Скачать:PDFTXT
Свара йога. Сарасвати

ХАМ.

Звук присутствует и в диапазоне турий, но в этом состоянии утрачивается чувство индивидуальности, которая могла бы зафиксировать этот факт. Это — звук вселенной, вибрация АУМ. В бессознательной области вибрирует ХАМ СО. Когда устраняется субъективность ограниченного ума, завеса между ХАМ (Шакти, индивидуальная джива) и СО (Шива, космическое сознание) исчезает, как иллюзия. Поэтому между звуком дыхания и различными уровнями сознания существует непосредственная связь.

Мантра дыхания

Что означает словосочетание мантра дыхания? Мантра не просто звук. Слово мантра состоит из двух корней: ман означает размышление и созерцание, а тра — освобождение. Когда трансцендентальная вибрация мантры отождествляется с дыханием, безграничное сознание освобождается из плена ограниченного ума. Мантра дыхания высвобождает прежде закрепощенные энергии, которые необходимы для очищения сознания. Это не религиозный подход, а вполне научный.

Корень ман означает также отражение (манана). Поэтому мантра приносит освобождение тогда, когда она отражается в дыхании, как в зеркале. Отражение звука в дыхании содействует пробуждению самосознания, и ум поглощается этим процессом самореализации. Когда проявляется эффект освобождения, сознание больше не связано с чувственным миром и сливается с вибрацией на более глубоких уровнях ума.

Янтра дыхания

Упанишады утверждают, что освобождение сознания от ума есть освобождение от самскар и кармы. Но что связывает ум и карму?

Каждый опыт пяти органов чувств и пяти органов действия сохраняется в подсознательном и бессознательном уме в особой геометрической форме, известной как янтра или архетип. Когда вы смотрите на объект или наслаждаетесь ароматом, когда что-то радует вас или печалит — память об этом сохраняется в символической форме, в которой сберегается весь ваш опыт, подобно тому, как молекула ДНК сохраняет весь ваш генетический код. Точно так же каждое переживание запечатлевается в особой символической форме, которая называется янтрой. Таким образом, мантра дыхания — это звуковая вибрация, а янтра — форма.

Повторение мантры дыхания подводит ум к подсознанию и затем погружает его в бессознательное состояние. Когда сознание погружено в глубокую сферу ума и не отвлекается на внешние раздражители, тогда возникает живой опыт — янтра дыхания. Поэтому концентрация на янтру помогает уму приблизиться к завершающей точке просветления.

Когда янтра воспринимается, как очевидная реальность — возникает энергетическая вспышка. Тантрические тексты также сообщают о том, что когда два противоположных полюса, Шива и Шакти, время и пространство, сливаются воедино в ядре Космического Яйца — происходит взрыв, который проявляет то, что мы называем словом Сущее.

Концентрация ума

Концентрация на мантру или янтру дыхания является одним из наиболее мощных интравертных методов для экстравертного ума и состоит из четырех стадий: отвлечение от внешнего мира и погружение в себя (пратьяхара), концентрация (дхарана), медитация (дхьяна) и, наконец, трансцендентность (самадхи).

Слово концентрация означает однонаправленность, сосредоточенность на одном, процесс увеличения силы путем уплотнения и сжатия объема восприятия. Эти четыре различные стадии олицетворяют диапазон между двумя полюсами — умом и восприятием. Во время пратьяхары два полюса времени и пространства начинают взаимно приближаться, отдаляясь от заурядной, обычной формы восприятия. В дхаране они встречаются, как противоположные заряды. В дхьяне приближаются еще ближе, а в самадхи происходит пламенный контакт в ядре Космическог Яйца. Происходит вспышка, и осмысление мантры отбрасывается назад, в реальность ограниченного ума. Так безграничное сознание покидает пределы ограничененого сознания при помощи индивидуального опыта, полученного в дар от СО ХАМ благодаря космическому эксперименту АУМ.

