и регулярно, вы можете завести дневник и записывать все ваши наблюдения.
Эта практика более сложна, чем основы дыхания. После ваших занятий хатха йогой совершайте шанмукху мудру, позднее вы можете не делать ее. Концентрируйтесь на потоках дыхания и таттвах. Когда дыхание изменяет свое направление справа налево, вы должны сознавать эти изменения, во время которых происходит смена таттв. Существуют несколько моментов, когда акаша таттва, сущность пространства, становится преобладающей.
Это происходит не всегда. Иногда акаша сопровождается пингалой, иногда идой и редко сушумной. Однако когда обе свары текут свободно и сопровождаются акашей, это означает, что настало самое благоприятное время для медитации, которая унесет вас, как ракета. И вы впадаете в медитативное состояние за десять, пятнадцать, двадцать секунд. Акаша таттва и сушумна нади обычно не совмещаются, но если это всё-таки случается, вы тут же прочувствуете это. Проходы в левой и правой ноздрях полностью свободны и таттвы очищены. Настало время, когда любой ваш вопрос тут же извлекает истинный ответ из внутреннего арсенала интуитивного опыта. Если вы сможете расширить этот период –замечательно.
Влияние таттв в повседневной жизни
Притхви (таттва земли) указывает на длительное материальное процветание. Поэтому когда преобладает этот элемент, советуют заниматься устойчивой постоянной и тихой работой, избегая материальных затрат. Преобладание притхви обволакивает ум материальными заботами и превращает человека в слепое орудие повседневности.
Апас (таттва воды) указывает на прямой результат, ожидаемый в ближайшем будущем. Эта таттва также означает, что результаты носят непостоянный характер, так как ситуации быстро меняются. Когда преобладает апас, лучше заниматься спокойным делом. Ум вовлекается в мысли о самом себе и физическом теле.
Агни (таттва огня) не сулит ничего хорошего. Если вы планируете что-то — все разрушается. Если вы выражаете свое мнение — вас ожидают неприятности. Преобладание агни наносит вред и ущерб. Если вам суждено сгореть в собственной кухне, это происходит во время активности агни таттвы. Таттва огня также связана с мыслями и заботами о деньгах и ценностях.
Вайю (таттва воздуха), как и агни, указывает на то, что ваши планы будут разрушены. Эта таттва олицетворяет непостоянство. Однако если вы способны сохранять равновесие, всего этого можно было бы избежать. Когда вы опаздываете на поезд и люди, снующие туда и сюда, мешают вам добраться до нужного вагона — это функционирует вайю. Вайю также означает, что ум самоориентирован.
В период активности акаши (таттвы эфира) нет никаких особых мыслей или забот. Вы можете реализовать очень приятный внутренний опыт и пробуждение. Нет побуждения к материальной жизни или к извлечению прибыли. Поэтому лучше найти тихое место и заниматься размышлением, концентрацией и медитацией.
Итак, вот основное руководство для памятования:
• Притхви и апас благоприятны в иде или пингале.
• Агни и вайю в иде указывают на посредственные результаты, а в пингале приводят к разрушительным последствиям.
• Акаша имеет смысл, если вы заняты медитацией или концентрацией. Шива Свародайя говорит, что идеальный вариант для притхви -активизироваться в течение дня, а для апаса — ночью. Это гарантирует хорошее равновесие в жизни и успех в повседневных делах.
Семейное планирование
Используя знание таттв, можно узнать, какой родится ребенок. Согласно свара йоге эта наука предвидения опирается на распознавание активной таттвы. Причем комбинации различных таттв, конечно, приводят к различным результатам.
Зачатие в период притхви подарит сына, который получит хорошую финансовую или материальную поддержку; в период апаса — девочку, которая также будет преуспевать. Когда агни течет сквозь пингалу, это не лучшее время для зачатия, потому что можно нанести вред зародышу или ребенку. Если агни протекает сквозь иду, ущерба будет меньше. Вайю также нехороший знак, так как ребенок будет жить в нищете. Акаша также рассматривается, как неподходящее время для зачатия, так как указывает на выкидыш. Однако если вы йог, зачатие означает рождение ребенка с пробужденной кундалини.
