Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Свара йога. Сарасвати

испытаете. И этот опыт сознания поведет вас от одного состояния к другому по закону энергетического повышения от более низких центров к более высоким, от манипуры к анахате, вишуддхи, аджне и сахасраре. Шесть чакр от муладхары до аджны и плюс сахасрара представляют семь лок или семь плоскостей эволюции сознания.

Путь к более высокому опыту

Чтобы освободить шакти и получить внутреннее откровение, существует не один, а тысячи путей. Поначалу вам необходимо приблизиться к соответствующему гуру и изучать йогические тексты. Вы должны осознать масштабы и структуру всей вашей жизни. Свара йога — это только один из способов проникновения в более тонкие сферы вашего бытия, процесс самоанализа, который станет частью вашей повседневной жизни, и вы будете пользоваться им наряду с другими духовными действиями, чтобы расширять, понимать и управлять мирским окружением.

Этот путь не для тех, кто слепо верит и не для суеверных. Этот путь для ищущих, а ищущие никогда не могут быть слепыми последователями. Они ищут, анализируют и находят собственную реализацию, и, в конечном счете, находят подлинный смысл жизни.

Глава 16. РАСПОЗНАВАНИЕ СВАРЫ

Практика свара йоги начинается с того, чтобы узнать, какая нади и свара функционируют в данный момент. Когда воздух проходит свободно сквозь левую ноздрю, это означает, что активна только ида. Такой поток называется вама или левая свара. Когда открыта правая ноздря — активна пингала, и это называется дакшина или правая свара. Узнать активную свару очень просто: направьте выдох в ладонь руки, и вы почувствуете более сильный поток со стороны открытой ноздри.

Если вы все еще сомневаетесь в этом, закройте одну ноздрю и дышите другой. Можете сравнивать прохождение воздуха через правую и через левую ноздрю. Более низкий звук указывает на открытую ноздрю, а более высокий — на закрытую. Бывает и так, что обе ноздри свободны, и вам трудно определить, какая же из них преобладает. Это означает, что активна сушумна или шунья свара.

Протяженность праны

Наблюдая за прохождением воздуха в ноздрях, вы обратите внимание на то, что в разное время меняется протяженность дыхания или длина праны. Иногда эта длина протяженнее, иногда короче. Согласно свара шастрам, цель практики состоит в том, чтобы свести длину выдоха к минимуму и сохранить в теле большее количество праны.

Свара шастры зафиксировали естественную протяженность выдоха во время активной деятельности в ангулах. Ниже дан перечень норм для обычного здорового человека и потому следует учитывать другие факторы (возраст, вес, рост и т.д.):

• естественная протяженность — от 7 до 12 ангул

состояние эмоционального возбуждения — от 12 до 36 ангул

• при пении — 16 ангул

• при рвоте — 18 ангул

• во время еды — 20 ангул

• при ходьбе — 24 ангулы

• во время сна — 30 ангул

• при совокуплении — 36 ангул

• при сильном физическом напряжении — от 36 до 100 ангул

В течение дня происходит спонтанный акцент на вдох. Известно, что у людей со слабой конституцией выдох растянут. Если дыхание при пониженной жизнеспособности растягивается более чем на 8 дюймов — это верный симптом недостатка энергии.

Пониженная протяженность свары

Шива Свародайя говорит о том, что дыхание с минимальным выдохом сохраняет жизненную энергию и способствует достижению сиддх (совершенству пранических и ментальных сил).

Длительный выдох, не превышающий одной ангулы, приводит к состоянию отрешенности, благодаря чему вы способны работать бескорыстно, не думая о своей выгоде, освободившись от вожделений (нишкам). Этот тип дыхания поможет вам стать честным (нишкапат), беспристрастным

(нишпакша) и объективным в любых ситуациях.

Выдох, не превышающий двух ангул, сделает вас удовлетворенным и счастливым в любой ситуации (ананда).

Выдох в три ангулы пробуждает поэтические способности.

