Скачать:PDFTXT
Свара йога. Сарасвати

сосредоточенности ума, когда медитирующий и объект медитации сливаются.

И

Ида нади — одна из основных нади, функционирующая на левой стороне тела; проводник энергетических возможностей ума (манас шакти). Некоторые полагают, что область ида нади ограничивается пространством от муладхары до аджна чакры. Но опыт подсказывает, что это не совсем так. Ида действительно начинается от муладхары, но затем проходит через все чакры, пересекая их прежде, чем достигнет аджны. Она, таким образом, олицетворяет сокровенный внутренний мир и подсознание.

Ишта — личная форма божества.

Й

Йогасостояние единства между сознанием человека и сознанием Космоса; процесс слияния этих двух сил в одном теле; освобождение сознания от тирании ума.

Йога данда — особый стержень, при помощи которого йогины изменяют поток свары.

Йони мудра — или шанмукхи мудра, которая блокирует на голове шесть каналов восприятия.

К

Кандастхана — точки пересечения нади в муладхаре или манипуре.

Карана шарира — тело причинных связей.

Кармасудьба, действие; закон причин и следствий; действия и реакции на действия.

Кармашайя — память, сохраняющая прошлые впечатления, дела, слова и мысли.

Кармендрийя — органы действия (руки, ноги, язык, органы выделения и размножения).

Коша — оболочка тела и ума, царство опыта.

Крикара вайю — воздушный пранический поток, стимулирующий голод, жажду, чихание и кашель.

Кришна пакша — период в две темные недели, когда уменьшается луна.

Кумбхака — задержка дыхания.

Кундалини — духовная энергия человека; способность сознания; змеиная сила, которую можно пробудить и перемещать по сушумне в позвоночном столбе вверх и вниз; внутренний звук этих перемещений напоминает шипение змеи.

Курма нади — расположена ниже горла в форме перевернутой черепахи. Патанджали утверждает, что если мы практикуем и совершенствуем самьяму этой нади, то обретаем стойкость и невозмутимость по всем параметрам: ментально, физически, эмоционально и психически.

Курма вайю — воздушный пранический поток, вызывающий мигание век.

Куху нади — расположена перед сушумной.

Кхечарн мудра — йогическое упражнение, при котором глаза закрыты, взгдяд устремлен в межбровье, а кончик языка упирается в мягкую часть нёба.

Л

Лакшми — богиня изобилия, супруга Вишну и сила Шакти манипуры. В текстах свары сказано, что свара йога находится под покровительством Лакшми. Это означает, что культивируя свара йогу, мы способны пробудить манипура чакру, активизировать прану и обеспечить все необходимые потребности тела, включая и материальные.

М

Мала — четки специфического типа из 108, 54 или 27 бусин, используемых для джапы и мантра садханы. Эти четки обычно изготовляют из дерева тулси, сандала, рудракши, коралла, кристалла, драгоценных камней и освящаются гуру.

Манаса — ограниченный и обусловленный мирским мышлением ум.

Манаса шакти — ментальная энергия, функционирующая в канале ида нади.

Маномайя коша — оболочка или сфера ума и мышления.

Мантра — специфическая, тонкая вибрация звука. Процесс освобождения энергии и сознания от тирании ума.

Маха нади — сушумна.

Махат — космическое сознание.

Мудра — психический настрой, выражаемый физическим жестом, движением или позой, которые воздействуют на поток космической энергии, пронизывающий тело.

Муладхара чакра — самый низкий психический и пранический центр человеческой эволюции.

Н

Нага вайю — воздушный пранический поток, который стимулирует отрыжку.

Нада — тонкая звуковая вибрация.

Нади — река, пранический поток шакти.

Науми — девятый день лунной фазы, который проявляется один раз в две недели.

О

ОМ — Космическая вибрация вселенной, универсальная мантра. То же, что и АУМ; выражает четыре состояния ума: сознание, подсознание, бессознательность и сверхсознание или универсальный космический Разум.

П

Паван таттва — элемент воздуха, вайю таттва.

Пайясвини нади — заканчивается в большом пальце правой ноги между пуша и позади пингалы.

Пакша — две недели.

Панчами — пятый день лунной фазы, который проявляется один раз в две недели.

Панча таттва — пять элементов: земля, вода, огонь, воздух и эфир.

Параматма — высшая Атма, универсальное Я.

