потенциалом. Из этой бесконечно малой точки развернулась бесконечно грандиозная вселенная.
Бинду имеет два энергетических полюса — положительный и отрицательный, а внутри ядра бинду присутствует материя. Положительный полюс воплощает сознание или Шиву (символ времени), а отрицательный — прану или Шакти (символ пространства). Пока Шива и Шакти спят вместе — нет движения, нет света и нет творения. Но как только произошло центробежное расщепление этих двух сил на положительный и отрицательный полюс — они начинают влиять друг на друга и взаимодействовать. Это взаимодействие постепенно усиливается, приближая две полярные силы, пока, наконец, они вновь сливаются в ядре.
Время и пространство должны быть сначала отделены, прежде чем они могут встретиться. Когда эти две силы, время и пространство, Шива и Шакти, снова встречаются, возникает ослепительная вспышка, и ядро материи разрывается на триллионы фрагментов, в которых формируются туманности творения. Частота и скорость вибраций этих туманностей так высока, что они выделяют ультразвуковые волны и свет. Таково первое проявление космической праны, которая символизирует космическое тело или вират. Так в процессе созидания и эволюции возникают два определенных аспекта — хиранья гарбха или космический разум и вират или космическая прана. Свара йога сравнивает Шакти и Шиву с праной и читтой, которые проявлены в теле как инда и пингала. В философии санкхьи они известны под терминами пракрити и пуруша, а в даосизме как инь и ян. Эти силы пробудили все мироздание и рассыпали искры галактик.
Vam
Mantra for Apas, the water element
Йогины с незапамятных времен воспринимают тонкие вибрации и умеют различать и определять, где ум, а где сознание. Поскольку их чувствительность очень высока, они без особого труда воспринимают то, что другие не видят и не слышат. В царстве всего сущего они выделяли вибрацию сознания, которое многие отождествляют с умом. Но ум только инструмент сознания. Та способность, которая наделяет нас возможностью знать больше, чем ум и есть сознание.
Рассекая тело на части, вы можете увидеть мозг, но не найдететам ума. При помощи современной технологии вы, возможно, обнаружите прану. Но нет устройства, которое бы смогло измерить или вычислить степень ума, не говоря уже о качестве сознания.
Масштабы ума
Йога определяет ум как плод атма шакти или творческой силы сознания. В Бхагавад Гите Кришна сравнивает ум с каретой, тело и чувства — с лошадьми и атму с — кучером. Это три уровня, которыми мы оперируем. В свара йоге каждый уровень связан с определенным каналом нади. Пингала обуславливает понимание внешнего мира и побуждает тело к действиям, ида отвлекает ум от внешнего мира и погружает во внутренний мир самосознания, сушумна — канал для продвижения трансцендентального сознания.
Согласно Юнгу и другим современным психологам, ум классифицируется по трем уровням — сознательный, подсознательный и бессознательный. Йога их определяет соответственно терминами джаграт, свапна и сушупти. Пока сознание сковано рамками этих трех состояний, оно ослеплено опытом ума и тела. Но йога описывает и другой, четвертый уровень, где ум уже ничем не скован и ничто его не ограничивает. Здесь сознание перемещается в более высокое измерение, которое называется турия и находится вне досягаемости объективного или субъективного опыта.
Здесь уже нет индивидуальности, нет понятий «я» и «ты», нет прошлого, настоящего и будущего, а есть только единство и цельность. В этом состоянии индивидуальное сознание и прана возвращаются в космическое тело.
Три состояния сознания
В состоянии бодрствования (джаграт), внешний мир воспринимается посредством грубого физического тела (стхула шарира). Мандукья Упанишада говорит, что на этом уровне «наслаждение ограничивается видимыми объектами мира»(3). Джаграт приковывает к внешнему миру пятью цепями или пятью органами чувств (индриями) — ушами, глазами, языком, носом и кожей, а также пятью органами действия — руками, ногами, речью, репродуктивными и выделительными органами. Воспринимаемую информацию в состоянии бодрствования интерпретирует манас (мышление), буддхи (интеллект), ахамкара (эго) и читта (память). Все они непосредственно связаны с функциями пингала нади.
На более глубоком уровне сознание сталкивается с субъективным опытом в подсознательной области (свапна), когда погружается в состояние сновидений и фантазий. Это уже астральный опыт тонкого тела (сукшма шариры). На этом уровне сознание переваривает впечатления, полученные в состоянии бодрствования (джаграт), вновь переживая, иногда даже более интенсивно, те же ситуации. В подсознании нет объективного опыта чувств, это опыт спонтанного воображения и потому связан с мистическим каналом ида нади.
Когда ум погружается в бессознательное состояние, он входит в причинное или эфирное тело (карана шарира). Этот опыт сушупти также описан в Мандукья Упанишаде как состояние «сна без сновидений, без желаний в царстве интуиции»(5). Здесь уже нет ни грубого, ни тонкого ума, «их проглотило Я» и сознание не обусловлено уже ни временем, ни пространством. Однако еще остались копии и клише индивидуальности и «атман (душа) все еще блуждает в потемках». Бессознательная область остается обусловленной сушумной до тех пор, пока сознание не проснется полностью. Лишь после окончательного пробуждения от кошмара бдения и сна наступает подлинное просветление сознания.
