никогда не следует пренебрегать уборкой своей «комнаты», это очень важно. Внутренняяя чистота также важна, как и внешняя.
Вивекананда писал (мне не знаком оригинал, я знаю только французский перевод): «Вы должны каждое утро очищать и душу, и тело, но если у вас нет времени на оба дела, то очищайте душу».
Надо ли порицать себя, чтобы интенсивней развиваться?
Порицать себя? Нет, это не нужно. Это может быть полезно только для того, чтобы избавиться от иллюзии собственного свершенства. Однако не следует тратить слишком много энергии на самокритику. Гораздо лучше использовать эту энергию для самого развития, чего-то полезного, позитивного. Например, когда вас одолевают неприятные, низкие мысли, вы говорите: «До чего же я невыносим! Я по-прежнему охвачен этими ужасными мыслями, какая досада!» Я думаю, в данном случае лучше использовать энергию на то, чтобы просто изгнать (жест) подобные мысли прочь.
Это только первый шаг. Второй заключается в попытке обрести другие мысли, другие интересы: чтение, размышления. В любом случае вам надо занять ум чем-то более интересным и направить энергию на созидание, а не на разрушение.
Конечно, иногда полезно признавать ошибки и промахи — это неизбежно. Но не следует слишком задерживаться на них. Вам надо направить всю энергию на создание нужных вам качеств. Это гораздо важнее.
ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ОТЧАЯНИЯ
Иногда с людьми происходят события, прямо противоположные тому, на что они надеятся и во что верят. Они убеждены, что ищут пользу и благо. Но у них ничего не выходит. Неизбежно ли отчаяние на пути их прогресса?
Отчаяние не неизбежно, это всегда признак слабости и тамаса, оно часто указывает на присутствие враждебных сил, цель которых — препятствовать нормальному ходу садханы.
Поэтому во всех жизненных обстоятельствах будьте исключительно внимательны к себе и не допускайте отчаяния. Привычка отчаиваться — темная и угрюмая — зависит не только от обстоятельств, но и от недостатка веры в свою природу. Тот, кто имеет веру, пусть даже только в самого себя, уже может встретить все трудности и любое враждебное окружение без малодушия и отчаяния. Такой человек сражается до конца. Те, у кого недостаточно веры, не обладают ни выносливостью, ни мужеством.
ТОТ, КОМУ НРАВИТСЯ БЫТЬ СЛАБЫМ
Мать, человек совершает ошибки и знает об этом, тем не менее, все происходит так, словно его принуждают совершать их… Почему так бывает?
Кто-то принуждает? Так оно и есть! Это низшая природа, инстинкты подсознания, это они овладевают вами и заставляют делать все это. Они ставят вас перед выбором: ваша воля или покорное подчинение. Выбор всегда за вами…
Это выбор между слабостью и волей, волей, контролирующей все. Если ваша воля чиста и основана на Истине, если она действительно чиста и ведома Истиной, у нее всегда хватит сил отказаться от неверных побуждений. Но когда вы потакаете собственной слабости и говорите: «Я не могу» — это неправда! Вы просто не хотите этого по-настоящему. Вы просто потакаете своей слабости, когда говорите: «Это не моя ошибка, — то, что случилось, оказалось сильнее меня». На самом деле это именно ваша ошибка, раз все сложилось против вас. Потому что эти импульсы (импульсы низшей природы) не являются вашей сутью. Суть ваша — это сознание души, и разумная воля, долг ваш состоит в том, чтобы видеть то, что владеет вами, и не поддаваться низшим импульсам.
ПОВТОРЕНИЕ ОШИБОК
Возвращение к ошибкам, которые вы уже осмыслили и знаете, что это ошибки, кажется невероятным. Уже очень долго, по человеческим меркам, я нахожусь на Земле, но до сих пор не понимаю этого. Это кажется невозможным! Постоянно приходят ложные мысли, ложные импульсы, уродства, безобразия, низость. Это длится, пока вы сами по причине неведения творите их. Неведение господствует в этом мире. Но вот приходит момент истины! Приходит долгожданный момент света, и вы обретаете способность видеть вещи такими, каковы они на самом деле. Как же после этого можно вернуться к старому? Этого я не понимаю.
В чем дело? Вы просто тряпка?.. Этому нет объяснения. Разве у вас нет никакого стремления, никакой воли?
УКРЕПЛЕНИЕ ВОЛИ
Мать, как человек может укрепить свою волю?
Посредством методических упражнений. Как мышцы. Начинаете с малого и незначительного, например, делаете то, чего не хотели бы делать. Начните с пустяков, с каких-нибудь незначительных деталей, пока не обретете должную привычку. Вы прикладываете некоторое усилие одного и того же вида, и оно, в основном, внутреннее. После того, как вы добьетесь успеха в маленьких, незначительных упражнениях, можно будет соединиться с более великой силой и усложнить эксперимент. Если ваши занятия регулярны, вы со временем добьетесь сильной и независимой воли.
КАК ПРАВИЛЬНО ПРИМЕНЯТЬ ВОЛЮ
Научиться правильно применять волю черезвычайно важно, но для этого все ваше существо должно стать единым. Чтобы обрести реальность, надо стать целостным. Если человека разрывают противоречивые наклонности и он проводит три четверти жизни, не сознавая ни себя, ни смысла собственной деятельности, будет ли такой человек реальным?
Он просто не существует. Это только сумма порывов, побуждений, реакций, но не реальное существо. Он станет им, если овладеет волей.
Тогда вы сможете обратиться к Богу: «Я желаю того же, что и Ты». Вы должны очень сильно желать того, что желает Бог. Но вы не сможете отдать волю на служение Ему, если не овладеете этой волей сами.
