Скачать:PDFTXT
Свара йога. Сарасвати

имеет свое направление пранического потока, который локализован в определенной части тела. Наиболее мощными потоками обладают прана (восходящий поток) и апана (нисходящий поток). Прана вайю функционирует в грудной области, стимулируя систему органов дыхания и усвоение праны. Когда диафрагма сокращается, в легких возникает вакуум и воздух вместе с праной естественно впитывается телом. Происходит вдох.

Противоположную функцию выполняет апана, которая локализована в области ниже пупа, ближе к тазу. Эта энергия выталкивания особенно активно функционирует в кишечнике и мочеполовом комплексе. Апана изгоняет из тела газы и испражнения. Все тело контролируется этими двумя важнейшими движениями праны и апаны. В течение дня более активна прана, а ночью активизируется апана. Дхьяна Бинду Упанишада говорит, что из-за праны и апаны джива или индивидуальная душа колеблется вверх и вниз, пойманная ловушкой противоположных сил. Джива сравнивается с птицей, которая привязана к своему насесту: куда бы она ни улетала — все равно возвращается назад.

Однако ключ к освобождению находится в самане, в третьей вайю, которая уравновешивает прану с апаной. Саманау называют «средним дыханием», которое локализовано между сердцем и пупом и выполняет свою основную функцию — ассимиляцию праны. С физиологической точки зрения самана возрождает жизнеспособность печени, поджелудочной железы, желудка и пищеварительного тракта. С точки зрения дыхания самана занимает промежуточное положение между вдохом и выдохом.

Самана связывает прану с апаной, нивелируя их встречные движения. Когда прана усваивается и сохраняется, жизненная способность тела возрастает. Поэтому Брихадараньяка Упанишада утверждает, что смерть убегает от того, кто увеличил среднее дыхание. Вот почему йогины культивируют кумбхаку (задержку дыхания), увеличивая интервал между вдохом и выдохом и таким образом объединяя прану и апану с саманой.

Пока прана продвигается вверх, а апана вниз — они никогда не встретятся. Совершенство йоги заключается в том, чтобы эти две вайю изменили свои направления в противоположные стороны. Лишь тогда они смогут встретиться с саманой в области пупа, когда прана начнет опускаться, а апана подниматься. Столкновение двух противоположных энергий продуцирует невероятную силу, которая вталкивает прану в канал сушумны, пробуждая сияние праны во всем теле, возвышенное сознание и просветление души. Так в самане воплощается великий тантрический принцип слияния двух противоположных сил, которые взрывают космическое ядро и рассеивают его созидательную мощь в бесконечном пространстве и времени.

Распределение пяти пран

(сверху вниз: удана, прана, самана, апана и вьяна)

Удана. вьяна и упа праны

После среднего дыхания активизируется удана, которая по утверждению Майтри Упанишады «поднимает и несет вниз то, что было съедено». Удану называют «верхним дыханием», потому что она локализована в горле и на лице, т.е. способствует глотанию и отражается в мимике лица и речи. Эта вайю также сохраняет силу мышц. Когда прана и апана сливаются с саманой, удана перемещается вверх и «достигает сахасрары чакры, устремляясь к высшим мирам» (Патанджали — Йога Даршана, 3:39).

Обычно удана доносит прану от саманы до вьяны, которая затем распределяет прану по всему телу, снабжая его питательными веществами, жидкостью и энергией.

Благодаря этому все части тела продолжают взаимодействовать и сопротивляться распаду. Дальнейшее продвижение праны сопровождается саманой, апаной и уданой под руководством вьяны. Таким образом, взаимосвязь этих пяти пран очень сложна. Сказано, что во время смерти, когда прана возвращается к себе, жизненные функции ума и чувств, как аспекты пранического выражения, уходят во вьяну. Это означает, что все праны взаимозависимы, но соединились при помощи вьяны.

