Скачать:PDFTXT
Свара йога. Сарасвати

с внешними проблемами, и испытывает страдание от неспособности противостоять этим трудностям. Поэтому сначала рекомендуется начинать с практики шаткармы. Управление праной успокаивает и очищает ум. Обладая чистым умом, вы сможете правильно анализировать пранические потоки и корректно заниматься йогической практикой.

Шаткарма предназначена для того, чтобы очистить физическое тело, нади, чакры и стимулировать всю систему. Практикуя хатха йогу, вы ощутите легкость во всем теле и ясность ума. Кроме того, вы можете спонтанно обратить внимание на тонкие перемещения праны по каналам иды/пингалы и даже сушумны.

Шива Свародайя упоминает также и такие техники, как мулабандха и махабандха. Кто культивирует три бандхи (джаландхару, уддияну и мулу) в сочетании с задержкой дыхания (кумбхакой) и шамбхави мудрой, тот накапливает запас пранических сил. Поэтому свара йога использует хатха йогу и раджа йогу. Все эти системы не обособлены, а тесно взаимосвязаны, и свара йога почитает их. Шаткарма помогает хатха йоге, хатха йога помогает пранаяме, пранаяма помогает раджа йоге, а свара йога дает возможность глубже проникнуть во все системы.

Равновесие иды и пингалы

Один из крупнейших авторитетов в области хатха йоги гуру Горакнатха часто говорил своим ученикам о том, что когда они занимаются хатха йогой, то совершают не просто физические упражнения и не просто очищают физическое тело от нечистот, но пытаются уравновесить в своем теле две силы — энергию солнца и энергию луны, потому что слово xamxa состоит из двух частей — ха (луна) и тха (солнце). Таким образом, ха и тха это ида и пингала, силы луны и солнца. Хатха йога гармонизирует чередующиеся вибрации двух нади и уравновешивает их внутренние ритмы с движениями внешнего солнца и луны. Кроме того, благодаря хатха йоге возрастают возможности всех нади, вайю и чакр. Но если подключить еще и свара йогу, устанавливается полное равновесие между нади и пробуждается сушумна.

Предпосылки

Прежде чем вы начнете заниматься сварой, тело должно быть физически подготовлено к этому — его необходимо очистить и все телесные функции должны функционировать ритмично и безупречно. Когда нет проблем с пищеварением, дыханием или нарушений в полости носа, занятия проходят более успешно и эффективно. Поэтому следует, по крайней мере, заниматься асаной, пранаямой и совершать хотя бы одну-две шаткармы (например, нети и кунджал).

Свара йогу можно совместить с крийя йогой или кундалини йогой в зависимости от ваших запросов, способностей и действительного знания йоги. Конечно, имеются простые и легкие практики, которые каждый может использовать в любое время дня и ночи, но сущность свара йоги требует, чтобы ваша медитативная поза была комфортной для вас, чтобы вы были опытны в пранаяме, мудре, бандхе, тратаке, визуализации и джапе. Совершать дальнейшие действия могут только те, которые достигли совершенства в предварительных действиях. Поэтому, если вы серьезно относитесь к практике и не пытаетесь упражняться ради любопытства, вам, прежде всего, необходимо упорядочить свою жизнь. Свара шастры заявляют, что диета должна быть митахара, т.е. сбалансированной, питательной и чистой. Во-первых, практикант не должен есть слишком много или слишком мало, но так, чтобы тело и ум пребывали в состоянии устойчивости и бдительности. Во-вторых, важно не залеживаться в постели — шесть-семь часов вполне достаточно для сна. Вставайте рано и ложитесь рано. Когда вы пересыпаете, ум и тело становятся вялыми. Втретьих, необходимо иметь устойчивый ум и практиковать регулярно. Нет никакого смысла в том, чтобы постоянно прекращать и опять начинать свои занятия — так вы никогда не достигнете цели. Коечто, конечно, можно понять в науке свары (например, как манипулировать с потоками иды-пингалы-сушумны), но тот, кто хочет извлечь наибольшую пользу, должен все-таки ориентировать неустойчивый ум на регулярную практику.

