пяти нервных сплетений. Чакры являются посредниками, которые получают энергетическую информацию из более высоких уровней и передают ее уму и телу.
Вследствие физической близости и смежных функций основные чакры часто отождествляют с нервными сплетениями или даже с железами, но фактически они не являются ни тем и ни другим. Функции чакр обладают более высокой вибрацией и их специфические точки невооруженным глазом не обнаружить, хотя ученые заявляют, что их удалось зафиксировать при помощи очень чувствительной аппаратуры(*1).
Чакры, локализованные в самой нижней части энергетической цепи, обладают более низкой вибрацией по сравнению с высшими чакрами в горле и голове. Частота вибрации в каждой чакре воздействует на функционирование желез и органов, с которыми они связаны, и при помощи которых управляют всем телом.
В человеческом теле имеется семь главных чакр, расположенных вдоль позвоночного столба и в голове. Однако по всему телу распределено много других, менее значительных чакр. Они есть у животных, растений и даже в минералах. Вне головы человека, как бы в короне, над ним, нависает самая высшая чакра, которая уже принадлежит к божественной сфере.
Частотные характеристики каждой чакры постоянно меняют свой ритм и окраску. Риши, входившие в глубокую медитацию, обладали тонкой способностью восприятия и рассказывали своим ученикам, что чакры похожи на цветы лотоса с различными цветовыми оттенками и имеют различное количество лепестков. Поэтому в йогических текстах они описаны, как лотосы тела.
Самой низшей чакрой является муладхара, далее по позвоночнику вверх следуют свадхистхана, манипура, анахата, вишуддха и аджна. Если подниматься еще выше, мы войдем в сахасрару. Наша муладхара представляет сахасрару в животном мире. Однако именно в муладхаре сокрыта квинтэссенция человеческой энергии, которая может быть преобразована в духовную силу. Оттуда же восходят ида, пингала и сушумна. Расставаясь в начале цепи в муладхаре, они сливаются в конце этого пути в аджне и могут пройти дальше, в сахасрару.
Сахасрара абсолютно не связана ни с какой нади и потому ее не всегда рассматривают как чакру. Большинство авторитетных источников йоги упоминают пять основных чакр, другие включают еще аджну, но не многие говорят о сахасраре. Диапазон от муладхары до вишудцхи фиксирует пять основных элементов сотворения мира. Аджна занята умом и интуицией. Если в нижних чакрах материя постепенно уплотняется, а сознание тускнеет, то в высших чакрах, где преобладает сознание, материя все боле и более рассеивается вплоть до сахасрары, которая является чистым сознанием, освобожденным от материи.
Активизация чакр
Чакру можно вполне сознательно активизировать, направляя в нее прану или концентрируя внимание на место ее расположения и форму.
Оба метода, однако, приводят к одним и тем же результатам, потому что когда вы направляете праническую энергию к чакре, то можете определить, где она находится. Таким образом, и визуализация, и концентрация внимания совмещаются. Когда вы концентрируетесь на чакре или символе, который стимулирует ее, прана также перемещается в этот центр. Следовательно, это две стороны одной системы.
Важно помнить, что пробуждение чакр и пробуждение кундалини — это два разных процесса. Поначалу следует очистить чакры и только после этого пробуждать кундалини, потому что чакры, как правило, заблокированы или используются при очень низкой вибрации. После очищения чакр их активизируют и настраивают на более высокую частоту, чтобы кундалини смогла бы беспрепятственно пройти сквозь сушумну, не нанося вреда или беспокойства.
Для активизации чакр свара йога использует практику концентрации на таттвы (первоэлементы). Анализируя дыхание, можно определить, какая таттва является активной. Это означает, что прана работает на уровне соответствующей чакры. Зная, что выражает каждая таттва, каковы возможности каждой чакры, мы можем определить признаки и пробуждения кундалини по характеру дыхания.