Эти три состояния мы проносим сквозь всю нашу жизнь, так и не достигнув завершающего опыта. Однако опытные йогины обнаружили, что если полностью сосредоточить внимание на дыхании и пране, можно испытать все три состояния, не утрачивая осведомленности о каждом из них. Они даже могли переходить без ограничений из обусловленного состояния ума в состояние полного освобождения. Об этом также говорится в Мандукья Упанишаде, когда атма «забывает обо всех трех мирах — внешнем, промежуточном и внутреннем — и входит в турию, куда не проникает ни свет, ни мысль»(7). Состояние турий невозможно описать вербальными средствами эмпирического мира, который оперирует дуальностью. Индивидуальное сознание сливается со своим источником, безупречным Атманом.
Все эти уровни ума можно испытать одновременно, и цель йоги состоит в том, чтобы пробудить наше понимание каждого состояния и собрать воедино расщепленные области ума. Мы постоянно живем под прессом дуальности иды и пингалы. В то время как они управляют телом и умом, сознание также подвергается этим испытаниям. Поэтому свара йога стремится установить равновесие между идой и пингалой и активизировать канал сушумны, предназначенный для созревания чистого сознания.
Кто я?
Изменение в состоянии сознания вызвано различными физическими и тонкими факторами. Разница между одним состоянием и другим можно легко заметить на физиологическом уровне. Неврологи показали, что страдания и удовольствия, которые мы испытываем в каждом состоянии, являются только игрой тех химических процессов, которые происходят в мозгу человека. Так как же определить, какой уровень переживания является подлинным? Трудно узнать, где искать реальный опыт — в окружающей действительности или, быть может, в нашем подсознании? А что, если состояние бессознательности и есть реальный опыт? Возможно, что наш так называемый реальный опыт исходит из этих двух источников? Свара йога ясно говорит, что если мы извлечем концентрацию из дыхания и праны, то поймем, что мы и есть дыхание, а тело — это проявленное дыхание и сознание. Итак, возникает вопрос — КТО ЖЕ Я?
На сознательном уровне реальностью является физическое тело и ум, но на другом уровне они исчезают, и вы уже не сможете там сказать, что у вас тело и ум. Это напоминает историю с Чжуан Цзы, который заснул и ему приснилось, что он — бабочка. Когда он проснулся, то спросил: «Когда я сплю, я — бабочка, а когда бабочка спит, я — человек. Кто же я?». Ум и сознание могут принимать любую форму, которая в тот момент превращается в действительность. Поэтому свара йога советует — постарайтесь понять, что сознание в чистой форме и есть атма.
Современная наука, психология, и нейрохимия возможно уже открыли какие-то химические реакции, которые могут изменить наше сознание, но они до сих пор не могут точно определить, что же такое сознание. Они все еще не могут объяснить, как и каким образом сознание полностью освобождается от оков ограниченной индивидуальности. Пока что только йога способна практически решать проблему понимания более тонких областей сознания при помощи своих систем и технологий развития. Подлинная сущность сознания не расщеплена фрагментами, она едина и чиста, как сияние солнца.
В свара йоге функция дыхания описана с научной точки зрения вполне корректно. Когда сознание поглощено дыханием, его движением, его звуками, оно становится тем транспортным средством, которое позволяет транзитом пересечь поверхностные уровни ума и получить более высокий опыт, свободный от влияния внешних чувств.
Йога и тантра объясняют, что дыхание вибрирует под воздействием праны. Но каждая вибрация сопровождается звуком. Поэтому и дыхание также имеет специфический звук, который можно уловить на специфическом уровне сознания. В Йоге Чудамани Упанишаде сказано: «Дыхание выходит со звуком ХАМ и входит со звуком СО. Поэтому каждый на протяжении 24 часов в сутки бессознательно и невольно повторяет мантру ХАМ-СО около 21.600 раз. Такое непрерывное повторение мантры называется аджапа джапа»(V.3132).
Далее в Упанишаде говорится о том, что если эту мантру сознательно сопровождать дыханием, звук мантры можно услышать внутренним ухом. Чуткое вслушивание в эту вибрацию освобождает человека от кармы и самскар. Чтобы исследовать это явление, необходимо практически испытать эффекты мантры дыхания на различных уровнях ума и сознания.
Диапазон звука
Звук, который мы слышим ушами и способность мозга реагировать на него — только один уровень восприятия. Если звуковые волны существуют на сознательном уровне, они должны также существовать на более тонких уровнях. Человеческое ухо имеет очень ограниченный диапазон восприятия. Известно, что кошки, дельфины, летучие мыши и многие другие животные имеют настолько острый слух, что могут воспринимать частоты, неслышимые в человеческом диапазоне восприятия. Чем выше частота, тем меньше способны наши внешние уши уловить эти тонкие колебания. Хотя мы не слышим тонких вибраций, они все же воспринимаются в более глубоких областях нашего сознания.
По мере того, как наше дыхание расширяется и становится более тонким, расширяется так же и порог нашего восприятия более тонких частот. Так постепенно человек начинает улавливать вибрации, исходящие поначалу из подсознания, затем из сферы бессознательности и, наконец, из сверхсознания, которое продуцирует трансцендентальные звуки. В обычном состоянии мы не способны воспринимать высшие вибрации, потому что мы их не осознаем и вследствие этого та часть ума, которая могла бы их воспринять, пока еще спит. Эти центры еще не активизированы. Но когда мы сможем оживить подсознательное восприятие, тогда услышим звуки подсознания. То же самое произойдет с бессознательностью и сверхсознанием.
Поэтому древние риши и йогины, которые при помощи медитации поднимались до более высоких уровней сознания, могли воспринимать звуки более тонких вибраций. Уже до вхождения в трансцендентальное состояние они слышали звук входящего и выходящего дыхания и то, что они слышали, был звук ХАМ СО ХАМ СО