Пингала нади — одна из основных нади, которая расположена на правой стороне тела и перемещает прана шакти в отличие от иды -справа от муладхары, пронизывая каждую чакру, пока не достигнет аджны. Пингала нади, однако, связана как с мирской сферой бытия, так и с областью самосознания.

Прагья — интуиция.

Праланя — «ночь Брахмы», уничтожение Вселенной.

Прана — жизненная сила, поддерживающая жизнь и созидание, которые пронизывают всё мироздание макрокосмоса и микрокосмоса.

Прана вайю — воздушные пранические потоки; общее название для всех вайю; специфическая функция вайю в грудной области.

Пранаяма — методика дыхательных упражнений, которые увеличивают емкость пранических возможностей.

Прасад — милость, благословение.

Пратхами — первый день лунной фазы.

Притхви таттва — элемент земли.

Пурака — вдох.

Пурнима — полнолуние.

Пуша нади — нади, простирающаяся позади пингалы от правого глаза до брюшной полости.

Р

Раджас — второе качество природы динамизма, движения и колеблющегося состояния.

Рудра — так в Ведах называют Господа Шиву; первый аспект природы тамаса; понятие рудра указывает на преобразование через разрушение. В Писаниях сказано. Что Рудра был рожден изо лба Брахмы и является одной из трех ипостасей Святой Троицы[4].

С

Садашива — очищенное и тонкое состояние сознания. Садашива постоянно пребывает, как полагают, в вишуддха чакре, пробуждая сознание этого центра и очищая ум при помощи кундалини шакти.

Садхака — духовный ученик; личность, которая стремится к самореализации и просвещению, практикуя определенную садхану.

Садхана — регулярная духовная практика, совершаемая садхаком для достижения опыта самореализации, подлинной реальности и космического сознания.

Самадхи — завершающая стадия медитации, состояние единства и тождества с объектом медитации.

Самана вайю — воздушный пранический поток в средней части тела способствует ассимиляции.

Самскара — ментальное впечатление, оттиск, прошлые матрицы, запечатленные в тонком теле и в мозгу как архетип.

Саньясин — человек, отрешенный от всего мирского.

Саптами — седьмой день убывания луны.

Сапта дхату — семь жизненно важных тканей тела: плазма, кровь, мышцы, жир, кости, костный мозг и нервы и сперма.

Сарасвати нади — справа от сушумны простирается до языка.

Сарасвати река — священная река Индии сливается с Гангой

и Ямуной в Праяге; символ сушумны нади в теле.

Саттва — третье качество природы и ума, который стал устойчивым, чистым и непоколебимым.

Саумья нади — простирается до пальцев ног.

Сахасрара чакра — высшая духовная чакра в форме лотоса с 1000 лепестков символизирует сверхсознание, которое возвышается как корона над сознанием, подсознанием и бессознательностью человека. Сахасрара связана с гипофизом.

Свадхистхана чакра — вторая чакра после муладхары, локализована в крестцовом сплетении.

Свами — тот, кто полностью контролирует свое тело, чувства и ум.

Свапна — царство подсознания, состояние сновидений.

Сварапоток воздуха в одной или двух ноздрях; звук или тон.

Свародайя — период времени от начала свары и дальнейшего ее развития.

Сиддха — адепт, обладающий определенными психофизическими сверхспособностями.

Сиддхи — активизированные и усовершенствованные пранические и психические способности.

СО ХАМ — психический звук дыхания; мантра для джапы; СО представляет космическое сознание, ХАМ — индивидуальное сознание и бытие.

Стхула шарира — грубое физическое тело.

Сукшма шарира — тонкое астральное тело.

Сурья нади — пингала нади.

Сушумна нади — центральный основной канал спинного мозга, по которому продвигается кундалини шакти.

Сушупти — царство бессознательности, состояние глубокого сна.

Т

Тамас — первое качество природы, инертность.

Танматра — тонкие или первичные сущности или первоэлементы: гандха (запах), раса (вкус), рупа (форма), спарша (касание), шабда (звук). От них произошли грубые элементы.

Тантра — древнейшая наука и философия человечества; процесс освобождения и расширения горизонта ума, энергии и сознания.

Таттва — элемент, подлинное или реальное состояние.

Теджас — огонь, сияние, блеск.

Теджас таттва — элемент огня, агни таттва.

Титхи — дата, день лунной фазы.

Трайодаши — тринадцатый день лунной фазы.

Тратака — техника развития пристального взгляда посредством сосредоточения на пламени свечи, мандале или янтре.