Описание чакр
Муладхара
Муладхара является самым нижним энергетическим центром, расположенным в области копчикового сплетения у основания позвоночника. Мула означает корень, адхара — поддержка. Все животные инстинкты исходят из этого центра, и отсюда начинается человеческая эволюция. Муладхара управляет органами выделения, размножения и их железами, а также связана с носовой полостью и обонянием, что позволяет стимулировать эту чакру, воздействуя на точки носа. Символ муладхары представляет четырехлепестковый красный лотос, внутри которого расположен желтый квадрат, окаймленный окружностью — олицетворение таттвы земли, которая проявляет все физические и тонкие качества, исходящие из муладхары. Чтобы пробудить потенциал муладхары, свара йогин медитирует на янтру земли.
Свадхистхана
Свадхистхана находится на два пальца выше муладхары в крестцовом сплетении. Сва означает своя, стхана — обитель. Когда сознание и энергия сотрудничают в свадхистхане, пробуждается самосознание личности. Свадхистхана непосредственно связана с муладхарой и также влияет на органы размножения и железы. Слово свад указывает на вкус, дегустацию, особую чувствительность свадхистханы, поэтому обоняние и вкус взаимосвязаны, как муладхара и свадхистхана. Символ свадхистханы представляет шестилепестковый яркокрасный лотос, внутрь которого вписана окружность с полумесяцем — олицетворение таттвы воды. Полумесяц окаймлен водами глубокого мрачного океана, освещенного лунным светом — символ подсознания. Чтобы пробудить потенциал свадхистханы, свара йогин медитирует на янтру воды, используя технику тратаки. Можно также пристально смотреть на полумесяц ночью — это также эффективно.
Манипура
Манипура чакра локализована в солнечном сплетении, за пупом. Мани — это сокровище, а пура — город. Манипура – город сокровищ. В этой точке скрещиваются нади, излучая колоссальный свет, о котором в йогических текстах сказано, что это свет несметных сокровищ. Манипура олицетворяет таттву огня, и потому ее образно называют «огнем пищеварения». Она способствует усвоению пищи и праны и является посредницей между землей и небом (т.е. грубый опыт нижних чакр трансформируется в более глубокое понимание). Являясь промежуточной точкой между физическим и праническим телом, манипура согласно йогическим текстам, объединяет прану с апаной. Символ манипуры представляет десятилепестковый яркожелтый лотос, внутри которого расположен перевернутый треугольник с сияющим пламенем — олицетворение таттвы огня. Чтобы пробудить потенциал манипуры, свара йогин использует тратаку, созерцая янтру огня или огонь. Свара йога придает манипуре большое значение: во-первых, манипура является энергетическим конденсатором, а во-вторых, здесь находится постоянная обитель Богини Лакшми. Шива Свародайя сообщает, что Лакшми благословляет и защищает того, кто практикует свара йогу, а Лакшми — это не только божество богатства, процветания и хорошего благосостояния, но супруга и творческая сила Господа Вишну, опоры Вселенной. Идея Лакшми символизирует активизацию манипуры и стимулирование праны и сознания на этом уровне вибрации.
Анахата
Эта чакра локализована в сердечном сплетении. Ана означает нет, ахата — ударять. Анахата — безмолвная вибрация, или тот пульс вселенной и человека, который можно прочувствовать. Великий тантрический гуру Горахнатх говорил, что если постоянно вслушиваться в свое дыхание, которое повторяется 21.600 раз в сутки, можно услышать в своем сердце космическую вибрацию вселенной. Анахата описана, как постоянная обитель дживатмы или индивидуальной души. Таким образом, восприятие праны в анахате означает внутреннее уединение. Символ анахаты представляет двенадцатилепестковый бледносиний лотос, внутри которого скрещены два треугольника, один с вершиной вверх, а другой с вершиной вниз — олицетворение таттвы воздуха. Чтобы активизировать пранический потенциал анахаты, свара йогин совершает тратаку на янтру воздуха.