Выражение «неустойчивый ум» означает, что независимо от того, какую пользу вы извлекаете из вашего воображения или психофизического состояния, вам следует всё вовлекать в духовную эволюцию. Если вы достигли более незаурядных психических способностей, чем ваши партнеры или ваш сосед, направьте эту энергию скорее на ваше внутреннее просветление, чем на удовлетворение тщеславных эгоистических желаний, которые улучшат ваше материальное положение и только.

Хотя свара йога может открыть новую перспективу жизни, важно помнить, что эта наука вовсе не предназначалась для того, чтобы дарить людям психические преимущества. Такие побочные эффекты, конечно, могут проявляться, но мы не должны обольщаться ими и терять из виду окончательную цельрасширение сознания за рамки житейского опыта.

Ram

Mantra for Agni, the fire element

Глава 15. ОПИСАНИЕ ПРАКТИК

Если вам удастся понять природу дыхания, вы, несомненно, сможете еще глубже проникнуть в тайны тела и ума. Научившись управлять сварой, вы будете управлять функциями мозга и нервной системы. Это подтверждается фактом воздействия дыхания через левую ноздрю на процесс активизации правого полушария мозга и воздействия дыхания через правую ноздрю на процесс активизации левого полушария мозга. Следовательно, можно контролировать всю систему организма.

Вот почему чередующиеся циклы иды и пингалы оказывают решительное влияние на состояние человека. Свара йога утверждает, что каждые три дня во время восхода солнца нади сменяют друг друга. В течение двух светлых недель, когда приближается полнолуние и двух темных недель, когда луна уменьшается, момент восхода солнца предопределяет режим свары. Если ваша свара не вписывается в эту последовательность, в вашем организме что-то нарушено.

Свободное прохождение воздуха сквозь правую, а иногда сквозь левую ноздрю должно соответствовать движениям луны и солнца. Именно поэтому иду и пингалу называют лунной и солнечной нади. Ида холодна подобно луне, а пингала горяча подобно солнцу. Йогины, достигшие высоких уровней медитации, единодушно сообщают о том, что они чувствуют различную температуру воздуха, протекающего через правую и левую ноздрю. Это указывает на относительность внутренней температуры тела и его функций. Когда колебания между «теплом» и «прохладой» или между левой и правой сварой сменяются совместным функционированием двух свар — наступает равновесие. Но это не приходит само собой, гармонию надо развивать.

Чем заняты свара йогины? Они совершают свою солнечную свару ночью, а лунную свару днем. Так они устанавливают равновесие между внешними силами и внутренними функциями. Они сидят в особой асане, пададирасане, которая специально предназначена для смены свары. Но чтобы изменять направление свары, надо сначала убедиться в том, что та или иная свара стала активной не в свое время и лишь тогда можно заменить одну свару другой. Для этой цели йогины используют специальный стержень данда, который у них всегда под рукой.

Как обнаружить таттву

Существует весьма эффективная и уникальная практика в свара йоге — чхаёпасана. Чхая означает тень, а упасана — концентрацию. Надо стать спиной к солнцу и сконцентрировать внимание или медитировать на свою тень. Стоять надо неподвижно и смотреть, не отвлекаясь, на область шеи. Зафиксируйте взгляд на несколько минут (или дольше), не моргая. Не совершая лишних движений, посмотрите в небо, и вы увидите огромное отражение вашей тени. Продолжайте смотреть в эту тень и убедитесь, что она не исчезает. Такова эта уникальна практика.

После того, как вы совершили несколько раундов чхаёпасаны, йони мудры или шанмукхи мудры (блокирование пальцами шести отверстий на лице), понаблюдайте за тем, какие цвета просматриваются в чидакаше (экране вашего сознания). Определенный цвет указывает на соответствующую таттву или праническое движение, преобладающее в это время.

