негативного.
74. Слово «Свами» буквально означает «владеющий собой». Свами — не монах, не священник или какое-то религиозное лицо. Свами тот, кто хозяин самому себе. Никто не владеет им, и он не владеет никем.
75. Как солнце и луна восходят с востока и разгоняют тьму, так и Гуру входит в жизнь ученика, чтобы разбудить его и оживить в нем дремлющие возможности.
76. Важно помнить, что мы предаемся Гуру не для того, чтобы стать рабом, а для того, чтобы стать хозяином.
77. Гуру появляется тогда, когда ученик готов к этой встрече.
78. Гуру превращают в синоним преподавателя, но помните, пожалуйста, что Гуру и ученик — это отношения, основанные на преданности, посвящении и высоком духе.
79. Универсальный разум Гуру может оперировать везде, потому что универсальный разум способен объединиться с каждым умом в любое время и в любом месте.
80. Вот позиция ученика: «Я ничто. Я средство. Я канал». Эту позицию надо совершенствовать изо дня в день. Такова любовь или полное подчинение Учителю. Только при этом условии Гуру сможет вести ум и душу своего ученика в правильном направлении.
81. Индивидуальный ум — это всего лишь мнение и ничего больше. Нет субстанции индивидуального ума, есть лишь субстанция Универсального Разума. Так как вы являетесь частью универсального разума, гуру может общаться с вами на любом диапазоне.
82. Как только установлена связь с гуру, ни время, ни смерть не в силах это изменить. Это вечная связь. Гуру остается с вами во всех последующих жизнях.
83. Гуру и ученик подобны одной душе, живущей в двух телах. Каждый всегда знает о другом на духовном плане.
84. Гуру любит каждого потому, что видит в каждом Одно. Так же и вы — кто бы ни был ваш Гуру — должны видеть в нем всех Гуру.
85. Если вы полагаете, что ваш Гуру отличается от меня, то я думаю, что Вы не понимаете универсальной значимости Гуру.
86. Чтобы получить милость Гуру, Вы должны постоянно общаться с ним.
87. Жизнь саньясина — это спонтанный самоконтроль, пассивная активность, безмолвное мышление и безличное я.
88. Не нужно убегать от жизни. Живите, живите полнокровной жизнью. Будьте счастливы. Живите гармонично. Пробуждайте свой безграничный потенциал. В этом сущность жизни саньясина.
89. Независимо от того, что делает саньясин, имеет ли он имущество или нет, живет ли он в ашраме или под открытым небом — внутренне он должен быть отрешен насколько это возможно.
90. Саньясин должен всегда действовать гармонично и для блага других.
91. Саньясин должен следовать своей природе (Дхарме), не подавляя ее.
92. В духовной жизни медитация должна присутствовать постоянно — саньясин вы или нет. Медитация является важнейшей частью духовной жизни. Она преобразует беспокойный ум в однонаправленный и поднимает сознание на более высокий уровень.
93. Вся жизнь саньясина фактически выражена в двух словах — «вайрагья» (отречение) и «абхьяса» (практика йоги). Благодаря этим двум сторонам одной лестницы саньясин как по трапу приближается к мудрости. Помните об этих двух словах, но еще лучше, если их смысл станет неотъемлемой частью вашей жизни.
94. Цель саньясина — слить воедино мысли и свои действия с Космической Волей.
95. Жизнь саньясина основана на опыте, а не слепой вере. Саньясин не верит слепо словам. Он внимательно слушает и пытается за словами обнаружить Истину. Саньясин — реалист.
96. Всё, что внутри нас — есть и снаружи, внутри даже более чем снаружи, ибо мы обнаруживаем в себе Вечного Хозяина, Вечного Свидетеля, Вечного Спутника и Друга. Мы капитулируем только пред Ним.
97. Ваш Бог внутри вас. Он — всё. Ради Него вы работаете, ради Него едите и ради Него живете. Это Знание должно поддерживать ваше рвение, цель и веру.
98. Где ваши мысли — там и вы.
99. Будьте регулярны в практике. Используйте саттвическую пищу.
100. Цель садханы — приобретение знаний, беспристрастия, преданности, мощи и мира.
