энергия оплодотворяется сознанием сахасрары, и рождаются ослепительные вспышки тысячи утренних зорь. И тогда под управлением аджны эта божественная сила, изнемогая от изобилия блаженства, снисходит вниз, чтобы передать небесный опыт земле. Если это происходит, йогин реализует смысл йоги, и цель свара йоги достигнута.
Глава 13. ПАНЧА ТАТТВА
Философия тантры и свара йоги разъясняет, как вся вселенная может состоять всего из пяти маха бхут или таттв. Этими первоэлементами являются: акаша (эфир), вайю (воздух), агни (огонь), апас (вода) и притхви (земля). Они суть проявления специфических вибраций праны и сознания.
Мандукья Упанишада, Прашна Упанишада и Шива Свародайя объясняют, что эти пять элементов или панча таттвы произошли от сознания, сознание от праны, а прана от сверхсознания. Поскольку человеческое тело соткано из тех же самых универсальных элементов, их свойства проявлены по всему телу вплоть до самой крошечной клетки или атома. Их влияние настолько тонкое и глубокое, что они воздействуют на всю структуру жизни. Подобно тому, как проект всех ваших психофизических характеристик запечатлен в молекуле ДНК, так и пропорциональное соотношение таттв предопределяет всю структуру вашего существа.
Каждая таттва обладает особой пранической частотой и оказывает влияние на все механизмы тела и потоки праны. Поэтому свара йога практикует таттва садхану, чтобы изучить поток дыхания и узнать, какая же таттва преобладает. Таттвы формируют психофизиологическое состояние и на выдохе направляют потоки пранического дыхания в различных направлениях. Узнав, какая из таттв наиболее активна, вы можете получить четкое представление о вашем физическом, психическом и эмоциональном состоянии и принять соответствующее решение, соразмеряя его с той задачей, которую вы поставили перед собой. Но помимо всего этого, практика свара йоги углубляет наше мирское понимание сути вещей и формирует опыт самосознания.
Природа таттв
Таттва — это специфическая вибрация праны, от которой исходит звук, мантра, цвет, варна творения. Хотя прана, подобно солнечному свету, состоит из различных цветов спектра, в индивидуальной таттве она может быть расплывчатой. Ученые обнаружили, что световые частицы (фотоны) обладают особой структурой и колоссальной скоростью, излучая свет не только в диапазоне от инфракрасного до ультрафиолетового излучения, но даже в форме лазерного пучка. Так же вибрирует и прана по всему телу в различных частотах, от высоких частот красного, оранжевого и желтого до более низких частот зеленого, голубого, синего и фиолетового. Каждый цвет указывает на определенную таттву.
Первой проявленной таттвой была акаша или эфир, называемый так потому, что он обладает неуловимо тонкой, всепроникающей и неподвижной природой. Из эфира возник вайю или воздух, который является праной в тонком состоянии, но в ней уже есть движение, подобное ветру. Из вайю возник агни, в котором прана уже разогрелась от движения и превратилась в огонь. Когда огонь потух, возник апас, который способен перетекать подобно потокам воды. Когда движение этого потока остановилось, возникла притхви или земля. Так природа таттв указывает на влияние и силу праны, которая функционирует на различных частотах.
В теле существуют различные уровни энергии и различные пранические потоки. Течение праны не случайно — она не течет, куда попало, но подчиняется определенным законам. Каналы нади направляют прану к различным чакрам, расположенным вдоль позвоночника и частоты этих чакр возрастают по мере удаления от вибрации муладхары. Йога утверждает, что таттва земли имеет самую низкую, а акаша самую высокую вибрацию. Важно помнить, что таттвы не являются ни физическими, ни химическими элементами. Они относятся к особому типу энергии, которая обладает вибрациями света и звука.
Каждой чакре соответствует определенный орган чувств, так как каждая таттва проявляет внутренние свойства этого органа. Известно, например, что нос, обоняние и муладхара непосредственно связаны между собой. Точно так же и каждой таттве соответствует определенный орган чувств. Во 2 главе Прапанчасары Тантры говорится, что «акаша находится в ушах, вайю в коже, агни в глазах, апас в языке, а притхви в ноздрях». Качество земли — запах, воды — вкус, огня — свет, воздуха — касание и эфира — звук.
Запах воспринимается обонянием, которое представляет примитивную функцию мозга и потому таттва земли является самым грубым элементом. Однако природа каждой таттвы в действительности становится более тонкой, если вы привносите в нее сознание. Изучая различные пранические вибрации при помощи свара йоги, вы начинаете понимать, каким образом каждая таттва воздействует на функции вашего тела.
Свойства таттв
Таттвы можно распознать в грубом и тонком, индивидуальном и космическом проявлении. Таттвы постоянно воздействуют друг на друга, и Шива Свародайя подтверждает, что все эти изменения всегда происходят во вселенной. Специфические характеристики таттв перечислены ниже.
Описание таттв
Активную таттву можно определить по протяженности и направлению дыхания. Концентрируясь особым образом на вдохе и выдохе, вы можете узнать уровень вашей праны, состояние своего ума, и ваши возможности в этот момент.
Чтобы определить уровень каждой таттвы, необходима интенсивная концентрация и чувствительность, потому что, как говорит Шива Свародайя, «природа таттв очень тонка и сокрыта». Если ученый может увидеть молекулы, рассматривая их в микроскоп, то таттвы можно созерцать посредством медитации на их тонкие формы. Постигнув реальность таттв, вы постигнете свою природу и природу Космоса.
