сочетать их с другими дополнительными действиями так, чтобы любая повседневная работа не встречала бы противодействия. Свара шастры дают следующие рекомендации:
• После пробуждения определите, какая свара является активной. Прикоснитесь соответствующей рукой к активной стороне лица и к ноздре.
• Вставая с постели, опустите на пол ту ногу, которая соответствует активной сваре; удостоверьтесь в том, что вы опустили на пол именно ту ногу, которая расположена на стороне активной свары. Если активна пингала, вы встаете с правой ноги, обращенной к востоку или к северу. Если активна ида, вы встаете с левой ноги, обращенной к западу или югу[3].
• Приступайте к работе в течение потока лунной свары.
• Если функционирует солнечная свара, а вы к тому же едите горячую, острую, кислую и жирную пищу, это может перегреть вашу систему и вызвать повышение кислотности. Поэтому желательно употреблять подобную пищу в течение потока иды, а не пингалы, а в течение лунной свары лучше избегать такой холодной пищи, как йогурт, мороженое и т.д., которые охлаждают организм.
• Если вы решили принять холодный душ или ванну, сначала убедитесь, что активна пингала. Точно так же сначала убедитесь, что у вас активна ида, если вы решили принять горячий душ или горячую ванну.
• Свара Чинтамани также советует проверять последовательность между кишечной перистальтикой и мочеиспусканием. Если мочеиспускание происходит во время левой свары (иды), это признак здоровья и любое спланированное вами предприятие пройдет успешно. Но если моча выходит интервалами и особенно в течение правой свары (пингалы), прана функционирует не оптимально, что указывает на беспокойства, дисбаланс и проблемы. Сначала должна выйти моча, затем кал и лишь после газ. Такая последовательность благоприятствует, но если все три извергаются одновременно, ваша система определенно нарушена, ибо возникла праническая неустойчивость между идой и пингалой.
• Если предстоит поездка, или вы уезжаете из города, оставляете свою фирму — начинайте эти действия с той ноги, которая соответствует активной нади и ноздре.
• Если вы решили подойти с доброжелательными намерениями к человеку и особенно к тому, с кем у вас был конфликт, начните свое приближение к нему с той же ноги, которая расположена со стороны активной ноздри. Общаясь с ним, развернитесь к нему неактивной стороной.
• Получая распоряжения от человека, стойте к нему со стороны активной свары.
• Женщина может привлечь мужчину со стороны своей пассивной лунной свары. Мужчина же, напротив, может привлечь женщину со стороны своей активной солнечной свары.
• Если вы получаете или предлагаете что-либо, совершайте это рукой, которая соответствует активной сваре.
Состояние нашего тела и ума зависит от чередования циклов свары. Если долго преобладает одна из двух нади, это означает, что одна из ветвей автономной нервной системы блокирована и функционирует лишь одно полушарие мозга. Когда поток иды выбивается из графика, это указывает на некоторую неустойчивость ума, а если это происходит с пингалой, значит, нарушено равновесие в праническом теле. Когда психофизическая система разбалансирована, личность развивается вполсилы и болезни всякого рода неизбежны. Чтобы выправить это положение, необходимо восстановить регулярное чередование свар.
Обычно по типу болезни можно определить, какая из нади чрезмерно активна. Так, например, метеоризм, расстройство желудка, понос, дизентерия, холера, диспепсия, проблемы с дыханием и бессилие связаны с чрезмерным потоком иды, а гипертония, повышенная кислотность и язвы являются результатом чрезмерной активности пингалы.
Шива Свародайя советует, что для поддержания хорошего здоровья практикующий свару или йогин должны максимизировать поток иды в течение дня, а поток пингалы — ночью. Помните, что жизнь йогина направляется садханой, а не домашним режимом или повседневной работой. Регулируя свару таким способом, мы сохраним естественную тенденцию тела к равновесию, так как днем тело не будет перегреваться, а ночью переохлаждаться.
Этот дисбаланс можно исправить даже при помощи правильного расположения тела ночью во время сна. Исследования, проведенные в Индии, показали, что из 48 пациентов, страдавших диспепсией, две трети спали на правом боку, вместо того, чтобы спать на левом. Контрольная группа состояла из семи здоровых людей, которые спали на левом боку. Когда этим семерым предложили постоянно спать на правом боку, после одной недели такого сна у них появились признаки вялого пищеварения. Однако когда им разрешили возобновить свою привычку спать на левом боку, все проблемы пищеварения автоматически исчезли(*1). Аналогичный опыт был проведен с пациентами, страдавшими астмой. Семь из десяти астматиков спали на спине(*2). Даже если вы не страдаете хронической или острой болезнью, будущих проблем с органами пищеварения и дыхания можно избежать, если спать правильным образом.
Как только восстановлен порядок сна, поток свары корректирует приобретенные беспорядки в работе организма и устраняет проблемы. Если в теле накопилось много тепла, ложитесь на правый бок, и ваше тело начнет охлаждаться. И наоборот, если тело переохлаждено, ложитесь на левую сторону, и тело согреется. Если у вас жар, блокируйте активную пингалу правой ноздри, чтобы понизить температуру тела.
Еще до начала болезни нарушается поток свары, но если изменить ее направление, можно устранить перекос энергии и предотвратить болезнь. Так, например, астматики, чувствующие приближение приступа, могут блокировать активную ноздрю, чтобы предотвратить или уменьшить силу приступа. Точно также и те, которые страдают головными болями, должны сначала проверить свое пищеварение и удостовериться, что они действительно спят на левой стороне. При головной боли они должны блокировать активную ноздрю и стимулировать другую.
