что ида охлаждает, расслабляет и побуждает к внутреннему созерцанию.
Конечно, тропа иды отличается. Корень иды находится в основании позвоночного столба, где расположен первый энергетический центр муладхара чакра. Отсюда она восходит с левой стороны муладхары, спиралью извивается вверх, пересекает четыре энергетических центра в сплетениях позвоночника и финиширует в основании левой ноздри, в точке соединения с аджна чакрой, шестым энергетическим центром.
Некоторые тексты описывают иду как прямой канал, который простирается от муладхары до аджны и не пересекается с чакрами. Здесь, возможно, акцентируется та очевидная мысль, что энергетические поля иды управляют левой стороной позвоночника и всей левой половиной тела. В этом отношении аналогия с магнитом поможет разобраться с терминами, описывающими относительность положительного и отрицательного полюса. Если мы разрежем магнит пополам — опять появляются два полюса. Точно такое же явление наблюдается в теле: органы на обеих сторонах тела поляризованы так, чтобы пингала управляла правой стороной, а ида — левой.
Согласно свара йоге дыхание левой ноздрей активизирует манаса шакти, а это означает преобладание сосредоточенности, внутренней концентрации и творческого потенциала, и поэтому желательно избегать чрезмерной физической активности и внешней деятельности. Свара йогин манипулирует потоками воздуха в левой ноздре таким образом, чтобы непосредственно и по желанию управлять идой, привлекая или подавляя ее силы, когда это необходимо.
Тропа пингалы
Пингала — проводник прана шакти, положительный аспект, символ сурьи или солнечной нади, потому что его энергия взбадривает, как лучи солнца. Пингала активизирует физическое тело, олицетворяет внешнее сознание и связана с симпатической нервной системой (СНС), которая продуцирует адреналин для стимуляции поверхностных мышц. Так, например, СНС противодействует стрессу и внешним раздражителям, учащая сердцебиение и разогревая тело. Поэтому говорят, что пингала возбуждает, согревает и питает.
Корень пингалы, также как иды, находится в муладхаре, но пингала выходит из этой чакры с правой стороны, извивается спиралью вверх вдоль позвоночника, пересекается с идой в четырех основных энергетических центрах и заканчивается в корне правой ноздри. Пингала управляет всей правой стороной тела и поэтому, чтобы активизировать или подавить пингалу, манипулируют дыханием правой ноздрей.
Правое и левое полушарие мозга
Функциональная деятельность головного мозга непосредственно связана с активностью или пассивностью иды и пингалы. Мозг состоит из двух полушарий: правое полушарие управляет левой стороной тела и, следовательно, связано с идой, а левое полушарие управляет правой стороной тела и связано с пингалой. Правое полушарие иррационально, связано с идой, стремится охватить информацию в целом, контролирует ориентацию в пространстве и особенно чувствительно к вибрационной сфере бытия и к тем переживаниям, которые не воспринимаются внешними органами чувств. Таким образом, это полушарие ориентировано на психическое и сверхчувственное восприятие, стимулирует творческие, музыкальные и художественные способности.
Левое полушарие рационально, связано с пингалой, ориентировано на интеллектуальную, аналитическую и математическую деятельность(*2). Так оба полушария головного мозга сотрудничают с нади, мотивируя и управляя нашими реакциями в повседневной жизни. Каждое полушарие также связано с активизацией различных эмоций. Некоторые неврологи даже называют правое полушарие скорбным, а левое — счастливым(*3). Установлено, что положительные эмоции активизирует левое полушарие, а отрицательные — правое. Кроме того, левая/правая активность заставляют человека реагировать специфическим способом в некоторых обстоятельствах(*4). Если левое полушарие пробуждало агрессию и бурную реакцию, то правое полушарие вынуждало отстраниться от ситуации, стать пассивным наблюдателем или спасаться бегством.