Глава 8. КОШИ

Тысячелетиями йоги говорят, что существо человека простирается далеко за пределы того, что его глаз может увидеть. Конечно, каждый осознает себя через способность думать и знать. Но существо человека нечто гораздо большее, чем материя и интеллект. Если б мы смогли взглянуть на наше тело и ум сквозь тонкое видение и если б мы смогли обнаружить еще одно тело позади нашего тела и еще один ум позади нашего ума — что бы мы увидели?

Прежде всего, мы увидели бы фундаментальную энергетическую структуру, от которой зависит жизнь физического тела. Далее, на более тонком уровне, мы все еще продолжали бы видеть жизнь, обусловленную умом и мышлением. За этим уровнем мы увидели бы, как оперирует более высокий тип сознания, которое мы называем интуицией. А за интуицией мы пережили бы восторг абсолютной реальности нашего существа.

Свара йога установила, что человек состоит из этих пяти оболочек (панча майя коша). Термин коша указывает на специфическую сферу бытия, а майя — из чего слагается это бытие. Так, например, первая оболочка аннамайя коша состоит из анна, т.е. пищи. Это физическое тело и мозг. Вторая оболочка пранамайя коша соткана из праны. Третья, маномайя коша, состоит из манаса или ума. Вигьянамайя коша пронизана интуитивным знанием. Анандамайя коша насыщена возвышенным опытом ананды или беспредельного счастья.

Опыт трех категорий ума — сознательного, подсознательного и бессознательного — испытывается в различных кошах. Каждая способность ума и тела состоит из материала соответствующей коши.

Все коши органично связаны между собой и постоянно влияют друг на друга. Пранамайя коша является промежуточным звеном между сознанием и подсознанием, а вигьянамайя — между подсознанием и бессознательностью. Каждый человек состоит из этих пяти кош — так что же можно сказать о восприятии физического тела, если оно представляет лишь четвертую часть полного диапазона опыта.

Культивируя свара йогу, мы должны физически ощущать дыхание в носу и действовать в соответствии с потоком свары, используя сознающий ум и физическое тело (аннамайю кошу). Управляя дыханием и праническим потоком и увеличивая его способности, мы стимулируем пранамайю кошу. Практика концентрации развивает маномайю. Выполняя тратаку на таттва янтру, мы пробуждаем вигьянамайю кошу. Но влиять на анандамайю без медитации невозможно, потому что в этой коше имеется только калька, энграмма[1] сознания, т.е. возможность функционирования.

Первая ступень свара йоги пробуждает пранамайю кошу, как промежуточное звено между телом (аннамайей) и умом (маномайей), после чего начинается продвижение в более тонкие области бытия. Дальнейшее пробуждение продолжается в рамках маномайи и вигьянамайи, как прелюдия к развертыванию потенциальных возможностей анандамайи. Такова эволюция посредством кош.

Сознание развивалось на протяжении многих воплощений, проявляя умственные и физические возможности. Здесь мы не ссылаемся на теорию Дарвина о естественном отборе, так как эволюция предполагает эволюцию сознания.[2]

При помощи материи сознание развертывает свои возможности и выходит за ее пределы, а не наоборот. Таким образом, эволюция сознания — это процесс преобразования материи. Если на первых стадиях эволюции сознания жизнь еще обусловлена законами природы, как только мы входим в сферу человеческого опыта — сознание развертывает свои новые возможности. Именно этот фактор дает возможность ускорить процесс нашей эволюции, а это уже йога. Вот почему свара йога очень важна, потому что она квалифицированно и эффективно подводит нас к более высоким вибрациям сознания, а, следовательно, и бытия.

