только великая наука тантры, но и йога. Поэтому сегодня мы не должны относиться к обширному йогическому наследию, как к чему-то опасному или ненадежному — нет, цель йоги духовная и справедливая. По этой причине с древнейших времен такие практики, как свара йога, изучались под руководством гуру.
Внутренний гуру
Важно исходить именно из этих соображений. Что имеется в виду под словом «духовный», когда мы говорим о свара йоге? Термин «духовный» не имеет здесь ничего общего с тем, что сегодня понимают под словами «религия», «мистика», «дух» или что-нибудь в этом роде. Если ваше представление о духовности совпадает с этими значениями, вам необходимо перестроить свое сознание. Под словом «духовный» подразумевается такое преобразование заурядного мышления, которое смогло бы возвысить человека к восприятию более тонких и возвышенных сфер.
Когда происходит такое преобразование, сливаются воедино опыт каждого, всего окружающего мира, всех уровней познания, всего живого и неживого. Это можно сравнить с тем, как основная радиостанция посылает сигналы к меньшим подстанциям и радиоустройствам. Но это может произойти лишь после того, как сознание прошло определенные стадии развития и естественно вышло на высокий уровень самореализации. Такой опыт называется опытом внутреннего гуру. Итак, если вы желаете активизировать обширную дремлющую область вашего мозга посредством свара йоги и испытать состояние пробуждения высшего Я, тогда, вам следует найти развитую и просветленную личность, которая уже имеет такой опыт.
Гуру таттва является в Индии наиболее распространенной садханой и частью жизни каждого индивидуума. Следуете вы правилам свара йоги или нет, служить гуру необходимо и жизненно важно.
В тантрических и йогических шастрах шлока всегда начинается с обращения к высшему гуру. Под именем гуру может, конечно, фигурировать та или иная сущность или конкретное лицо, в зависимости от того, когда и где был написан текст. В некоторых текстах обращаются к Шиве как Парамгуру, в иных — к Брахме или к Вишну. Однако все они указывают на единство Высшего Сознания, которое пронизывает все аспекты творения. Это делается умышленно, чтобы напомнить нам о нашем высшем предназначении, цели и судьбе. В этих обращениях нет ни слова о вере. Ум всегда развивается. Когда вы сознательно думаете о высшем и самом чистом опыте, ваше собственное индивидуальное сознание, в конечном счете, проникает в эту область.
Для тех людей, которые не имеют духовных убеждений и сознательно стремятся к постоянному удовлетворению, путь свара йоги будет очень эффективным. Есть немало и таких людей, которые принимают правила только мирской жизни. Но даже и они могут заниматься свара йогой, потому что наука свары очень практична и предоставляет возможность наслаждаться мирской жизнью более основательно. Шива Свародайя по этому поводу говорит:
«Эта наука полезна как для тех, кто стремится к высшему, так и для тех, кто стремится к низшему. Последние даже обнаружат для себя больше сюрпризов» (V, 12).
Проявление гуру таттвы
Свара йога действительно преподносит нам самые удивительные сюрпризы, поскольку ее техники оказывают сильное влияние на всю нашу жизнь и на все наши представления о жизни. Цель, для которой предназначены эти техники, начинает проявляться поначалу в материальном опыте. Поскольку свара йога предназначена для пробуждения более высокого сознания, кто бы ни культивировал ее, он непременно получит, в конечном счете, духовный опыт.
Эта система опирается на научную основу, оперирует логикой, учитывает всесторонние взаимосвязи физического бытия и управляет психофизическими силами. Углубившись в две противоположные силы, свара йога вычищает из них все нечистоты, освобождает энергопроводящие пути, питающие психофизическое тело и включает третью и наиболее мощную силу, силу духовного генератора, который пробуждает более высокие способности сознания. Для этой цели свара йога активизирует чакру гуру аджну. Свара шастры подчеркивают необходимость поиска внешнего гуру, прежде чем начался внутренний процесс пробуждения. В связи с этим Хатха Йога Прадипика отмечает, что «кто предан любому знанию, тот очень прилежно служит гуру, с готовностью получая от него спелый плод познания» (3:12). Никто не может знать науку лучше, чем гуру. Он — Мастер и может показать каждому то, что могут вместить его индивидуальные возможности, чтобы каждый мог прогрессировать.