Неврологи открыли интересную закономерность между мужским/женским началом и левым/правым полушариями мозга. Похоже, что реакции женщин обусловлены активностью правого полушария и связаны с пингалой, а реакции мужчин обусловлены активизацией левого полушария, которое контролируется идой. Научные исследования подтвердили, что различие менталитета возможно связано с различным пропорциональным соотношением сексуальных гормонов, воздействующих на структуру мозга(*5). Независимо от того, какова физиологическая причина наших реакций, ясно одно — ида рассматривается, как женский принцип, а пингала — как мужской.
Универсальная тантрическая концепция Шива/Шакти основана на признании двух сил в каждом существе, и это подтверждают две структуры единого мозга, две структуры единого пранического тела в терминах иды и пингалы и две природы ума в терминах мужского и женского аспектов в каждом из нас.
Глава 11. ТРИЕДИНСТВО
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Итак, в нашем теле функционируют две энергетические силы с противоположными зарядами. Если бы Природа не одарила нас третьей промежуточной силой, о равновесии противостоящих энергий невозможно было бы даже мечтать. Однако между идой и пингалой простирается сушумна, в которой встречаются две смежные стороны с положительными и отрицательными полюсами. Каждая такая встреча нейтрализует так называемое «противостояние» и формирует нейтральное энергетическое поле или сушумну нади.
Спирали иды и пингалы олицетворяют полярные колебательные позиции и хотя они противоположны — единство им снится. Сушумна также как ида и пингала начинается от основания позвоночного столба, но не отклоняется влево или вправо, а устремляется по прямой трассе непосредственно вверх, пронзая каждое сплетение чакр. В сушумне нет противоположностей, и единство ей не снится, потому что она и есть единство. Поэтому сушумна сливается с идой и пингалой в аджна чакре в районе продолговатого мозга и восстанавливает «утраченный рай». Так функционирует центральная нервная система, пульсируя во всем теле.
В настоящей стадии человеческой эволюции сушумна еще дремлет. Мы знаем, что в ней заключен огромный потенциал, но если мы не можем использовать особый метод пробуждения, то ждать эволюции придется тысячи лет.
Поэтому йогины изобрели средство оживления сушумны — свара йогу, которая позволяет повышать или понижать энергию иды или пингалы, смотря по обстоятельствам. Когда эти сбалансированные энергии сливаются вместе, пробуждается более мощная энергия, известная под именем кундалини шакти.
Кундалини — это духовная сила, подобная лучу лазера и оперирует на более высоких частотах по сравнению с идой и пингалой. Однако прежде, чем энергия кундалини начнет генерировать, необходимо прочистить сушумну.
Сушумна активизируется тогда, когда поток дыхания свободно проходит сквозь обе ноздри одновременно. Через полтора часа после восхода солнца сушумна оживляется на несколько минут. Однако после выполнения пранаямы, а также когда ум сосредоточен и однонаправлен и если кто-то собирается совершить даже преступление — сушумна также активизируется. Поэтому практикующий свара йогу должен четко сознавать, что активность канала сушумны еще не свидетельствует о продвижении к духовности.
И кровожадный террорист, и йогин в глубокой медитации имеют активную сушумну. Когда вы мобилизуете себя на преступление — оживляется сушумна. Она оживлятся и тогда, когда вы взволнованны, поднимаетесь в гору или решаете серьезную проблему. Когда сушумна возбуждена — весь головной мозг возбужден, но когда ида или пингала возбуждены — возбуждается лишь половина мозга. В сушумне локализованы ваши кармендрии и гьянендрии (психофизические блоки), которые функционируют одновременно, и вы обретаете мощь в духовной или мирской жизни.
Нади в сушумне
Внутренняя структура сушумны весьма сложна. Это не полая и безжизненная трубка. Иногда в ней возникают энергетические импульсы, продвигающиеся вдоль канала и оживляющие его. Это можно обнаружить по одновременному и свободному прохождению воздуха через обе ноздри, что, конечно, еще не означает подъема кундалини, но указывает уже на открытый канал сушумны или активизацию его. В сушумне время от времени возникают импульсы, но энергетический заряд этих импульсов настолько слаб, что пока не способен даже дотянуться до кундалини.