Глава 21. ТАТТВА САДХАНА И ЧХАЁПАСАНА
Когда вы овладеете искусством определения таттвы, можно совершать тратаку на символ или янтру каждой таттвы. По традиции янтры изготавливают из цветных металлов, а затем приписывают к ним соответствующие мантры. Такая практика требует мастерства и потому свара шастры рекомендуют обращаться за помощью к гуру, который в совершенстве владеет этой техникой. Но мы можем и сами практиковать тратаку на таттву, выводя рисунок янтры каждой таттвы, окрашивая его соответствующим цветом и мысленно повторяя биджа мантру. Янтру можно изготовить так:
Перед началом практики нанесите маленькую точку в центре янтры, чтобы сфокусировать внимание и сосредоточить взгляд на этой точке. Со временем вы научитесь концентрироваться и без точки.
Садитесь в удобную медитативную позу. Голова, шея и спина — на прямой вертикальной линии, обе руки лежат на коленях в гьян мудре или чин мудре.
Если янтра небольшого размера, расположите ее на расстоянии вытянутой руки. Если формат янтры большой, поставьте ее так, чтобы вы могли пристально смотреть на нее без напряжения. Янтра должна быть расположена точно на уровне глаз. Начинайте с тратаки на притхви янтру. Следите за тем, чтобы глаза не блуждали. Сосредоточьте ум на мысленном повторении мантры ЛАМ, непрерывно сохраняя пристальный взгляд на янтре, а внимание на звуке мантры. Повторите один круг мантры на четках. Если почувствуете напряженность в глазах, закройте их и направьте внимание на чидакашу.
Продолжайте практику в течение пяти минут, а затем закройте глаза и попробуйте мысленно визуализировать притхви янтру и ее цвет. Повторите такой же процесс для всех таттва янтр.
Закончив практику, продолжайте сидеть в безмолвном спокойствии. Исследуйте свою чидакашу — быть может, вы обнаружите в ней какой-либо цвет или форму. Понаблюдайте за характером вашего дыхания, его протяженностью, направлением потока, прочувствуйте вкус во рту. Обратите внимание на свои мысли, чувства, общее состояние — расслаблены вы или возбуждены, клонит ли вас ко сну, испытываете ли вы голод или беспокойство и т.д. Теперь, после всех наблюдений, смогли ли вы определить активную таттву? Если вы не уверены в этом, выполняйте шанмукху мудру и проведите такой же процесс анализа.
Чхаёпасана
Наиболее существенной практикой свара йоги является искусство чхаёпасаны. Чхая означает тень, упасана — устойчивая концентрация. В этой практике вместо выполнения тратаки на янтру таттвы, вы совершаете тратаку на собственную тень.
ЯНТРЫ ТАТТВ
В результате этой практики вы можете предсказать по цвету и форме тени время и причину смерти. Но, конечно, этим не ограничивается цель чхаёпасаны.
Чхаёпасана является простой и весьма интенсивной формой дхараны (концентрации), которая оказывает сильное воздействие на ум, спонтанно пробуждая состояние дхьяны и, в конечном счете, приводит к самадхи. Это верный способ непосредственного опыта атманубхути, где атма обнаруживает себя в своей же форме. Вот почему чхаёпасана была долго засекречена, и ее успех полностью зависел от тех предварительных условий, которые осуществлялись при помощи строжайшей садханы и под руководством гуру.
Лучшим временем для практики чхаёпасаны, согласно Шиве Свародайе, является время между 7-8 утра. Но при этом необходимо учитывать и время восхода солнца, т.е. практиковать чхаёпасану рекомендуется приблизительно через час-полтора часа после восхода солнца. Важно, чтобы солнце не очень сильно согревало, и чтобы не было туч, застилающих солнце. Свара Чинтамани добавляет, что чхаёпасану можно осуществлять и в лунную ночь, но тень должна возникнуть благодаря естествеенному лунному освещению, а не искусственному электрическому.