Поток вашей индивидуальной праны постоянно и в различной степени испытывает воздействие, как внешней среды, так и энергетических потоков других людей. Что произойдет, если вы приблизите два разноименных полюса магнита, а потом два одноименных или разместите много магнитов рядом и поднесете к ним какой-либо металл или пластмассу? Результат взаимодействия зависит от магнитных свойств объектов и силы магнетизма. Точно так же, если вы распознали свой активный пранический поток или свою таттву, то можете предвидеть, что может с вами случиться, когда вы окажетесь в особой ситуации, потому что магнитные свойства таттв зависят от внешней среды. Если есть тень — должен быть объект, отражающий эту тень. Если есть дым — должен быть огонь. Если идет дождь — должны быть тучи. Подобным образом благодаря сваре вы можете узнать о том, что было в прошлом, что происходит сейчас и что ожидает вас в будущем вследствие взаимодействия таттв и праны.
Шива Свародайя разъясняет, как дыхание связано с движениями планет, солнца и луны и как астрология использует эту связь. Свародайя заявляет, что астрология без науки свары бесполезна. Астрология обсуждает, как четыре фундаментальных элемента Космоса влияют на жизнь и характер человека. Свара йога тоже говорит об этих же элементах, но акцентирует то, что они находятся не только в Космосе, но проявлены в теле и могут быть обнаружены, если проанализировать процессы, происходящие в теле и в дыхании. В астрологии элементы представляют специфические уровни вибрации и влияний на космическом уровне. В свара йоге эти же элементы и колебания присутствуют на уровне индивидуальной структуры. Нам не следует ограничиваться внешней Вселенной — она внутри нас.
Свара йога и астрология — два конца одного стержня. Индийская астрологическая система настолько пунктуальна, что можно предсказать точное время свары. Существуют девять основных периодов в день, когда планета господствует, и эти периоды разделены и расклассифицированы до секунды, пока не начнется свара к моменту вдоха и выдоха. Астрология опирается на планеты, а свара йога на дыхание. Зная свару и таттву, мы будем знать и те космические влияния, которые воздействуют на наше здоровье и судьбу, и потому сможем наилучшим образом использовать свои внутренние возможности, а также обнаружить способы сопротивления внешим влияниям. Недаром в йогических текстах сказано, что контроль дыхания и пранаяма способны устранить узы заурядного бытия.
Некоторые ученые тоже обнаружили, что есть определенная зависимость между космическими явлениями и событиями индивидуальной, социальной и культурной жизни. Мы полагаем, что мозг и ЦНС реагируют на силовые поля, излучения и движения планет и звезд. Сегодня ученый мир уже серьезно исследует эти реакции(*1) и желает понять, какая связь между Космосом и человеком. Однако свара йогин не видит разницы между тем, что происходит в Космосе и тем, что происходит в атоме. Нет необходимости изучать астрофизику, если каждый имеет способность закрыть свои глаза и погрузиться в черное пространство своего сознания, созерцая миры внутри себя.
Глава 14. ПРАНА САДХАНА
Человеческая форма жизни предназначена для того, чтобы получить опыт общения с универсальной сущностью души. Однако чтобы иметь этот опыт, необходимо ту часть ума, которую чувства отвлекают к внешнему миру, привлечь к миру внутреннему. Ум должен стать настолько сосредоточенным и однонаправленным на внутреннее созерцание, чтобы оно полностью поглотило его. Ум обездвиживается, а дыхание спонтанно приостанавливается. И тогда сознание и прана освобождаются из оков ограниченного диапазона индивидуального опыта.
Этот процесс, конечно, не простой, потому что у каждого есть какие-то проблемы, которые отвлекают ум прочь от его подлинного фокусирования. Но препятствия необходимо преодолевать, если мы действительно желаем осуществить прогресс в течение своей жизни. Каждый ли может иметь и понять опыт общения со своей подлинной сущностью, с атмой? Йога и тантра на этот вопрос отвечают единодушно — ДА. Даже Гита гарантирует, что каждый имеет право реализовать самый высокий опыт жизни. Но проблема заключается в том, что мы не прилагаем достаточных усилий. Для любой практики необходимо выделить время, и к тому же приходится преодолевать сопротивление ума. Когда вы пытаетесь сосредоточиться, ум отвлекается. Бывает, что иногда вы способны сосредоточиться, ваше вдохновение продолжается два-три месяца и концентрация обостряется. Но вскоре вдохновение истощается и энтузиазм затухает. И опять возникают проблемы, болезни, лень, мирские желания вновь овладевают вами, формируются новые самскары и т.д.
Йогические тексты говорят о том, что, когда праны расстроены — ум также расстроен. Поэтому, йога предлагает два способа. Первый способ гласит: если праной можно управлять — умом также можно управлять, потому что они оба взаимодействуют и взаимозависимы. Этот метод использует хатха и свара йога. Второй способ гласит: если можно управлять умом — праной также можно управлять. Этот метод использует раджа и гьяна йога.
Но управлять праной все равно, что управлять слоном. Если вы овладели этой техникой, слон позволит вам управлять им. Но управлять умом все равно, что управлять воздухом. Поэтому сегодня люди предпочитают скорее иметь дело с праной, чем с умом, если, конечно, у них есть гуру.
Раджа йога состоит из восьми ступеней: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Хатха йога приспособила эти ступени для людей Кали юги: сначала шаткарма — нети, дхоути, басти, капалабхати, тратака, наули, затем асана и пранаяма; а позже — яма, нияма, пратьяхара, и т.д. Порядок ямы, ниямы и т.д. пришлось изменить, потому что современному человеку сложно медитировать и постепенно подниматься по ступеням более высокого духовного опыта, в то время как его одолевают мирские проблемы. Тот, кто занимается йогой, всегда сталкивается