Действия основных пяти пран корректируют другие пять пран — упа праны, которые как бы вносят в механизм тела «последние штрихи». Глаза смыкаются, но еще продолжают сохранять угасающее вожделение курмы. Крикара провоцирует голод, жажду, чихание и кашель, Девадатта — сон и зевоту, Нага — икоту и рвоту. Наконец, после смерти дханаджая расправляется с одиноким телом.

Праническое тело

Если бы мы могли теперь увидеть движения праны, то созерцали бы праническое тело. Иногда, когда человек умирает, люди воображают, что видели душу. Но в действительности они видели прану, которая покидала тело. Здесь нет ничего сверхъествественного, и не следует этого бояться, так как на наших глазах происходит вполне естественный процесс.

Физика описала тонкое поле, состоящее из заряженных частиц, которые принимают увеличенную форму физического тела. На структуру этого тонкого (астрального) тела могут оказывать воздействие как состояние внутренних органов и ментальная энергия, так и внешние электромагнитные поля. Мы же можем сказать, что здесь проявляется большая концентрация праны.

Праническое тело — это сгусток энергий, принявших очертания физического тела, которое излучается наружу, подобно тому, как свет электрической лампочки выходит за пределы ее стеклянного колпака. Но форма этих очертаний постоянно меняется, расширяясь и сжимаясь. Каждое ослабление жизненных функций любой вайи вызывает сокращение пранического тела, в то время как усиление этих способностей расширяет его. Мысли и эмоции также используют прану и праническое тело под влиянием настроения. Отрицательные мысли понижают прану и истощают ум, а положительные — расширяют и активизируют.

Фактически на праническое тело влияет весь наш жизненный путь, а пранические функции в свою очередь воздействуют на наши способности и отношение к жизни. Практикуя свара йогу, мы поймем принцип взаимодействия между пранами и умом и научимся жить и работать вместе с ними, а не против них.

Если мы отождествим наше осознание с природой пранического тела, то сделаем еще один шаг навстречу высшей Реальности. В Каушитаки Упанишаде сказано: «Только одна прана сознает и вдыхает жизнь в тело. Прана — это дыхание жизни. Что такое дыхание жизни? Это чистое сознание. Но что такое чистое сознание? Это дыхание жизни»(*3).

Глава 10. НАДИ

Присутствие положительно и отрицательно заряженных частиц, активизирующих тело и ум, дает нам возможность жить в этом мире. Но чудеса природы не ограничиваются этим. Человек открыл способ расщепления атомной энергии и выпустил ее наружу. Таким же образом он может высвободить большой энергетический потенциал внутри себя. В древности риши использовали свое знание первооснов для повышения пранической энергии и ускорения развития человеческого сознания. Единственная разница между древним и современным способом извлечения энергии заключается в том, что первые добывали ее из внутреннего источника, а вторые — из внешнего.

Праническое тело имеет такую же энергетическую структуру, как система атомного ядра, функционирующего на основе гидравлики и термодинамики. Под давлением воды или повышения ее температуры вращаются турбины, которые преобразуют эту энергию в электричество. Возникает мощное магнитное поле, силу которого можно сконцентрировать и сохранить в аккумуляторах. В йогических текстах говорится о том же: праническое поле человека можно зарядить дыханием, которое продуцирует энергию. Эту энергию можно направить в особые пранические аккумуляторы, которые называются чакрами, и накапливать ее там для дальнейшего благоразумного использования.

Мало накопить энергию — необходимо использовать ее рационально и эффективно. Электростанция направляет энергию подстанциям по высоковольным линиям. На подстанциях ее преобразуют трансформаторы высокого напряжения и направляют дальше потребителям. По такому же принципу работает и физическое тело человека. Только здесь проводниками энергии являются не кабели высокого напряжения, а нади.

Паутина нади

Физическое тело соткано из нади. Иногда систему нади называют нервной системой. Но такие авторитетные источники, как Чхандогья и Брихадараньяка Упанишады ясно сообщают, что нади — очень тонкие невидимые каналы. Слово нади восходит к санскритскому корню над, что означает поток. Нада — это резонатор тонких вибраций. В Упанишадах говорится, что нади пронизывают и насыщают праной или дыханием жизни все тело от пальцев ног до макушки головы и что источником жизненной энергии и всего сущего является Атман.