101. Как только Гуру получит полный доступ к вашему уму и к вашей душе, он сделает вас духовно могучими.
102. Если проблемы время от времени отвлекают вас от садханы, позвольте им приходить к вам, но не оставляйте своих усилий.
103. Каждая работа есть садхана, если она совершается с концентрацией.
104. Вам нет нужды совершать паломничества в другие места, кроме собственной Атмы.
105. Сознание Бога и самосознание — синонимы.
106. Никогда не ищите счастья в другом человеке, в материальных вещах или в событиях. Оно всегда внутри вас.
107. Цель саньясина — свобода, не обязательно внешняя, но обязательно внутренняя.
108. Запомните: ученик не стремится что-то приобрести, а Гуру не стремится что-то утаить в кармане.
109. Саньясин ни о чем не беспокоится, у него нет никаких проблем, никакой бессонницы, никакого высокого давления, никакого расстройства желудка…
110. Если хотите, чтобы Бог возлюбил вас — возлюбите всех людей.
111. Жить просто — истинное благословение, потому что такая жизнь освобождает от вожделений и желаний, которые причиняют страдание и боль.
112. Вы можете утратить веру в своего Гуру. Можете поносить его. Можете не признавать. Но сохраните в сердце, что он был вашим Гуру. Если разорвали все связи со своим Гуру, вы также поступите и с другим Гуру.
113. Дайте возможность людям хоть как-нибудь, но продвигаться по духовным тропам. Уважайте все системы, все философии, все религии, которые являются единственным путем для роста в духовной жизни. Вы не должны видеть различия на различных путях. Именно так можно продвинуться вперед в духовной жизни.
114. Для саньясина все похоронные церемонии закончились во время иницииации, потому что заурядный человек в саньясине умер и родился новый в томже теле.
115. Гуру не маг и не показывает чудес, поскольку он живет не в мире психических явлений, а в мире духовном, где не показывают фокусы.
116. Предаться Гуру или Богу не означает, что ваша жизнь парализована. Это означает только то, что нет никакой разницы между вами и Гуру.
117. Мы не должны интересоваться преходящим. Тело, ум и эмоции преходящи, но дух вечен и наши отношения с Гуру должны опираться на дух.
118. Саньясин обязан постоянно развивать свое самосознание и оказывать духовное влияние на большее количество людей.
А
Абхьяса — упорное и постоянное обучение или практика.
Агни таттва — элемент огня.
Аджапа джапа — спонтанное повторение мантры.
Аджна чакра — психопранический центр, расположенный в костном мозге (medulla oblongata); интуитивная область; третий глаз; психический штаб контроля.
Адинатха — так называют Господа Шиву представители йогической традиции натха; первый Учитель натха-йогов; изначальный гуру для всех; космическое сознание.
Аламбуша нади — расположен в копчиковом сплетении.
Амавасья — пятнадцатый день двух темных недель, когда луны не видно.
Амрита — психический нектар, источник упоения интоксикациями и счастьем; мрит означает смерть, амрит — бессмертие.
Анахата чакра — психический и пранический центр, локализованный в области сердца и сердечных сплетений; третья чакра человеческой эволюции.
Ангула — специфическое измерение, ширина одного пальца.
Апа или апас — элемент воды.
Апана вайю — пранический воздушный поток, функционирующий в желудочно-кишечной и мочеполовой области.
Асана — традиционно удобная медитативная сидячая поза, традиционно используемая для целенаправленного перемещения праны.
Атма — душа или внутренний дух. Универсальная Атма (Параматма) проявляется как индивидуальная атма (дживатма).
Атма анубхити — Опыт атмы (анубхити означает опыт).
АУМ — космическая вибрация Вселенной.
Ахамкара — самость, эго; осознание подлинного Я, как эпицентр индивидуального средоточия мышления и чувств, всей психофизической структуры.
Ашрам — хижина отшельника, уединенное жилище; стадия жизни.
Аштами — восьмой день лунной фазы, появляющийся раз в две недели.
Ашубха — зловещий.
Б
Бама свара — активность левой ноздри, когда поток воздуха свободно струится сквозь левую ноздрю (ида нади).