Поэтому, если вы не хотите использовать свара йогу для продвижения к более высокому сознанию, а предпочитаете воспользоваться ею для мирских целей, вам все равно необходимо найти гуру. Зная ваше сокровенное желание и способность, он расширит ваше сознание, чтобы пред вами открылись более широкие горизонты более возвышенных желаний. Он знает, как и для кого предложить ту практику, которая является наиболее эффективной. Поэтому в Шива Самхите сказано: «Почитающий гуру достигнет всевозможных благ» (3:14).
Часть III. ШИВА СВАРОДАЙЯ
(Перевод с санскрита оригинальных текстов)
ШИВА СВАРОДАЙЯ
1. Слава Махешваре (Господу Шиве), слава Парвати и Ганеше, слава гуру, который поистине обладает высшим сознанием (Параматмой), слава Спасителю мира.
Деви сказала:
2. О, Дева, о Махадева, будь милостив ко мне и открой знание, которое приведет к полному совершенству.
3. Скажи мне, пожалуйста, как создана вселенная, как она поддерживается и как разрушается.
Ишвара сказал:
4. О, Деви, вселенная возникает из таттв (тонкой сущности), таттвами поддерживается и таттвами же разрушается (пралайя). Благодаря таттвам, о Деви, происходит Брахманда (вселенная).
Деви спросила:
5. Дева, объясни мне, если таттва является основной причиной, что лежит в основе форм? И что такое таттва?
Ишвара ответил:
6. Существует лишь одна нерожденная и лишенная форм Высшая Сущность, из которой развилась акаша (эфир), а из акаши возник вайю (воздух).
7. Из вайю возник агни (огонь), из агни возник апас (вода; апаса — притхви (земля). Расширение этих панчататтв (пяти элементов) привело к творению мира.
8 Из этих пяти элементов состоят все созданные формы, ими они поддерживаются и вновь возвращаются к пяти элементам в таттвах. Таков тонкий непрерывный процесс формообразования.
9. О Прекрасная, из этих же пяти элементов состоит и твое тело. Эти элементы живут на тонком уровне и постоянно активны. Природу пяти таттв хорошо знают таттва йоги.
Свара гьяна
10. А теперь я сообщу Тебе о свародае в этом теле. Свара подобен хамсе (лебедю, устремленному ввысь) и благодаря его трем формам Ты можешь узнать все о прошлом, настоящем и будущем.
11. Техника свародаи сокровенна и тот, кто знает ее, обладает самым драгоценным камнем из короны мудрости.
12. Эта сущность тоньше тончайшего. Свародая — истинное знание. Для атеиста это — удивительное чудо, а для теиста – это основа основ.
Описание ученика
13. Теперь я расскажу о качествах настоящего ученика, которому можно передать такое сокровенное знание. Он должен обладать миролюбивой натурой, иметь чистые инстинкты, хорошее поведение, быть целеустремленным, предан гуру и полон благодарности и признательности.
14. Это знание нельзя сообщать подлому, злому, нетерпимому и похотливому человеку.
15. О, Деви, я даю Тебе такое знание, которое может каждого наделить всезнанием.
16. Веды, Шастры и хвалебные гимны входят в свару. Свара -это три уровня бытия (сознательный, подсознательный и бессознательный). Поистине свара — само сияние души (атма).
17. Без свары всё бессмысленно. Астролог, не знающий свары, подобен дому без хозяина, шастре без языка или телу без головы.
18. Тот, у кого нет проблем с нади, праной, таттвами, и сушумной, может достигнуть освобождения.
