Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Свара йога. Сарасвати

системы организма функционируют не должным образом.

Три свары

Факт, что мы дышим попеременно то одной ноздрей, то другой является очень значительным в свара йоге, потому что указывает на проявление различных потоков свары. Одна свара течет сквозь левую ноздрю, другая — сквозь правую, а третья — через обе ноздри вместе. Разные свары влияют на нас не одинаково, стимулируя различные энергетические центры и узлы нервной системы.

И нет ничего случайного в том, что свара в одно время избирает правую ноздрю, а в другое — левую. Ритм попеременного дыхания левой и правой ноздрей органично связан как с биоритмами тела, так и с левым и правым полушариями мозга.

В человеческом теле три свары соответствуют трем главным системам, которые можно назвать триединством: ум — одна система, жизненная сила — другая, а дух и душа — третья. Свара йога называет ум читтой, силу жизни — праной, а дух — атмой. Читта управляет пятью органами восприятия (глазами, носом, языком, ушами и кожей), прана — пятью органами действия (речью, руками, ногами, органами размножения и выделения), а атма является абсолютным свидетелем и контролером всех процессов.

Когда поток свары свободно проходит сквозь левую ноздрю, это указывает на активность умственной силы чипы, которая является преобладающей по сравнению с силой праны. Когда же активизируется правая ноздряположение диаметрально изменяется: силы праны возрастают, а силы ума истощаются. Но когда обе ноздри активны, это указывает на преобладающую силу духовной энергии, силу атмы.

Движения свары

Свара йога дает нам возможность понять природу дыхания и его влияния на тело, потому что различные потоки свары управляют различными действиями (ментальными, физическими и духовными). Когда вы практикуете медитацию, молитесь или созерцаете Истину — это духовное действие; когда вы идете, разговариваете, совершаете естественные отправления, едите, перевариваете пищу — это физическое действие; но когда вы взволнованны или вас одолевают мысли, когда вы заучиваете наизусть поэму, песню или чтолибо планируете — это умственное действие. Даже если вы испытываете сочувствие или жалость к комуто или вы рассержены на кого-то — это также умственное действие.

Итак, все наши действия можно систематизировать по трем основным категориям, и каждое из этих действий контролируется соответствующим потоком свары. Левая свара осуществляет контроль над умственными действиями, правая свара контролирует физические действия, а обе свары вместе следят за духовными действиями. Это означает, что, если вы медитируете тогда, когда у вас активна правая ноздря — возникнут физические проблемы и дискомфорт тела. Если у вас активна левая ноздря — физически вы не будете испытывать беспокойства, но ум будет блуждать. Но когда обе ноздри открыты — ум однонаправлен и готов к процессу медитации.

Поэтому в свара йоге очень важно соотносить ваши желания с вашими возможностями — иными словами, совершать те действия, которым благоприятствует свара. Для этого необходимо научиться контролировать свару так, чтобы она содействовала тем действиям, которые вы желаете предпринять или приспосабливаться к тем потокам свары, которые будут благоприятствовать вашим действиям. Так наука свара йоги гармонизирует ум и тело, согласуя их функции с активностью свары.

Ида, пингала и сушумна

До сих пор мы говорили о дыхании, которое создает энергетический поток в теле. Этот поток йога называет нади. Сквозь ноздри проходят три различных потока энергии: ида, пингала и сушумна. Левая ноздря связана с ида нади, правая — с пингала нади, но когда обе ноздри свободно функционируют вместе, стимулируется сушумна.

Потоки энергии, возникшие в левой и правой сваре, действуют наподобие положительных и отрицательных полюсов в электрической цепи. Левая свара похожа на отрицательный полюс, а правая на положительный полюс. Когда активна правая ноздря, пингала стимулирует физическое тело. Когда активна левая ноздря, ида стимулирует ум. В тот период времени, когда происходит чередование потоков свары, обе ноздри активизируются одновременно и тогда сушумна нади стимулирует атму или духовный потенциал. Но это обычно происходит только в течение двух минут.

В сушумне происходят все духовные действия, и все йогические и тантрические системы нацелены на активизацию этого канала. Сушумна расположена внутри позвоночного столба и соединяется с идой и пингалой в аджна чакре, в области межбровья. Высшая духовная мощь кундалини шакти должна быть направлена именно в сушумну. Когда обе ноздри становятся активны, это указывает на то, что канал сушумны свободен. Поэтому очень важно иметь уравновешенное дыхание, которое открывает сушумну для той цели, на которую она предназначена.

Когда сушумна активизирована, психофизические энергетические потоки становятся четкими и ритмичными, мысли безмолвствуют, ум спокоен. Поэтому подобное состояние называют шунья свара. Слово шунъя означает пустотностъ. Для йогина этот тип свары очень важен, потому что он непосредственно и практически приближает его к дхьяне. Следовательно, цель свара йоги заключается в том, чтобы развивать шунья свару посредством попеременного дыхания.

Объем дыхания глубже объема легких

Что означает поток каждой свары и почему он постоянно меняется? На этот вопрос может ответить свара йога. В свара шастрах сказано, что доскональное знание свара йоги может дать только гуру. Но шастры, однако, подсказывают нам, что свара — это прана или жизненная энергетическая сила, которая является одновременно и средой для распространения прана шакти по всему телу. Поэтому сфера действия свары и, так сказать, ее «легкие» не ограничены ребрами или какими-то рамками, что особенно важно для тонких и духовных миров.