Выдох в четыре ангулы наделяет пророчеством (вах сиддхи).

Выдох в пять ангул развивает проницательность.

Пранаяма

Шива Свародайя рекомендует такую практику пранаямы, которая развивает, регулирует и управляет длиной праны. Именно в этом заключается смысл слова пранаяма (длина праны). Аяма означает длину или расширение. Обычно слово пранаяма определяют, как контроль над дыханием, потому что люди разделяют это слово на прана и яма (контроль). Однако подлинная цель пранаямы состоит в том, чтобы расширить прану, т.е. распространить ее в пассивные области тела и бездействующие зоны мозга для пробуждения различных врожденных способностей и дальнейшего развития восприятия. А это достигается посредством регулирования дыхания и сохранения праны.

Одна из основных целей пранаямы с задержкой дыхания заключается в том, чтобы активизировать сушумну, шунья свару. Поэтому хотя все пранаямы полезны, свара йога особо выделяет нади шодхану для достижения самосознания и контроля над сварой. Нади шодхана — это метод попеременного или альтернативного дыхания различными ноздрями. Свародайя советует сначала сделать вдох сквозь лунную свару (левой ноздрей) и затем выдохнуть сквозь солнечную свару (правой ноздрей), а потом продолжать тот же процесс от солнечной свары к лунной и обратно. Вдох и выдох дозированы в определенных пропорциях, а позже подключают и задержку дыхания.

Вдох, выдох и задержка обладают особым значением и влиянием. Вдох или пурака наполняет тело жизнеспособностью и символизирует творение. Выдох или речака изгоняет нечистоты из физического и даже из астрального тела и символизирует разрушение и преобразование. Свародайя говорит, что речака «уничтожает плохую карму» или негативные психические клише. Кумбхака расширяет объем жизненных сил. Совершенствуя эти три аспекта дыхания и сознательно управляя ими, можно, как говорит Свародайя, «существовать пока светят луна и звезды».

Уравновешенное дыхание

Нади шодхане свара йога придает большое значение, потому что она восстанавливает согласованность в дыхании. Обычно вдох и выдох чередуются в несогласованном ритме — или вдох недостаточен, а выдох слишком продолжителен или наоборот. Это указывает на неустойчивое состояние праны в нади. Свара йога нормализует ритм вдоха и выдоха. Благодаря нади шодхане полностью исправляются недостатки в процессе дыхания. Недостаточно просто дышать. Дыхание должно стать тонким. Когда дыхание интенсивно, вы можете его почувствовать на расстоянии двух пальцев. Чем короче расстояние, тем тоньше дыхание. Выдох не должен превышать двух пальцев, но он должен быть достаточно полным. Если вы не развили тонкого дыхания, то, совершая пранаяму с задержкой дыхания, выдохните или вдохните интенсивно. Это же следует культивировать в процессе естественного дыхания, как практику пранаямы.

Частота вдоха и выдоха — следующий важный момент, который также должен быть согласован. Так, например, когда вы устали, вдох у вас глубокий и длинный, а выдох короткий, но когда вы находитесь в бодром состоянии, ваш вдох становится коротким, а выдох — глубоким и длинным. Такая несогласованность в дыхании и создает аритмию психофизических энергий, которые вносят дисгармонию в работу ума и тела. Поэтому согласованная совместимость в дыхании очень важна.

Дыхание должно быть не только ритмичным, но и равномерным. Многие люди вдыхают и выдыхают судорожно и небрежно. Дыхание должно быть ровным и стабильным, без толчков. Если вы понаблюдаете за тем, как дышат люди, то убедитесь в том, что они чрезвычайно редко дышат равномерно. Если вы совершаете пранаяму с задержкой дыхания после вдоха или выдоха, равномерность особенно важна. Пока не восстановлена однородность дыхания, выдох может иметь до десяти различных частот. Итак, занимаетесь ли вы пранаямой или просто дышите, приучайте себя дышать мягко, ритмично и равномерно, приближаясь к тонкому дыханию.