6. ДРУГИЕ ЛИЧНОСТИ И СИЛЫ
ДРУГИЕ ЛЮДИ ПОДОБНЫ ЗЕРКАЛУ
Когда что-то в человеке кажется вам абсолютно невыносимым и отталкивающим, когда все в его поведении, в его манерах, да и в самом образе жизни возмущает вас до глубины души, вам следует успокоиться и сказать себе: «Да, все это так, он ведет себя ужасно, но может, и я не лучше? Почему же я не вижу этого? Перед тем, как критиковать его, я пожалуй, сначала взгляну на себя и удостоверюсь: может, и я поступаю подобным образом и не сильно отличаюсь от него». И если вы благородны и интеллигентны, если вы способны, не возмущаясь поведением других, поступить именно так, то поймете, что в этой жизни ваши отношения с людьми всегда подобны зеркалу. Зеркалу, дающему вам возможность яснее видеть слабости, скрытые внутри вас самих.
Почти все, что шокирует вас в других людях, заключено в вас самих в более или менее скрытой форме. Просто в вашем существе все это существует под другой маской, под маской, которая постоянно позволяет обманывать себя. И то, что в самом себе кажется вам совершенно безобидным, принимает чудовищные размеры, как только вы увидите это в других.
Попытайтесь проверить это на опыте и вы поймете, какую великую помощь способна оказать эта истина для личного изменения. Одновременно она привнесет радостную терпимость в ваши отношения с другими людьми: доброжелательность, которая придет с пониманием, положит конец всем бесполезным придиркам.
Смотрите на все с благосклонной улыбкой и принимайте все то, что раздражает вас, только как урок, который дается лично вам, тогда жизнь станет спокойней и эффективней, так как значительная часть энергии, несомненно, уходит зря, впустую — она уходит на то раздражение, которое вы испытываете, когда не находите в других совершенства, столь желанного, но еще недоступного вам.
Вас не должны интересовать совершенства, которыми обладают другие, так как вы едва ли в достаточной степени осознаете вашу собственную цель. Если же вы осознали ее, то начинайте с труда, который предложен именно вам, реализуйте то, что вы должны сделать и не испытывайте особого интереса к тому, что делают другие. Потому что в конечном итоге это вас не касается, это не ваше дело! Лучше всего просто сказать себе: «Все то, что вокруг меня, все обстоятельства моей жизни, все люди, окружающие меня — это зеркало, которое держит передо мной Божественное Сознание, чтобы показать мне мой образ, а так же тот путь, который надлежит пройти. Все то, что шокирует меня в других, означает только одно — работу, которую мне необходимо осуществить в самом себе».
И, возможно, обретя истинное совершенство в самих себе, вы начнете открывать его в других людях.
ПРИ ОСКОРБЛЕНИИ ОСТАВАЙТЕСЬ НЕВОЗМУТИМЫМИ
Трудно оставаться спокойным, невозмутимым, бесстрастным, столкнувшись с чем-то очень неприятным. Что бы это ни было, то ли слова, то ли действия, направленные против вас, — куда труднее оставаться спокойным, чем отплатить той же самой монетой.
Предположим, что кто-то оскорбил вас; если в этот момент вы сможете остаться бесстрастным полностью, а не только внешне, тогда вы станете той силой, против которой ничего нельзя сделать. Вы ни на что не отвечаете, не реагируете, не делаете даже жеста, не произносите ни единого слова, и все оскорбления, брошенные в ваш адресс, оставляют вас абсолютно безучастными, незатронутыми внутри: ваше сердце бьется совершенно спокойно, вы сохраняете свершенное безмолвие, неподвижность и невозмутимость мысли. Ваш ум не отвечает на вибрации вашего обидчика, ваши нервы не испытывают раздражения и потребности ответить, чтобы разрядить себя. Если вы будете вести себя таким образом, значит вы обладаете силой покоя. И она, эта сила, бесконечно более могущественна, чем та, которая заставила бы вас отвечать оскорблением на оскорбление, ударом на удар, раздражением на раздражение.
Не воображайте, что если вы решили следовать прямым путем, если вы скромны, если вы ищете чистоты, если вы беспристрастны, если вы хотите вести уединенное существование и иметь ясность суждений — то все станет легким… Как раз наоборот! Как только вы начинаете подниматься в направлении внутреннего и внешнего совершенства, сразу же возникают трудности.
Я часто слышу, как люди говорят: «Как только я пытаюсь быть добрым, все обязательно хотят сделать мне зло». Но именно это обстоятельство как раз и должно научить вас тому, что нельзя быть добрым, исходя из какой-то личной заинтересованности. Нельзя быть добрым только ради того, чтобы все, в свою очередь, были добры к вам. Вы должны стремиться быть добрым только ради самого добра.
Это всегда один и тот же урок: человек должен поступать настолько хорошо, насколько это в его силах, не ожидая никакого результата, не думая о последствиях. Ибо жажда воздаяния за добро, желание быть добрым только для того, чтобы облегчить свое собственное существование, уничтожает все ценное в этом благородном порыве. Вы должны быть добрыми, основываясь лишь на любви к добру, вы должны быть справедливыми, исходя из любви к справедливости, вы должны быть чистыми от преклонения перед чистотой, вы должны быть бесстрастными и незаинтересованными, потому что вас привлекает сама незаинтересованность и бесстрастие — только в этом случае вы можете быть уверены, что движетесь по пути.
Как вы знаете, обстоятельства жизни в современном мире достаточно сложны. Весь мир пребывает в состоянии борьбы и конфликта между силами истины и света, желающими