мембране носа мельчайшие рецепторы, которые посылают импульсы к мозговым и энергетическим цепям. Поэтому свара йога манипулирует потоками воздуха в процессе вдоха и выдоха, регулируя внутренние механизмы тела и управляя пранической и психической активностью.
Научные исследования показали, что многие автономные и произвольные функции организма непосредственно связаны с дыханием и компонентами нервных волокон, расположенных в корне носа. Таким образом, наука подтвердила, что рецепторы в слизистой оболочке носа связаны с системой висцеральных, выделительных и половых органов.
Когда дыхание затруднено и носовые проходы заблокированы, это может привести к расстройству внутренних органов и наоборот (*1). Хатха Йога Прадипика ясно говорит о том, что «астма, кашель, головная боль, боль в ушах и глазах — эти и другие недуги возникают от нарушения дыхания» (2:17).
Замечено, что затрудненное дыхание носом вызывает также нарушене в работе сердца и кровообращения, что отрицательно влияет на процессы окисления в тканях тела, вызывает осложнения в лимфатической жидкости, нарушает щелочной запас в крови и клеточных тканях и приводит к концентрации хлорида и кальция (*2). Интересно, что нервных волокон в носовой полости в двадцать раз больше, чем в других частях центральной нервной системы. Поэтому нос справедливо считают «периферийным органом независимой нервной системы»(*3).
Поэтому от того, как мы дышим и что вдыхаем, в немалой степени зависит состояние наших чувств и наших эмоций. Хатха Йога Прадипика напоминает, что «нарушенное дыхание приводит к беспокойству ума, но когда йогин контролирует дыхание, он достигает устойчивости ума» (2:2).
Обоняние непосредственно связано с дыханием. Когда мы обоняем запахи, в нервных окончаниях носа возникают импульсы, которые передают информацию в мозг, и мы получаем опыт восприятия. Нос регулирует наши эмоциональные реакции на внешнюю среду(*4), хотя мы порой не осознаем этого, потому что обоняние функционирует на невербальном, подсознательном уровне и является пережитком примитивного существовния.
Когда какой-либо запах активизирует наше обоняние, в нервных сплетениях носа возникают определенные импульсы, которые молниеносно устремляются в центр обоняния, локализованный в коре головного мозга. Далее возникает ответная реакция, которая стимулирует инстинкты страха, агрессии, удовольствия, боли и особенно сексуальное побуждение. Фактически у примитивных существ из отряда позвоночных мозг регистрирует большую часть информации запахом. Поэтому этот центр обоняния называют «носовым мозгом». Запах активизирует многие наши естественные и спонтанные реакции, но так как мы обладаем более высокими способностями сознания и разума, запахи не являются для нас таким решающим фактором, как у животных.
И все же специфические запахи могут сильно возбудить соответствующие нервные центры в коре головного мозга и вызвать эмоциональную реакцию. Женщины более чувствительны к запахам, чем мужчины и особенно в среднем периоде менструального цикла (*5). Этот факт позволил науке установить связь между обонянием и продуцированием сексуальных гормонов.
Тантра давно открыла, что обоняние тесно связано с чакрой муладхарой — энергетическим центром, расположенным в основании позвоночника. В этом центре сосредоточен потенциал духовной энергии человека. Чтобы разбудить муладхару, мы используем йогическую практику концентрации тратаку, в которой необходимо пристально смотреть на кончик носа и бдительно прислушиваться к звукам вдоха и выдоха через нос. Подобная техника повышает порог нашего обонятельного восприятия, особенно если мы вдыхаем такие приятные запахи, как благоухание сандала. Различные запахи стимулируют различные энергетические центры, а сандаловое дерево, как считают эксперты, активизирует нижний центр позвоночного столба или муладхару. Это аромат тонкого тела. Итак, несмотря на то, что эта практика основана на физиологическом принципе, она дает возможность развить более тонкую чувствительность к тонким вибрациям. Более того — она даже способна пробудить кундалини.Этот мощный генератор воскресит еще неисследованные наукой области мозга, благодаря которым еще в глубокой древности было совершено высшее открытие всего человечества — самореализация и постижение абсолютной Сущности.