Концентрация на сушумну в сочетании с определенными разработанными йогическими практиками постепенно создадут необходимые предпосылки для пробуждения кундалини.
При концентрации на сушумну оживляются и другие три нади, которые расположены внутри сушумны. Чем глубже вы погружаетесь, тем чище становятся ваши нади.
Поначалу внутри сушумны очищается верхняя ваджра нади, затем читра или читрини нади, лежащая под ней и, наконец, самая тонкая и глубоко расположенная брахма нади. Эта важная нади носит имя Брахмы, потому что сквозь этот канал осуществляется связь с высшими центрами сознания и стимуляция их активности. Когда кундалини шакти вступает в этот канал — продуцируется трансцендентальный опыт.
Пока сушумна пассивна, а ида или пингала активны, все другие нади подпадают под влияние энергетики манаса шакти или прана шакти.
Чтобы оживить сушумну, свара йог так управляет своим дыханием, чтобы оно протекало равномерно через обе ноздри в течение длинных периодов.
Хатха Йога Прадипика объясняет, что «сушумна заблокирована нечистотами других нади». Поэтому мы должны очистить всю систему, и лишь после этого сушумна откроется автоматически. Затем необходимо научиться управлять идой и пингалой так, чтобы сбалансировать положительные и отрицательные потоки энергии. Без этого невозможно создать подходящей среды для активизации сушумны.
Символика триединой энергии
Отрицательная ида, положительная пингала и нейтральная сушумна присутствуют, как слагаемые, во всех формах жизни в различных пропорциях. Природа проявляет эти формы, играя этими пропорциями, а общий энергетический потенциал определяет специфические характеристики каждой формы.
Свара йога обнажает пред нами положительные, отрицательные и нейтральные признаки трех нади во всех проявлениях.
В данной таблице ида воплощает саттву, в то время как сушумна олицетворяет тамас. Это означает, что сушумна пребывает в инертном состоянии или в тамагуне, потому что без пробуждения сушумны и восхождения кундалини нет подлинной эволюции. Однако в тамасической сушумне сокрыты три нади, каждая из которых обладает своим качеством и потенциальными возможностями полностью пробудить сушумну и поднять кундалини. Поэтому сушумна — это тамас, ваджра нади — раджас и читрини — саттва.
Трансформация трех гун или модусов природы означает эволюцию по ту сторону времени и пространства, ума и тела, иды и пингалы. С этой точки развития вся накопленная шакти пронизывает брахма нади и преобразует инертную сушумну опытом пробужденного самосознания и «рождения свыше».
Таблица энергетического триединства
Опыт свары в сушумне
В учении свара йоги сказано, что если сушумна активна в течение долгого времени, это означает, что ваш ум переступил через порог, отделяющий объективное от субъективного, иду от пингалы. Для семьянина, занятого мирской деятельностью, подобное состояние весьма не желательно, но для йогина это то, к чему он стремится. В Индии засвидетельствовано немало удивительных случаев, когда люди, наблюдавшие за постоянной активностью своей сушумны, предсказывали за несколько дней до смерти точное время своей кончины.
Таким образом, длительная активность сушумны указывает на решительные перемены. Если это явление возникает у йогина, это означает, что он собирается превзойти тело, ум и чувства и насладиться самадхи. Когда у него пробуждается кундалини, она входит в сушумну и насыщает ее своей энергией. Канал сушумны разогревается и активизируется, впитывая опыт абсолютного постижения. Но применительно к обычному человеку это же явление будет означать, что он тоже готов использовать свое тело, чтобы наслаждаться жизнью, что, конечно, не свидетельствует о пробуждении его кундалини.
Глава 12. ЧАКРЫ
Чакры снизу вверх:
муладхара, свадхистхана, манипура, анахата, вишуддхи, аджна
и сахасрара
В разветвленной структуре пранической паутины каждая нади имеет свой маршрут. И там, где все нади встречаются вместе, формируются центры пранических и психических потоков или чакры. Слово чакра санскритского происхождения и означает круг, колесо и вращение.
В теле много чакр, но основные расположены вдоль позвоночника и составляют энергетическую цепочку из