Эти детали удивительны. Наблюдая за ними, вы поймете, что за всем этим скрывается нечто более глубокое и тонкое, чем просто физические элементы тела. Эта садхана проявляет таттвы и силу сознания, которые вы пытаетесь прочувствовать.

Электрический провод и электрический ток, протекающий по проводу — это не одно и то же. Провод — не электричество. Если вы прикоснетесь к этому проводу — ток ударит вас, хотя вы его и не видите, но чувствуете. Точно так же благодаря энергии или пране функционирует и ваше тело. Если вы увеличите напряжение и силу праны, в этом легко можно убедиться.

Различные силовые потоки продуцируют в теле различные вибрации. Эти вибрации являются таттвическими проявлениями акаши, вайю, агни, апаса и притхви. Разве это означает, что небеса выше наших голов? Воздух внутри нас, огонь внутри нас, вода внутри нас, земля внутри нас. Таттвы сигнализируют, что внутри нас взаимодействуют различные энергетические вибрации, которые можно уловить только тонким умом. Так, например, когда вы закрываете глаза, то видите различные цвета на экране вашей чидакаши — желтый, синий, белый, красный, серый. Поскольку уровни праны в теле постоянно изменяются, мы говорим об изменении таттв. Каждая таттва окрашена в особый цвет или варну, которая проявляется наглядно. Поток таттв подобен потоку электронов. Когда вы способны прочувствовать такой поток, это означает, что у вас открывается духовный опыт. Источник всех этих переживаний находится в кошах.

Соединение и разделение

Чем глубже вы проникаете, тем больший опыт приобретаете. Но что это за опыт? Это опыт присутствия невидимых тел — сукшма шариры и карана шариры. Когда мы употребляем слово «тело», в данном контексте это означает, что существует некая лока или планета, план, плоскость, уровень определенного бытия, с которым связано это тело. Мы не просто существуем на плоскости сознания, о котором мы знаем посредством чувств. Согласно шастрам имеются семь плоскостей существования. Когда сознание освобождается от оков материи, оно начинает вибрировать на более высокой частоте, и вы поднимаетесь от бху локи к бхувар локе и далее — к сувар локе, махар локе, джнана локе, тапо локе и сатья локе. Эти локи представляют определенное состояние тела, которое прогрессирует в более тонкие области. Однако это продвижение возможно лишь тогда, когда физическое тело (материя) уже не способно диктовать свои условия разуму духовного тела. Происходит своеобразная эмансипация ума от тирании материи, вследствие чего ум выделяет огромное количество закрепощенной ранее энергии.

В одной из своих поэм Кабир как-то сказал, что «в тесных рамках этого тела живут раздельно пара чудес — мужчина и женщина». Здесь он непосредственно намекает на иду и пингалу. Далее он говорит: «Если кто соединит их — они отделяют его». Здесь имеются в виду два неразрывных процесса йоги и тантры: соединение иды с пингалой, медитирующего с объектом медитации, праны с умом. Но это соединение происходит при разделении материи и энергии.

Цель йоги заключается в том, чтобы разделить сферы влияния энергии и материи. Соединениесредство йоги, а не цель. С чем вы соединяетесь? Вы соединяетесь с целью медитации — медитирующий, медитация и объект медитации сливаются воедино, упасака иупасья. Именно это явление мы называем разделением материи и энергии — отделены внешняя падартха или объект от внутренней шакти. Такое разделение энергии от материи пробуждает кундалини.

Когда пробуждается кундалини, тогда неважно, кто вы — невежда или ученый, брахман или кшатрий, и даже если у вас нет никакого бхакти, вы мгновенно что-то

Скачать:PDFTXT

Свара йога. Сарасвати Йога читать, Свара йога. Сарасвати Йога читать бесплатно, Свара йога. Сарасвати Йога читать онлайн