Носовые цепи
Свара йога объясняет, что идой и пингалой (двумя главными энергетическими цепями) можно управлять при помощи дыхания. Если нарушено свободное прохождение пранических потоков в этих двух каналах, дыхание также будет затруднено в левой ноздре (ида) или в правой (пингала). Электроносографические исследования показали, что энергетическим потенциалом насыщена слизистая мембрана носа, но степень этой концентрации в разных ноздрях различна(*6) и зависит от общего психофизического состояния личности. В связи с этим мы можем вместе со свара йогой сделать вывод, что наука, наконец, установила прямую связь между прохождением воздуха через левую ноздрю и электромагнитными токами, протекающими по левой стороне позвоночного столба, и наоборот — между прохождением воздуха через правую ноздрю и электромагнитными токами, протекающими по правой стороне позвоночного столба.
С точки зрения свара йоги это очень важно, так как отрицательный канал иды начинается и заканчивается на левой половине тела и потому ида контролирует именно эту область, а положительный канал пингалы начинается и заканчивается на правой половине тела и потому пингала контролирует правую сторону. Следовательно, если наблюдается нарушение в ритмах или циклах дыхания, следует ожидать аналогичную реакцию в той или иной части тела.
Наука свара йоги давно обратила внимание на то, что ида и пингала функционируют ритмично и альтернативно. Исследователи заметили, что нарушение гормональных циклов и биоритмов можно упорядочить, если устранить напряженность в слизистой оболочке носа(*7). Чтобы восстановить равновесие тела, ума и праны, Хатха Йога Прадипика предлагает: «Вдохни прану через левую ноздрю, задержи дыхание и выдохни через правую. Затем вдохни правой ноздрей, задержи дыхание и выдохни через левую ноздрю» (2:10). Эта специфическая практика известна, как нади шодхана пранаяма. Свара йога рекомендует совершать ее регулярно, так как она чрезвычайно важна для баланса пранических потоков.
Глава 5. СВЯЗЬ СОЗНАНИЯ С ЭНЕРГИЕЙ
Однако цель свара йоги не исчерпывается только регулированием и управлением психофизических сил посредством контроля дыхания. Древняя наука часто акцентирует концентрацию на пране, чтобы практикующий получил самый важный опыт — опыт действительного существования Высшего Сознания. До сих пор мы говорили о пране, как божественной энергии или Шакти, но что можно сказать о божественном сознании или Шиве? Когда прана растворяется в сознании, как соль в океане, это и есть ШИВА. Когда эти сущности разделены, они выполняют различные задачи в разных сферах. Шива олицетворяет сознание и проявляется, как разум. Но прана и сознание неизбежно существуют как в абсолютном макрокосмосе, так и в индивидуальном микрокосмосе.
Уравнение относительности
Тантра и йога определяют материю, как энергию в грубой форме. Эту энергию, конечно, можно высвободить из плена материи, но этого мало. Подлинно свободная энергия — это сознание. Разница между энергией, материей и сознанием заключается в различной частоте вибрации и плотности энергии. На самом высоком и наиболее тонком уровне вибрации энергия проявляется, как чистое сознание. Если частота вибрации убывает, появляется чистая энергия, которая впоследствии уплотняется в материю. В обратном порядке материя может быть преобразована опять в энергию, а энергия — в сознание. Цель свара йоги состоит в том, чтобы так преобразовать энергию, скованную материей и умом, чтобы проявилось сознание.
