Вы должны знать, на что идете, когда говорите: «Я хочу посвятить себя Йоге». Я не думаю, что на вас оказывали давление, когда вы пришли к этому решению…
Наступает день, когда вы делаете свой выбор искренне и окончательно. Вот здесь и появляется Свет, появляется Тропа, по которой надо идти прямо, никуда не сворачивая… и вам нельзя уже будет сходить с нее. Йога — это серьезно. Вы должны понимать это. Избрав путь Йоги надо всеми силами держаться его. Колебаний быть не должно. Надо идти прямо, вперед!
Вам следует заниматься этой пламенной Йогой — Йогой трансформации, только если вы чувствуете, что пришли сюда ради нее «сюда» — я имею в виду на Землю), и что больше вам нечего делать здесь, что эта Йога — единственное оправдание вашего существования. Вам придется тяжело работать, страдать, бороться, но это неважно — это то, чего вы хотите, и нет ничего больше. Если же дело обстоит иначе, то я скажу вам -будьте просто счастливы, будьте добры и благородны. Вот все, что от вас требуется. Будьте благоразумны, то есть понимайте, что условия, в которых вы живете — исключительны; ведите жизнь более высокую, более благородную, более правильную, чем другие люди, чтобы позволить хоть малой части Высшего Сознания, Света и Доброты проявиться в этом мире. Это будет прекрасно. Вот так.
Но если вы уже ступили на Тропу, идите к цели прямо, чего бы это не стоило.
ЗОВ ТРОПЫ
Для чего вы хотите заниматься Йогой? Чтобы получить силу? Чтобы получить мир и покой? Может быть, она нужна вам для того, чтобы служить человечеству?
Ни одна из этих причин не указывает на то, что это — ваша Тропа.
Вопрос, на который вам надлежит ответить, заключается в следующем: хотите ли вы заняться Йогой во имя Бога? Является ли Бог наивысшим фактом в вашей жизни, таким значительным, что без Него вы ничего не можете делать? Вы чувствуете, что смысл существования для вас — Бог, что без Него в жизни ничто не имеет значения? Если да, тогда можно сказать, что ваше призвание — Тропа.
Самое важное — это стремление к Богу. Ваше стремление к Богу должно пробудиться, стать активным и сильным и сильным. Для этого требуется концентрация — концентрация на Боге, чтобы полностью посвятить себя Его Воле и Его Цели.
Концентрируйтесь в сердце. Войдите в самые сокровенные его глубины. Соберите все нити своего сознания, идущие вовне, смотайте их в клубок и нырните в себя.
Огонь горит там, в глубокой тишине сердца. Это Божественность в вас — ваше Истинное существо. Вслушайтесь в его голос. Следуйте его приказаниям.
4. САМООТДАЧА, ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЕБЯ В ДАР БОГУ, СМИРЕНИЕ
ДВА ПУТИ В ЙОГЕ
Существуют два пути в Йоге: один — тапасья (дисциплина), другой — самоотдача. Путь дисциплины труден. На нем вы полагаетесь только на самого себя и двигаетесь только при помощи собственной силы. Вы поднимаетесь и достигаете своей цели в соответствии с той энергией, которой обладаете. Здесь всегда существует опасность падения. А когда вы упали, то лежите разбитый на дне пропасти, и вряд ли там найдется средство для спасения. Другой путь — это путь самоотдачи, безопасный и надежный. Здесь, однако, многие люди западного типа испытывают трудности. Их научили бояться и избегать всего, что связано с посягательством на личную независимость, а самоотдача означает потерю всего этого. Иными словами, вы можете следовать, как говорил Рамакришна, либо путем детеныша обезьяны, либо путем котенка. Детеныш обезьяны держится за свою мать, чтобы она носила его повсюду, и должен крепко держаться за нее, иначе сразу же упадет. С другой стороны, котенок не держится за мать, она сама несет его, и у него нет ни страха, ни ответственности — надо только позволить матери нести его, а самому кричать «мама».
Самоотдача — это решение вручить Богу ответственность за вашу жизнь. Без этого решения ничто вообще невозможно. Если вы не отдали себя Богу, ваша Йога под вопросом. Все остальное приходит естественным путем только после самоотдачи, потому что Йога обретает свою подлинную силу только после этого. Вы можете отдать себя либо через знание, либо через преданность. У вас также может быть достаточно сильное интуитивное прозрение о том, что только Бог является абсолютной истиной; просветленная уверенность, что без Бога невозможно ничего сделать. У вас также может появиться неожиданное чувство, что единственный способ быть счастливым — это принадлежать Богу. «Я не принадлежу больше самому себе», — говорите вы и отдаете ответственность за ваше бытие Истине. Затем вы предлагаете себя: «Я — творение, состоящее из самых различных качеств, хороших и плохих, темных и светлых. И я предлагаю самого себя Тебе таким, каков я есть. Возьми меня полностью, со всеми достоинствами и недостатками, противоречивыми желаниями и склонностями — делай со мной все, что хочешь».