Yam

Mantra for Vayu, the air element

Глава 17. РАСПИСАНИЕ СВАР

Ида, пингала и сушумна функционируют синхронно с солнечными и лунными ритмами. Согласно Шиве Свародайе активность первой нади продолжается две с половиной гхати, что соответствует 60 минутам. После этого активизируется сушумна на 1-4 минуты и начинает функционировать следующая нади. Такую же закономерность обнаружили неврологи в работе двух полушарий мозга: вначале активизируется одно полушарие на 60-90 минут(*1), затем энергия в течение 1-4 минут перетекает сквозь тонкую мембрану corpus callosum в другое полушарие. Кроме того, ученые обнаружили взаимосвязь между активностью правой ноздри и левым полушарием мозга, а также между активностью левой ноздри и правым полушарием мозга. Поэтому неактивное полушарие блокирует соответствующую ноздрю, в то время как активное, напротив, стимулирует противоположную(*2). Чтобы точно знать, когда активизируются ида и пингала, необходимо познакомиться с лунными фазами. В течение первых 14 дней лунного цикла диск луны постепенно увеличивается вплоть до полнолуния. Этот период называется шуклапакша или двумя светлыми неделями: шукла означает свет, а пакта — две недели. На 15-ый день (амавасья) наступает полнолуние или пурнима. В течение следующих 14 дней цикла луна уменьшается и исчезает из поля видимости. Наступает период кришнапакша {кришна означает черный). На 15-ый день луны уже не видно и зарождается новая луна.

В цикле свары сурья нади (пингала) активизируется на восходе солнца в период кришна пакши на 1-3, 7-9 и 13-15 дни. После этого ида и пингала функционируют поочередно в течение дня по 60-90 минут до того, как на восходе солнца чандра нади (ида) начинает функционировать в определенные дни. На 4-6, 10-12 дни, в период кришна пакши, чандра нади течет на восходе, а сурья нади — на закате. В течение шукла пакши они меняются местами и во время восхода солнца первых три дня активна чандра нади и так далее. Исследуя достоверность древнейших текстов, мы узнали, что еще в незапамятные времена свара йогой и садханой занимались женщины и дети, вегетарианцы и невегетарианцы, представители различных вер и культур. В 90% случаях эту систему соблюдали для того, чтобы успешно работать и жить.

Если свара совпадает с восходом солнца — это очень важно. Летом солнце встает раньше, чем зимой и время восхода в течение года постоянно изменяется. Время также зависит от точки вашего местонахождения по отношению к полушарию континента. В Индии, например, летом солнце восходит между 4.45 и 5.15 утра, а зимоймежду 6.15 и 6.45 утра. Но когда солнце уже взошло, становится ослепительно ярко. Это означает, что соответствующая нади уже должна быть активной к восходу солнца.

Если, конечно, вы живете в городе и окружены высокими домами, вы не сможете определить время восхода солнца, просто глядя в небо. Если небо покрыто тучами, вы не увидите также и луны. В таких случаях вам необходимо заглянуть в газетные новости. Начиная наблюдать за своей сварой, заведите дневник и записывайте в него каждые полчаса или час время активизации свары. Это поможет вам усовершенствовать практику и узнать свой ритм. Вы можете даже проследить, какие специфические особенности сопровождают ваши ритмы. Если у вас есть возможность, сравните ваши показания с показаниями других людей, ведущих наблюдение за своей сварой.

Биоритмы

В 1970-х годах наука ввела в обиход слово «хронопсихология» для 24-часового цикла. Хронопсихологи обнаружили, что на протяжении 24 часов есть такие интервалы времени, которые являются наиболее подходящими для проявления психофизических способностей. Шива Свародайя говорит о том же и определяет

Скачать:PDFTXT

Свара йога. Сарасвати Йога читать, Свара йога. Сарасвати Йога читать бесплатно, Свара йога. Сарасвати Йога читать онлайн