Вишуддхи
Вишуддхи локализована в шейном сплетении. Ви указывает на чтото великое и незаурядное, шуддхи означает очиститель. Вишуддхи защищает организм от токсинов и непосредственно влияет на состояние горла, миндалин, голосовых связок, щитовидной железы и паращитовидной железы. Йогические тексты часто упоминают о некой жидкости, которая капает с верхней чакры и накапливается в вишуддхи, а затем преобразуется в амриту — нектар жизнеспособности и долговечности. Однако, если этот нектар попадает в манипуру, он сгорает, причиняя страдания и преждевременную смерть. Символ вишуддхи представляет шестнадцатилепестковый темнофиолетовый лотос, внутри которого расположена белая бинду, сравнимая с полнолунием — олицетворение таттвы эфира, очищения сознания и праны. Чтобы пробудить потенциал вишуддхи, свара йогин использует тратаку, медитируя на янтру эфира.
Аджна
Аджна чакра играет важнейшую роль в свара йоге и тантре. Чакра локализована на вершине позвоночника, в области продолговатого мозга и связана с шишковидной железой. Аджну именуют чакрой гуру или духовным штабом управления, потому что она связана незримыми нитями как с нижними чакрами, так и с умом. Поэтому ее иногда называют третьим глазом, или оком интуиции, посредником между высшим сознанием гуру и дживатмой, между высшими умственными способностями и инстинктами. В аджне сливаются ида, пингала и сушумна, дуальность иды и пингалы растворяется в триединстве (мукта тривени). Индийская традиция проводит аналогию между слиянием трех пранических рек в теле человека со слиянием трех священных рек Ганги, Ямуны и Сарасвати. Антиномия иды и пингалы — это антиномия двух очевидных рек — могучей Ганги и тихой Ямуны, а Сушумна, расположенная глубоко внутри позвоночного столба, напоминает подземную Сарасвати. Как три реки сливаются в Праяг в северной Индии, так и три нади сливаются в аджне. Точка слияния трех потоков представляет мощную концентрацию энергий, которые пробуждают в человеке высшие творческие силы. Аджна влияет на функцию шишковидной железы, которая связана с гипофизом, а через него и со всей эндокринной системой, контролируя процессы воспроизводста и развития. Функционирование шишковидной железы блокирует активность гипофиза. После восьми лет у детей определенные части шишковидной железы начинают вырождаться, вследствие чего гипофиз активизируется, вовлекая человека во внешний мир. До тех пор, пока шишковидная железа еще сохраняет какие-то остатки былой активности, некоторые функции гипофиза находятся под ее контролем. Шишковидная железа — это гуру, гипофиз — ученик. Когда отношения между ними резко нарушены, возникают всякого рода психофизические проблемы. Свара йога устраняет их путем уравновешивания иды и пингалы в аджне. Если периодичность их циклов не сбалансирована, это указывает на расстройство в энергетической цепи между муладхарой и аджной. Шишковидная железа управляет таким сверхчувственным восприятием, как ясновидение, яснослышание, телепатия и т.д. Свара йога может развить эти способности, например, при помощи такой мощной технологии, как тратака. Практикуя тратаку на таттву янтры, а также совершая чхаёпасану, можно активизировать аджну, хотя, конечно, эта чакра не находится под влиянием таттвы и функционирует на более высоком диапазоне частот, чем таттвы. Поэтому аджна описана как средоточие тончайших таттв — махат (или чистое сознание) и пракрити (космическая, творческая сила). Чтобы понять смысл таттв и их влияние на человека, необходимо развивать тонкое восприятие. Поэтому важно в полной мере раскрыть возможности аджна чакры.
Сахасрара
Сахасрара в корне отличается от всех других чакр как по структуре, так и по силе воздействия. Когда кундалини шакти достигает этого уровня, здесь уже нет ничего, что принадлежало бы к миру животных или людей. Это божественный уровень. Сахасрара нависает над головой, или, как говорят, сверкает в короне головы и ее функции связаны с гипофизом. Ее символ — тысячелепестковый лотос, врата, ведущие в вечное, бесконечное, высшее бытие и чистое сознание. Муладхара удерживает в своих цепких объятиях кундалини шакти, но когда она вырывается на свободу, к сахасраре, ее