ПОДЛИННАЯ САМООТДАЧА ВОЗВЫШАЕТ НАС
Под самоотдачей мы имеем в виду… сознательное самоотречение, принесение себя в дар Богу — величайшему Сознанию, частью которого вы являетесь. Самоотдача не умаляет, она возвышает вас; она не ослабит и не разрушит вашу личность, наоборот, она укрепит и организует ее. Самоотдача означает свободное, полное и всестороннее принесение себя в дар; в ней нет чувства жертвенности. Если у вас есть хоть малейшее чувство, что вы приносите некую жертву, то это уже не самоотдача. Это означает, что вы хотите сохранить самого себя или пытаетесь что-то отдать, но с неохотой, с болью и усилием, без радости от преподнесения дара. Возможно, у вас даже нет чувства, что вы отдаете себя. Если в это время вам кажется, что у вас в душе что-то сжимается, то будьте уверены — вы действуете неправильно. Подлинная самоотдача возвышает вас; она увеличивает ваши способности; она вводит вас в новые измерения, в новое состояние вещей, она предлагает новую шкалу ценностей. Иными словами, она дает вам все то, чего вы никогда не могли бы иметь, если бы по-прежнемубыли только самим собой. Эта новая мера ваших качественных и количественных измерений весьма существенно отличается от возможностей вчерашнего дня. Вы вошли в иной мир, в широту которого вы не смогли бы проникнуть, если бы не отдали себя Богу. Это похоже на то, как капля воды падает в океан. Если она по-прежнему будет удерживать себя в старой форме и всеми силами цепляться за свою маленькую, отдельную индивидуальность, она останется все той же, почти не различимой частичкой воды и ничем более — маленькой каплей воды, подавленной безмерностью окружающего ее со всех сторон океана, потому что она не отдала себя. Но, отдав себя, она объединяется со всей водной стихией и становится единой с природой, с силой и безбрежностью океана.
ВАЖНЕЙШАЯ САМООТДАЧА
Важнейшая самоотдача — это отказ от вашего характера, отказ от собственного способа жизни с целью полностью изменить его. Но если вы не отдадите собственную природу, вы никогда ее не измените. Это самое главное, и об этом надо знать. У вас есть свое понимание, свои реакции, свой особый взгляд на жизнь и ожидание от нее определенных вещей — что ж, и это придется отдать. Если вы действительно хотите принять Божественный Свет и преобразовать себя, вы все свое существо должны предложить -раскрыв его, сделав восприимчивым, насколько возможно. Это необходимо для того, чтобы Божественное Сознание, которое видит, каким вы должны быть, могло, действуя решительно, изменить всю прежнюю природу, привратив ее в подлинно новую, находящуюся в большем согласии с вашей Истинной сущностью. И это намного важнее, чем принесение в дар плодов своей деятельности.
То, что вы делаете (а ваша деятельность сама по себе важна, это очевидно), вовсе не является самым важным, важно только то, что вы собой представляете. Какой бы не была ваша активность, важен не столько способ действия, важно состояние сознания, в котором вы действуете. Вы можете трудиться без личной заинтересованности, без мысли о личной выгоде и без каких-либо корыстных побуждений, — трудиться ради самой радости труда, но если вы не готовы оставить или изменить саму работу, ее характер, если вы цепляетесь за ваш собственный способ действия, — ваша самоотдача еще не совершенна. Вы должны понять: все совершается в соответствии с ясным и постоянным ощущением того, что способ и мотив действия определяется свыше. Вы действуете не по привычке, не от предрасположения или привязанности, не думая о том, что именно лучше сделать — иначе ваша самоотдача еще не полная.
ЙОГА ЭФФЕКТИВНА БЛАГОДАРЯ ПРЕДЛОЖЕНИЮ СЕБЯ БОГУ
Йога означает единение с Богом, и единение это достигается предложением себя Богу. Вначале вы предлагаете себя в целом, как бы раз и навсегда. Вы говорите: «Я слуга Бога; моя жизнь полностью и во всем отдана Ему. Все свои усилия я направляю на реализацию Божественной Жизни». Но это лишь первый шаг, и этого недостаточно. Когда решение принято, когда вы твердо решили отдать свою жизнь Богу, надо каждый миг помнить об этом и претворять свое решение на деле во всех мелочах повседневности. Вы должны постоянно чувствовать, что принадлежите Богу. Все время вас должно сопровождать ощущение, что каждая мысль ваша и каждый поступок — это само Божественное Сознание, которое работает через вас. Нет ничего, что можно было бы считать своей собственностью. Вы чувствуете, что источник всего — Божественное, и поэтому все должно быть возвращено Ему. Когда это у вас получится, даже самая незначительная вещь, которой обычно вы не уделяете внимания, перестанет быть тривиальной или бессмысленной — она предстанет перед вами во всей полноте своего значения, и за ней откроются необозримые горизонты.
Таким образом, вы предлагаете себя не только в целом, но и в каждом своем проявлении. Живите в постоянном присутствии Бога, живите, чувствуя, что именно Его присутствие движет вами. Имено оно делает все, что делаете вы. Предложите все ваши стремления Ему — не только каждое ментальное действие, всякую мысль и чувство, но даже самые обычные, внешние действия, такие, как, например, употребление пищи: во время еды вы должны чувствовать, что это Бог ест через вас. Когда у вас получится из всех своих импульсов