Встаньте спиной к солнцу таким образом, чтобы увидеть свою тень на земле или на стене.
Направьте свой пристальный взгляд на область шеи.
МысленноповторитемантруХРИМПАРАБРАХМАНЕ НАМАХА 108 раз.
Закончив практику, закройте глаза и всмотритесь в свою чидакашу. Там вы должны увидеть образ своей тени.
Откройте глаза и посмотрите на небо. Образ вашей тени должен вновь появиться перед вашим взором. Если это не произошло, вы должны развивать способность визуализации образа.
Шива Свародайя говорит, что требуется шесть месяцев, чтобы овладеть этим искусством, после чего вы сможете использовать эту практику для развития дара предвидения.
Тень открывает свои секреты
Когда у вашей отраженной тени отсутствуют отдельные части тела, это означает:
• Отсутствие левой руки — смерть жены.
• Отсутствие правой руки — ваша смерть или смерть вашего близкого друга.
• Отсутствие обеих рук — кто-то из ваших близких заболеет или умрет.
• Отсутствует голова — смерть наступит в течение месяца.
• Отсутствует плечо или бедро-жизнь продлится восемь дней.
• Отсутствуют пальцы и плечи — осталось жить шесть месяцев.
• Отсутствуют ноги или живот — смерть рядом с вами.
• Удлиненная шея — признак процветания.
• Отсутствие тени или еле заметные очертания ее — смерть уже внутри вас!
Цвет также имеет свои значения:
• Черный цвет означает, что смерть произойдет примерно через шесть месяцев.
• Желтый указывает на болезнь.
• Красный указывает на глубокий внутренний страх.
• Синий означает, что приближается бедствие.
• Многоцветье указывает на развитие психики и интуиции, а также на совершенство в йоге.
Признаки, прогнозирующие смерть, должны пониматься шире, чем просто предсказания. Занимаясь чхаёпасаной, вы формируете способность ума к тонкому восприятию и визуализации. Образ, воспринимаемый в небе — это ваше праническое тело. Когда прана вайю не функционирует в какой-либо части тела, проявляется очевидный признак этого несоответствия, которое указывает на последующую болезнь или даже смерть.
Интересует вас проблема смерти или нет, чхаёпасана поможет вам расширить ограниченные рамки ума. Шива Свародайя ссылается на этот метод, как на средство, которое позволяет узнать о прошлом, проникнуть глубже в настоящее и предвидеть будущее. Всё это в значительной степени может изменить наше представление о времени и расширить возможности восприятия.
О свара йоге в Индии знают многие. Усвоить основы этой науки несложно, но те, кто практикует ее, не желает раскрывать это знание каждому. Если вы начнете изучать оригинальные тексты, могут возникнуть проблемы с символикой и терминологией, вследствие чего тексты, написанные на санскрите, иногда искажались, чтобы приспособить их к тому или иному уровню понимания. Таким образом, нецелесообразно ограничиваться только писаниями. Если вы действительно решили серьезно углубиться в свара йогу, безопаснее и проще найти гуру, который посвятит вас в тонкости этой науки. Недаром в Шива Самхите сказано:
«Кто правильно выполняет предписания йоги под наблюдением гуру, который сам постиг йогу, тот сможет овладеть этой серьезной наукой»(3:9).
В наше время, однако, исключительно редко можно встретить такую личность, но если вам посчастливится найти свара гуру, получить посвящение будет не так просто. Ошибаются те, которые думают, что причину подобной скрытности и засекреченности следует искать в индийском национализме, который желал сокровенные тайны Индии сохранить лишь для Индии. Мудрецы, владевшие искусством свары, имели очень вескую причину не приобщать широкую публику к науке, которая так стремительно расширяет сознание, приумножая пранические и интеллектуальные силы.
В прошлом эти специфические методы тантры сохранялись втайне именно потому, что люди часто злоупотребляли ими в своем неудержимом стремлении к власти ради достижения эгоистических и деструктивных целей. Много бед претерпела Индия из-за этого. Была опорочена не