Со временем материя преобразуется в энергию, а затем и в чистое сознание. Энергия — развитая форма материи, но этот медленный и непрерывный процесс в большой степени зависит от того, насколько естественное развитие человеческого тела подготовлено к этому процессу. Миллионы лет назад форма человека была такой же, как и сегодня. В зависимости от условий окружающей среды человек, возможно, был высоким или низким, толстым или худым. Правда, объем человеческого мозга вследствие неразвитости сознания был тогда сравнительно меньше, чем сейчас, но он и сегодня еще недостаточно развит, потому что (как говорит наука) в настоящее время функционирует лишь часть потенциальных возможностей человеческого мозга, а подавляющая часть его еще ожидает пробуждения. Это научно установленный физиологический факт, что часть мозга, контролирующая инстинкты — используется постоянно, в то время как лобная областьочень редко. Цель свара йоги и состоит в том, чтобы активизировать эти пассивные центры.

С точки зрения эволюции, наши умы все еще поглощены физической кошей аннамайей или царством материи. Однако высшие центры мозга могут взаимодействовать только с тонкими кошами. Пока современная наука знает немного об этих дремлющих центрах и только начинает проникать в те области, которые могут функционировать.

Человек должен активизировать оставшиеся девять десятых долей мозга и в этом нет сомнения. Таков процесс эволюции, и его современная наука может только ускорить. Полное пробуждение, однако, можно совершить уже сейчас, в течение одной жизни пяти кош, если регулярно практиковать йогу.

Подобно тому, как лед превращают в воду и далее в пар при помощи огня, так и ум можно преобразовать в чистое сознание при помощи очищающего огня йоги.

Методы йоги перестраивают внутреннюю систему тела таким образом, чтобы прана могла проникать всюду свободно, не встречая преград. Ресурсы праны необходимо увеличить настолько, чтобы они стали жизнеспособны и дееспособны. Только так мы сможем пробудить дремлющие зоны мозга. И здесь свара йога незаменима.

Эволюция – это возрастание субъективного понимания от материальной области до более тонких и более высоких уровней существования, где ум обретает осознанность и расширяется от аннамайи коши до вигьянамайи и даже до анандамайи. В этом цель йоги, а не в чем-то другом. Поэтому всем нам полезно понять эту науку древних риши, корректно интерпретировать ее и так интегрировать в нашу повседневную жизнь, чтобы советы риши можно было бы использовать в полной мере.

Глава 9. ПРАНА ВАЙЮ

Исследуя дыхание, свара йогины обратили внимание на то, что оно как бы волнами расходится по всему телу. Они смогли зафиксировать, как прана впитывается различными органами и распределяется по всему организму. Кроме того, они определили, как прана циркулирует, изменяется и приспосабливается к функциям каждой части тела или комплексу. Изучив различные моди фикации пранических потоков, риши классифицировали их и эту информацию сохранили Упанишады.

Прашна Упанишада, например, объясняет, что существует «ведущая прана, которая управляет другими пранами так же, как это делает король, направляя своих подданных в различные регионы своего королевства». Всего насчитывается десять вайю, но пять из них оказывают особое влияние на тело. Они известны как панча праны (пять пран): прана, апана, самана, удана и вьяна. Остальные пять вайю обладают меньшим потенциалом и потому их называют упа т.е. дополнительными.

Все вайю сотканы из пран джив (живых существ), и имеют много примесей. Каушитаки Упанишада говорит, что «каждая сущность имеет свою собственную прану, которая восходит к одной пране».

Тело, ум и чувства поностью зависят от праны. В Прашна Упанишаде рассказывается о том, как однажды чувства и ум провозгласили себя «полководцами» тела. Но прана сказала им: «Не обольщайтесь, пожалуйста, только я одна буду себя разрывать на пять частей и поддерживать всех вас». Сказав это, прана покинула тело. Ум и чувства также поспешили покинуть тело, как «пчелы, которые вылетают из ульев, когда вылетает матка, и возвращаются обратно вместе с маткой»(2:2,3,4). Таким образом, маха прана обуславливает каждую нашу мысль и каждое действие, в то время как остальные прана вайи выполняют ее волю.

Прана, апана и самана

Каждая вайю

Скачать:PDFTXT

Свара йога. Сарасвати Йога читать, Свара йога. Сарасвати Йога читать бесплатно, Свара йога. Сарасвати Йога читать онлайн