Нам кажется, что физическое тело, земля, солнце, луна и звезды всего лишь грубая материя, потому что наше восприятие ограничено. Окончательный диагноз великих ученых и провидцев гласит: любая форма материи — одно из состояний энергии. Входя в иное состояние, материя проявляется, как свет или прана. Йога, как и современная наука, поддерживает этот принцип мышления. Ум рассматривается как форма материи, которая оперирует на более высоком энергетическом уровне или частоте вибрации. Чем больше ум поглощается физическим миром, тем грубее он становится, тем меньше проявляет сознания и понимания, которые способны полноценно функционировать. Такой ум становится инертным или погружается в состояние тамаса. По мере развития сознания развивается и понимание, ум становится более динамичным или входит в состояние раджаса.Впоследствии, когда ум становится однонаправленным, пробуждается его подлинная природа, и он обретает качество саттвы. Все более отождествляясь с дыханием и потоками праны, ум настраивается на более тонкие вибрации. Поэтому свара йога советует: сперва реализуйте энергетический потенциал физического тела, затем развивайте потенциальные резервы ума и, наконец, пробуждайте внутреннее сознание в обеих сферах.
Материя, энергия и сознание взаимообратимы, т.е. они могут войти в свою противоположность и вернуться обратно. Это основной принцип тантры и современной науки. Физики определяют материю как комбинацию триллионов частиц, молекул, атомов и субатомов. Разница между ними заключается в различной вибрации частиц и в их расположении. Если изменяется расположение и вибрация частиц — изменяется масса и форма.
Возьмите, например, пакет мороженого. Его частицы уплотнены, их вибрация пока еще низкая. Если, однако, вы начинаете нагревать мороженое, оно превращается в жидкость. Расстояние между частицами увеличивается, и они начинают более интенсивно вибрировать. Если повысить температуру нагрева еще больше, вода превращается в пар, и движения частиц становятся более обособленными, и вибрируют еще сильнее. Мороженое изменяет свои формы, хотя основные химические элементы остаются теми же самыми. Аналогичным образом и йога считает, что чистое сознание является основным элементом, который может проявляться в различных формах воплощения.
Оно движется и не движется
Физика элементарных частиц объясняет, как атомы каждого вещества неразрывно связаны с частицами окружающей среды. Таким образом, всё взаимосвязано, всё состоит из форм, частиц, атомов и матриц. Из атомов, электронов, протонов, нейтронов и фотонов сотканы наши тела, земля, по которой ходим и воздух, которым дышим. Все эти формы имеют различную степень плотности, сочетания и вибрации, но есть одно, что их всех объединяет — взаимодействие и взаимосвязь. Поэтому физика определяет всё сущее, как часть недифференцированного целого, которое существует в пределах одного поля, внутри которого постоянно происходят структурные изменения частиц.
В непрерывном процессе природы все эти частицы взаимодействуют и вибрируют неустанно. Таким образом, единое поле пребывает в состоянии постоянного движения, хотя в целом никуда не перемещается. Об этом же говорит Иша Упанишада, когда определяет природу высшего Сознания: «Оно движется и не движется. Оно здесь и там. Оно внутри и вне всего этого»(мантра 5). Физика говорит о недифференцированном поле, а йога — о всепроникающей силе Сознания. В связи с этим величайший ученый нашего времени Эйнштейн сказал: «Поэтому мы можем рассматривать материю как сущее, сотканное из отдельных пространственных слоев, которые пронизаны единым и очень интенсивным полем (сознанием)… в новой физике нет места для обоих, т.е. для поля (сознания) и для материи, поскольку поле (сознание) — единственная реальность»(*1).
Космический разум и прана
В тантре имеется красивое описание о том, как взаимодействие сознания с праной проявило всю вселенную. Здесь подразумевается не только космическая вселенная, но также и наша собственная индивидуальная вселенная внутри каждого из нас. Тантрические тексты сообщают, что прежде, чем возникли галактики, врожденный и несотворимый потенциал творения уже существовал в хиранъя гарбхе, в золотом яйце или универсальном лоне созидания в форме бинду, что означает «точка». Эту точку можно сравнить с семенем, которое обладает беспредельным