Биджа мантра — семенная мантра.
Брахма — Бог-Творец Вселенной. Один из трех аспектов универсальной Сущности. В физическом теле этот аспект проявляется как созидательная сила муладхара чакры.
Брахма нади — самый изысканный канал (или нади), расположенный внутри сушумны и олицетворяющий состояние турий.
Брихадараньяка Упанишад — одна из самых важных Упанишад, которая обсуждает тождественную связь индивидуальной души (атмы) с универсальной Сущностью, а также различные типы поклонения, вер и медитации.
Буддхи — разум, интеллект, умственная способность.
Бху лока — уровень земного бытия.
Бхуми таттва — см. притхви таттва (элемент земли).
Бхува лока — промежуточная область между землей и небесами.
В
Ваджра нади — первая нади, расположенная внутри сушумны и олицетворяющая раджас.
Вайрагья — беспристрастное отношение к внешнему миру, невозмутимость и спокойствие.
Вайю — воздушный пранический поток.
Вайю таттва — элемент воздуха.
Варуни нади — управляет мочеиспусканием и локализована между куху и яшасвини нади в крестцовом сплетении.
Веда — самые древние книги, в которых обсуждаются все аспекты жизни от высшей реальности до мирских дел.
Вигьянамайя коша — оболочка, сотканная из интуиции.
Виламаба нади — солнечное сплетение, манипура.
Вират — космическая прана или космическое тело.
Вишну — Бог-Вседержитель, одна из трех ипостасей абсолютной Сущности; жизнеспособность манипуры стимулировать и сохранять прану таким образом, чтобы поддерживалось здоровье и стойкость.
Вишуддха чакра — энергетический психо-пранический центр, локализованный в шейном сплетении позвоночника.
Вишводари нади — между куху и хастиджихва нади в нижней части тела.
Вьяна — воздушный пранический поток, пронизывающий все тело.
Г
Ганга — широко почитаемая в Индии священная река, имеющая духовное, религиозное и эзотерическое значение. Река течет от гималайских гор на севере к югу, где сливается с реками Ямуна, Сарасвати и Праяг. Ганга кроме того символизирует инду нади.
Гандхари нади — нади, расположенная позади иды и простирающаяся от левого глаза до левой ноги.
Горакхнатха — известный тантрический гуру, ученик Матсьендранатха, основателя натха-школы хатха-йоги и первый из 84 сиддх.
Гуна — качество природы. Тройная способность природы или пракрити (см. тамас, раджас и саттва).
Гуру — духовно просветленная личность, которая светом своей души может рассеять мрак неведения и иллюзии ума, и возвысить душу своего ученика.
Гхати — период времени, равный 24 минутам.
Гуру Пурнима — Пурнима означает полную луну. Гуру сравнивают с полной луной, потому что он отражает свет Истины, как полная луна отражает свет солнца.
Гуру чакра — аджна чакра, шишковидная железа.
Гьянендрия — пять чувств восприятия: уши, глаза, нос, язык и кожа.
Д
Дакшина свара — активность правой ноздри, когда поток воздуха свободно струится сквозь правую ноздрю (пингала нади).
Дашами — десятый день лунной фазы, появляющийся два раза в месяц.
Двития — второй день лунной фазы, встречающийся один раз в две недели.
Девадатта — пранический поток, вызывающий зевоту.
Джаграт — состояние осознанной реальности.
Джагрит — сознательный, активный.
Джагрити — царство ума, материальный мир чувств.
Джала таттва — элемент воды, апас.
Джива нади — нади, устремленная вверх (позиция, не зафиксированная в Упанишадах).
Джива — индивидуальная жизнь.
Дживатма — индивидуальная душа.
Джнана — то же, что и гьяна; познание или знание, мудрость.
Дхананджая — один из упа-пранических потоков, который остается в теле после смерти.
Дхарана — методика концентрации. Стадия, когда ум полностью сосредоточен или однонаправлен.
Дхарма — обязанность, долг, добродетель, праведность.
Дхату — строительные элементы, жизненно важные ткани;
существует семь таких прослоек (сапта дхату).