Глава 20. ТАТТВА ВИЧАРА
На каждый цикл сурьи (пингала, правая ноздря) или чандра свары (ида, левая ноздря) воздействует панча таттва или пять элементов, которые формируют различные типы дыхания и влияют на пранавайю. Активность той или иной таттвы проявляется в наших мыслях и физических поступках, влияет на наши отношения к другим людям и обстоятельства жизни. Чтобы познакомиться с этим более подробно, существует практическая наука йогов, которая называется таттва вичара — методика анализа активной таттвы.
Каждый таттва оказывает особое влияние на энергетику тела и ума. Поэтому свара йогин пристально следит за преобладающей таттвой, чтобы знать, как себя вести в определенных ситуациях. На более высоком уровне таттва вичара развивает праническую эффективность чакр и ускоряет духовную эволюцию. Наблюдая за таттвой, можно заметить, что только одна таттва из пяти бывает наиболее активной наряду с проявлением и активизацией другой таттвы, в то время как активность остальных понижена. Иногда, однако, во время потока сушумны одна таттва активизируется в правой сваре, а другая в левой или наоборот. Это обычно происходит во время смены свар.
Иногда одну и ту же таттву называют поразному: земля — это притхви или бхуми, вода — апас или джала, огонь — агни или тедж, воздух — вайю или паван, эфир — акаша или вьёма.
Каждая таттва выталкивает поток воздуха то через правую, то через левую ноздрю, меняя направления, длину волны и промежуток времени. Притхви течет от центра и кажется, что воздух струится прямо, апас ниспадает вниз, агни вытекает кверху, вайю под углом в разные стороны. Когда акаша проявляет активность, поток воздуха не ощущается, за исключением тепла, исходящего с одной стороны.
Каждая таттва, как описано в Свародайе, может изменять длину выдыхаемой волны согласно индивидуальным особенностям личности. Возможно, ваши пропорции будут равны половине указанной длины. Вы это можете выяснить сами, наблюдая за своим дыханием.
Каждая таттва оказывает влияние на состояние нашего обоняния и вкуса. В определенное время после еды вы можете испытать особый аромат преобладающей таттвы: таттва земли имеет сладковатый привкус, вода — вяжущий, огонь — обжигающий, воздух кисловат, эфир остр или горяч.
Если активная таттва не распознается любым из этих простых способов, ее можно узнать, выдыхая через нос на зеркало и изучая форму, образованную паром:
• Если испарение покрыло все зеркало — это таттва земли.
• Половинчатое луноподобное очертание — таттва воды.
• Треугольная форма — таттва огня.
• Яйцо или овальная форма — таттва воздуха.
• Маленькие точки — таттва эфира.
Шанмукхи или йони мудра
Чтобы поближе познакомиться с природой каждой таттвы и уметь распознавать их, Шива Свародайя предлагает практику шанмукхи или йони мудру. Методика состоит в следующем:
• Садитесь в удобную медитативную асану или позу. Предпочтительны сиддхасана для мужчин, сиддхайони асана для женщин или ардха/пурна падмасана.
• Совершите йони мудру, закрыв пальцами пять отверстий на лице (уши, глаза и нос), оставляя рот свободным.
• Совершите каки мудру и вдохните через рот. При вдохе прочувствуйте продвижение праны вверх от муладхары к аджна чакре.
• Задержите дыхание, выполняя антаранга кумбхаку, и закройте пальцами шестое отверстие(рот).
• Совершите кхечари и половину джаландхары.
• Зафиксируйте совершенное действие в аджне.
• Поднимите голову.
Повторите этот цикл пять раз, сохраняя глаза закрытыми. После каждого цикла подышите свободно. Когда закончите, садитесь удобнее и, закрыв глаза, пристально всматривайтесь мысленно в чидакашу (пространство в межбровье). Быть может вам удастся увидеть в чидакаше какой-либо цвет, который указывает на определенную таттву. Желтый цвет — это притхви или таттва земли, белый — апас или таттва воды, красный — агни или таттва огня, синий — вайю или таттва воздуха, а полная чернота или неясные цвета многих оттенков — это акаша или таттва эфира.
Поначалу, когда вы только приступили к этим занятиям, ваша чидакаша будет черна. Это еще не означает, что вы созерцаете акашу — просто вы еще неопытны.
Эта методика требует нескольких месяцев практики, прежде чем вы начнете различать цвета, как очевидные. Когда они начнут проявляться, цвет не всегда покажется отчетливым. Желтый иногда смешивается с белым, красным или синим. Также не обязательно, чтобы цвет имел форму круга. Так, например, красный может появиться в форме треугольника, желтый — в форме квадрата, или вы можете увидеть бледную синюю полоску поперек вершины чидакаши. Но созерцать акашу труднее всего, и если это происходит, то в течение очень короткого периода.
Если вы практикуете регулярно два раза в день, утром и вечером, в течение шести месяцев — цвета начнут появляться. Поначалу вы можете начинать с пяти раундов шанмукхи мудры. После трех-четырех недель практики доведите число раундов до десяти. Усовершенствовав свою практику, вы увидите цвета еще до завершения десяти раундов. Однако более эффективно практиковать шанмукху мудру вместе с тратакой на таттва янтру и тогда цвета проявятся быстрее. Желтый и красный цвет имеют тенденцию появляться в течение дня, синий и белый — ранним утром или поздним вечером, но желтый чаще всего. Но если вы увидели все цвета сразу, это означает, что вы обнаружили истинную таттву для духовного опыта. Однако когда таттвы меняются, возникает переходный период перемещения, в течение которого вы видите сочетания и комбинации любых цветов. Располагая свободным временем и возможностью заниматься три-четыре раза в день, в одно и то же время