19. Посредством форм или без них, наглядно или абстрактно, но мудрый может сообщить то, что благоприятно для всех.
Слава сваре
20. Макро и микрокосмос созданы только сварой, которая и созидает, и разрушает. Поистине свара — это сам Господь Шива.
21. Нет более высокого знания, чем свара гьяна. Нет ничего более таинственного и ценного, чем свара гьяна.
22. Благодаря сваре вы сокрушаете врага и встречаете друга. Благодаря сваре вам покровительствует Богиня богатства и процветания Лакшми. И благодаря сваре вы наслаждаетесь славой и всем, чем хотите.
23. Мощь свары помогает вам найти преданную жену, встретить великих мира сего и достичь божественного совершенства. Самый могучий правитель может быть сокрушен силой свары.
24. Без свары мы не можем двигаться, питаться и выделять нечистоты.
25. Свара — самое величайшее Знание, более великое, чем даже Священные Писания, Пураны, Смрити и Веданта.
26. Если вы не знаете о таттвах, вас обольщают имена и формы, иллюзия и невежество держат вас во тьме.
27. Свародая Шастра — лучшее из всех Священных Писаний, его сияние (джьоти) просветляет ваш собственный дух.
28. Это знание не предназначено для решения заурядных мирских проблем. Его следует культивировать ради души.
29. Если вы овладели сварой, вам нет нужды советоваться со звездами, планетами или богами. Вата, питта и капха предшествуют всем прогнозам.
30. О Богиня, если неудача способна отнять у человека веру. свара очистит вас и все будет благоприятно.
О нади
31. Наше тело пронизывает множество нади, и потому благоразумно знать их, чтобы понимать свое же тело.
32. От пупочного центра (солнечного сплетения) простираются во все стороны тела 72.000 нади.
33. В этих нади притаилась, как змея, кундалини шакти. Десять нади простираются вверх и десять вниз.
34. Справа и слева от позвоночника две нади спиралями охватывают его. Есть еще двадцать четыре нади, десять до которых являются самыми важными для прохода вайю.
35. От каждого угла подобно осям в колесе нади простираются, соединяясь вверх и вниз, и все они управляются праной.
36. Из всех нади десять наиболее важные, а из этих десяти ида, пингала и сушумна самые важные.
37. Остальные семь нади — это гандхари, хастиджихва, яшасвини, аламбуша, куху и шанкхини.
Расположение нади
38. Ида нади простирается с левой стороны тела; пингала с правой стороны, сушумна — между ними (центральная нади), а гандхари — в левом глазу.
39. Хастиджихва находится в правом глазу, пуша — в правом , яшасвини — в левом ухе, а аламбуша — в лице.
40. Куху находится в репродуктивных органах, а шанкхини в анальной области. Эти десять охватывают все тело.
41. Три нади (ида, пингала и сушумна) расположены в центральной части тела.
42. Я назвал основные нади, а теперь сообщу имена вайю, которые связывают эти нади: прана, апана, самана, удана, вьяна.
43. Нага, курма, крикара, девадатта, дхананджая являются вспомогательными пранами. Вечная прана, однако, живет в сердце, а апана вайю находится в органах выделения.
44. Самана находится в области пупа, удана — в горле, вьяна пронизывает все тело. Эти десять вайю самые важные.
45. Я рассказал о пяти основных пранах, теперь же сообщу о других пяти вайю и о том, где они находятся.
46. Нага вайю проявляется при рвоте, курма — при моргании, крикала — при чихании, а девадатта — при зевоте.
47. После смерти дхананджая пронизывает всё. В полной форме дживы эти десять вайю работают во всех
48. Когда прана пронизывает центральную часть тела, а потоки иды и пингалы входят в сушумну, наступает высшая фаза понимания.
49. Ида находится на левой стороне тела, а пингала — на правой. Вот почему о них говорят, что ида — сфера вамы, а пингала -сфера дакшины.
50. Лунная