Тритийя — третий день убывания луны.

У

Удана — воздушный пранический поток, пронизывающий горло и лицо.

Упанишады — Ведические книги; обычно упоминают 108 Упанишад, которые относят к Шрути, т.е. к устной традиции непосредственной передачи духовного знания от гуру к ученику. Авторами Упанишад являются Риши и мудрецы, достигшие самореализации и отождествления индивидуального сознания с абсолютной Реальностью.

Упа прана — дополнительная функция праны.

Упасана — концентрация, дхарана.

X

Хамсо — Шива или чистое сознание; Хамсо означает лебедя, который обладает уникальной способностью отделять чистое молоко от воды. Подобно этому, когда достигнуто состояние хамсо, можно прочувствовать чистую Реальность или сущность творения. Хамсо означает также психический звук и мантру дыхания (см. СО ХАМ).

Хастиджихва нади — нади, простирающаяся перед идой с одной и той же стороны.

Хиранья гарбха — буквально означает золотую матку или яйцо, т.е. то пространство, в котором совершается творение, когда Шива и Шакти (сознание и энергия сознания) сливаются в одно целое. Без этого условия нет творения.

Хридаякаша — психическое пространство сердечного центра.

Ч

Чакра — круг, колесо, психический центр в праническом теле, точка пересечений нади.

Чандра — луна.

Чандра нади — ида нади

Чандра сварапоток дыхания сквозь левую ноздрю указывает на активизацию ида нади.

Чатуртхи — четвертый день лунной фазы, встречающийся один раз в две недели.

Чидакаша — психическое пространство, ментальный космос, локализованный в области межбровья (третьего глаза). Его можно обнаружить, если пристально всматриваться в этот черный космос, закрыв глаза.

Читра или читрини нади — третья нади внутри сушумны.

Читта — индивидуальное сознание, включающее различные уровни или состояния ума: обыденное сознание, подсознание и бессознательность.

Ш

Шакти — жизненная сила.

Шанкини нади — простирается по левой стороне между нади сарасвати и нади гандхари.

Шанмукхи мудра — специфическая мудра, совершаемая при помощи блокирования пальцами шести врат восприятия на лице.

Шастра — авторитетный трактат на любую тему (преимущественно научного или религиозного характера).

Шаштами — шестой день луны, появляющийся два раза в месяц.

Шива — состояние чистого сознания (индивидуального и космического).

Шива Свародайя — санскритский текст науки свара йоги.

Шубха — благоприятный.

Шура нади — простирается от манипуры до аджна чакры.

Э

Экадаши — одиннадцатый день лунной фазы (после новолуния и полнолуния) считается очень важным в Индии, потому что оказывает сильное влияние на физическую и психическую жизнь человека. В этот день рекомендуется голодать в течение суток.

Я

Ямуна — священная река Индии желтого цвета в отличие от синей Ганги. Это связано с пингала нади в теле. Ямуна исходит из гималайских гор в Ямнотри и сливается с Гангой и Сарасвати в Уттар Прадеше. Это место называют Тривени. В некоторых местах Ямуна летом полностью высыхает подобно пране, покидающей тело, но Ганга течет непрерывно, как сознание и никогда не заканчивается.

Янтра — тщательно просчитанный геометрический символ, отражающий специфическую силу шакти и сознания. Так, например, Шри Янтра символизирует создание и бытие всего сущего. Янтра является тантрическим средством, которое высвобождает энергию и сознание из-под гнета ума и тела.

Яшасвини нади — расположена перед пингалой и простирается от правой руки до левой ноги.

БИБЛИОГРАФИЯ

К главе 2

*1 ‘Electronic evidence of auras/chakras in UCLA study’, Brain/Mind Bulletin, March 20,1978, 3(11).

*2 ibid

К главе З

*1 Saxton H.; The Fields of Life — Our links with the Universe, Ballantine Books, New York, 1972.

*2 Gauquelin M; The Cosmic Clocks, Paladin, 1973.

*3 Ravitz L.J.; Annals of the New York Academy of Sciences, 98(4) 1144-20, 1962. Motoyama H.; The mechanisms through which paranormal phenomena take place’, Religion and Parapsychology, 1975, 2.

*4 Playfair G.L. & Hill S.; The

Скачать:PDFTXT

Свара йога. Сарасвати Йога читать, Свара йога. Сарасвати Йога читать бесплатно, Свара йога. Сарасвати Йога читать онлайн