Паутина нади настолько безгранична, что даже йогические тексты сообщают различные данные. Например, Горакша Сатарка и Хатха Йога Прадипика называют 72,000 нади; Прапанчасара Тантра — 300,000; Шива Самхита — 350,000. Но независимо от точного числа нади, описание структуры везде одно и то же: их сравнивают с тончайшими лепестками лотоса, корни которого растут из основания позвоночника.

Чтобы определить, какова же природа нади, японский ученый Хироши Мотояма провел научное исследование и обнаружил устойчивые очаги электромагнитного напряжения, локализованного в непосредственной близости к нервной системе(*1). Ученый убежден, что он открыл нади и акупунктурные меридианы.

Десять главных нади

Любая электрическая цепь состоит из трех потенциалов: один положительный, другой отрицательный и третий нейтральный.

Аналогично внутри тела имеются три нади для проводимости энергии. Наука йоги отрицательный канал называет термином ида — это канал манас шакти или силы ума; положительный канал — питала, которая продвигает энергию прана шакти. Чтобы избежать короткого замыкания между + и — имеется третий канал сушумна в качестве заземления, укорененного в чакру земли муладхару, в которой дремлет могучая энергия, подобно огненной магме Земли, способной извергаться наружу. Однако цель сушумны состоит в том, чтобы приготовиться к прохождению духовной энергии, потенциал которой неизмеримо больший, чем у манаса или прана шакти. Для этого йогины разработали специфические методы активизации сушумны.

Из всех тысяч нади сушумна, как считают, наиболее важна. Шива Свародайя насчитывает десять главных нади, которые являются вратами входа и выхода из тела. Из этих десяти ида, пингала и сушумна определяются как важнейшие проводники высокого напряжения, текущего к подстанциям или чакрам, расположенным вдоль позвоночника. Остальные семь нади получили соответствующие названия: гандхари соединяется с левым глазом, хастиджихва — с правым глазом, пуша — с правым ухом, яшасвини — с левым ухом, аламбуша — со ртом, куху — с органами размножения и шанкхини — с прямой кишкой. Другие Упанишады называют приблизительно от 14 до 19 важных нади и включают джихву, курму, пайясвини, сарасвати, саумья, шура, варуни, виламбха и вишводари. О природе и функциях этих нади рассказывает и свара йога, так для всех практических целей каждому приходится концентрироваться на иде, пингале и сушумне, поскольку они управляют всей системой каналов и жизнедеятельностью тела.

Что считать положительным, а что — отрицательны

Необходимо понять, что ида и пингала — это противоположные аспекты одной праны или шакти. Это означает, что термины «положительный» и «отрицательный» носят чисто описательный характер, их не следует смешивать с положительными и отрицательными ионами или с позитивными и негативными мыслями и чувствами.

Так, например, ученые считают, что отрицательные ионы в теле человека оказывают положительный эффект на его общее самочувствие. А между тем отрицательная символика иды характеризует умственный уровень, а положительная символика пингалы определяет физический уровень активации. И здесь нет никакого отрицательного или положительного эффекта. Рассуждая о нади, мы должны точно знать, что понимаем под словами «положительный» и «отрицательный».

Тропа иды

Отрицательный канал ида привносит сознание в каждую часть тела. Шива Свародайя сравнивает ее с луной (чандрой), которая наделяет иду лунной энергией и поэтому этот канал иногда называют чандра нади. Ида связана с парасимпатической нервной системой (ПНС), которая посылает импульсы к висцеральным органам для стимуляции внутренних процессов, расслабляет мышцы, понижает температуру тела. Поэтому и говорят,

Скачать:PDFTXT

Свара йога. Сарасвати Йога читать, Свара йога. Сарасвати Йога читать бесплатно, Свара йога. Сарасвати Йога читать онлайн