Мундака Упанишада сравнивает свару с тетивой, которая нацеливает стрелу сознания на то, чтобы она попала точно в Атман или универсальный дух. Таким образом, дыхание не только поддерживает физическое тело, но представляет ту среду, в которой живет и развивается сознание. Современную медицину интересуют органические функции дыхания — и это правильно, но свара йога предлагает более глубокое проникновение в природу дыхания, потому что существование человека не начинается и не заканчивается физическим телом. Вне физического тела также существуют энергии, вне этих энергий существуют тончайшие эманации ума, вне этих эманации живет сознание, а вне индивидуального сознания — Сверхсознание. Поэтому свара йога изучает энергетический поток в целом, чтобы проникнуть в глубины и беспредельность ума, сознания и космоса.

Глава 2. ПРАНА — ЭНЕРГИЯ ЖИЗНИ

Свара йога, как и другие йогические традиции, большое внимание уделяет как теоретическим, так и практическим аспектам дыхания. Шива Свародайя говорит, что «каждый должен знать, что такое прана и как она изменяется; что такое нади и как они функционируют; что такое таттвы макрокосмоса и микрокосмоса. Используя это великое знание, свара йог может заранее узнать обо всех благоприятных и неблагоприятных событиях окружающего мира. Йогин пришел в этот мир, чтобы реализовать силу свары, как прану, которая функционирует на всем пространстве бытия. Йогин пришел в этот мир, чтобы постичь, что даже форма Господа Шивы является сварой, дыханием и праной».

Индивидуальная и космическая прана

Во многих йогических текстах термин прана понимается, как жизненная сила (биоэнергия). Но люди часто называют праной кислород, отождествляя прану с прана-вайей, которая регулирует работу сердца и легких. Когда мы говорим о пране в более высоком смысле, то подразумеваем скорее космический смысл, чем физическое дыхание или ионы атмосферы. Жизнь сама по себе еще не говорит о чем-то грандиозном: если что-то или кто-то просто существует — это еще не реализация праны.

Слово прана санскритского происхождения и состоит из двух корней: пра (приставки, которая означает постоянство) и на (движение). Поэтому слово прана означает постоянное движение, подобно вибрации, которая распространяется во все стороны без ограничений. Следует аккуратно использовать термин прана, потому что он имеет два аспекта — космический и индивидуальный. Чтобы постичь глубокий и тонкий смысл духовной космической праны, необходимо обладать сверхчувствительным и поистине божественным разумом, но индивидуальная прана человека непосредственно связана с его физическим материальным телом. В процессе творения прана истекает из непроявленной реальности хиранья гарбха (огненной утробы или яйца). На физическом плане это проявляется, как индивидуальное бытие. Свара йога развивает понимание сути проявления и существования праны внутри нашего собственного существа, чтобы постичь и реализовать ее космическую природу.

Энергия и дыхание

Йога рассматривает дыхание, как средство и жизненно важный процесс всасывания праны телом. Шастры разъясняют, как прана вдыхает жизнь и сознание в каждое существо, которое дышит. Согласно Тайттирии, Брахмана, Майтри Упанишадам и Шива Свародайе дыхание является формой воплощения Брахмана или Космического Сознания. Прашна Упанишада так разъясняет природу творения: «Прана излучается из атмана и потому прана неотделима от души так же, как тень от того, кто отражает тень» (3).

В Библии также сказано о том, что человек получил сознание и жизнь посредством дыхания: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Бытие, 2:7).

Таким образом, дыхание восходит к космической сущности и обладает космической силой. Культивируя свара йогу, мы пытаемся прочувствовать всем своим существом космический аспект праны и приблизиться к изначальному источнику ее. В этом заключается символическое выражение процесса материализации материи и жизни при помощи праны и сознания. Прах олицетворяет материю, а дыхание жизни — проникновение праны в материю. Материя имеет много уровней существования и проявления. Если на одном уровне материя инертна, то в процессе эволюции в ней проявляется жизнь со всеми ее составляющими (энергия, сознание, знание и, наконец, опыт). К такой истине пришли физика, метафизика, наука, тантра и свара йога.

Энергия в материи

Согласно свара йоге тело — это сокровищница жизненных сил, генератор безграничных электрических потоков, текущих во все стороны. Обычный человек воспринимает тело как сочетание плоти, крови и костей, но йоги и проницательные ученые постигли, что за физическими элементами сокрыта некая колоссальная сила или прана. Прана, которая побуждает тело совершать те или иные действия, еще более неуловима, чем ядро атома, и современная технология еще не в состоянии контролировать ее.

Большинство людей полагает, что пранические силы внутри тела выполняют лишь физиологические функции, но современные исследования уже приблизились к истине свара йоги. Ученые, наконец, открыли то, что давно обнаружили йоги, а именно — энергетическую связь между физическим телом и его психикой. Кроме того, они установили, что энергия или праническая сила преобразуется в материальную силу, а материальная сила — в праническую. Все знают знаменитое уравнение Альберта Эйнштейна Е = тс2 , которое означает, что материя представляет проявленную потенциальную силу энергии. Эта древнейшая истина была зафиксирована еще в Ведах.

Эту мысль можно проиллюстрировать небольшим научным экспериментом. Если посмотреть на ладонь невооруженным глазом — мы видим просто ладонь. Но что вы увидите, если посмотрите на нее через электронный микроскоп? Поначалу вы можете увидеть живые клетки, затем молекулы, потом атомы и, наконец, ядро атома. Так вы убедитесь в том, что энергия ведет себя фантастическим образом. Раньше вы

Скачать:PDFTXT

Свара йога. Сарасвати Йога читать, Свара йога. Сарасвати Йога читать бесплатно, Свара йога. Сарасвати Йога читать онлайн