Скачать:TXTPDF
Свет души. Йога Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли

и автоматическими) функциями и включает всё разнообразие практик, дающих человеку контроль над различными органами и всем механическим аппаратом физического тела. Вторая предназначена для работы с эфирным телом, с расположенными в нем силовыми центрами, 122] или чакрами, с распределением силовых потоков и пробуждением огня Кундалини.

Отметим, что, если мы разделим корпус человека на три части, то можно утверждать:

Карма Йога приводит к пробуждению четырех центров под диафрагмой;

Бхакти Йога приводит к их трансмутации и переносу в два центра над диафрагмой, но все еще в пределах корпуса, — в сердечный и горловой.

Раджа Йога синтезирует все силы тела в голове и оттуда распределяет и контролирует их.

Раджа Йога, которую в основном и рассматривает Патанджали, включает в себя результаты всех других. Она возможна только тогда, как другие Йоги были освоены, но не предполагает работы с ними в настоящей жизни. Эволюция провела всех сынов человеческих (готовых быть чела, или учениками) через различные расы, и пока они находились в Лемурийской расе (или в предшествующей цепи, или в предыдущем большом цикле), все они были Хатха и Лайя Йогинами. Это привело к развитию и контролю двойного физического тела: плотного и эфирного.

Во времена Атлантической расы было развито желание, или астральное тело, и цветом этой расы были истинные сыны Бхакти Йоги, истинно преданные. Теперь высшее из трех тел должно полностью закончить свое развитие, чему призвана послужить Раджа Йога и что является целью работы Патанджали. Арийская 123] раса добавит это более полное развитие к общей структуре, и все человеческое семейство (за исключением тех, кто вошел в расу слишком поздно, чтобы успеть добиться полного расцвета Души) проявится как Сыны Божьи, раскрывшие в себе все силы Бога и сознательно использующие их на физическом плане и в физическом теле. Патанджали говорит, что это осуществится при наличии трех условий и в совокупности с соблюдением следующих методов и правил:

1. Огненное устремление, господствующее над физическим человеком, так что каждый атом его тела будет охвачен рвением и усердием;

2. Духовное чтение, которое касается способности ментального тела видеть то, что стоит за символом, или соприкасаться с субъектом, скрывающимся за объектом;

3. Преданность Ишваре, которая относится к астральному, или эмоциональному, телу, к сердцу, всецело изливающему любовь к Богу — к Богу в своем собственном сердце, к Богу в сердце своего брата и к Богу, видимому в каждой форме.

Огненное устремление — это сублимация Карма Йоги. Преданность Ишваре — это сублимация Бхакти Йоги, в то время как духовное чтение — это первый шаг на пути к Раджа Йоге.

«Преданность Ишваре» — широкий и общий термин, включающий в себя связь личностного «я» с высшим «Я», Ишварой, или принципом Христа, в сердце. Он обозначает также связь индивидуального Ишвары с мировым, космическим Ишварой; он относится к пониманию того, что Душа человека является неотъемлемой 124] частью Превышней Души. Результатом становится возникновение группового сознания, достижение которого является целью этой царской науки.

Преданность подразумевает ряд факторов, которые ученику полезно осмыслить:

1. Способность децентрализировать себя, изменить свою позицию с самоцентрированной и эгоистической на ту, что обращена к Возлюбленному. Все утрачивает значимость, если только объект преданности достигнут.

2. Послушание Возлюбленному объекту, как только этот Возлюбленный познается. В некоторых переводах оно названо «полным послушанием Учителю», и такой перевод является истинным и точным, однако ввиду того, что слово Учитель означает( для оккультного учащегося) одного из адептов, мы избрали для перевода слово «Ишвара», единый Бог в сердце человека, божественный Джива, или «точка божественной Жизни» в центре человеческого существа. Он один и тот же у всех людей, как у дикаря, так и у адепта; единственная разница заключается в степени проявления и контроля. Истинная наука Йоги никогда не учила полному послушанию любому гуру, или Махатме, в смысле полного подчинения воли. Она учит подчинению низшего человека воле внутреннего Бога, и все методы и правила предназначены для достижения этой главной Цели. Это нужно четко помнить. «Духовное чтение» для этого достижения — важнейшее и оккультное предварительное условие.

Каждая форма есть результат мысли и звука. Каждая форма скрывает за собой какую-то идею, или понятие. Каждая форма поэтому — всего лишь символ, или попытка воплотить идею; и это 125] справедливо на всех, без исключения, планах нашей Солнечной системы, где бы ни находились формы, созданы ли они Богом, человеком или дэвой.

Одна из целей обучения ученика состоит в том, чтобы сделать его способным постигнуть то, что кроется за любой формой в любом царстве природы, и выяснить природу Духовной энергии, которая вызвала ее бытие. Обширность этого космического символизма станет очевидна даже самому поверхностному мыслителю, и начинающий на Пути чела (ученика) должен научиться подразделять множество форм в определенные особые группы, соответствующие определенным базовым идеям. Он должен интерпретировать идеи, кроющиеся за определенными символами, и искать особые импульсы, скрытые в каждой форме. Он может практически приступить к этому в том месте и окружении, где он находится. Он может искать идею, которую скрывает форма его брата; он может искать Бога, пребывающего позади тела любого и каждого человека.

Таким образом, рассматриваемая Сутра обращает стремящегося к самой практической стороне жизни; она ставит его лицом к лицу с тремя базовыми вопросами, и, по мере того как он будет находить на них правильные ответы, он неизбежно оснастит себя для прохождения Пути. Вот эти три вопроса:

1. К какой цели направлены все страстные желания и устремления моей Души: к Богу или к вещам материальным?

2. Привожу ли я всю свою низшую природу под контроль Ишвары, или истинного Духовного человека?

3. Вижу ли я Бога за каждой формой и обстоятельством в моих ежедневных контактах?

2. Целью этих трех практик является обретение способности видеть мир Души и устранение препятствий.

126] Обратите внимание, что слова «видеть мир Души» предшествуют мысли об устранении помех, или препятствий, показывая, что ви/дение возможно даже для тех, кто еще не достиг совершенства. Видение приходит в моменты вдохновения и высокой устремленности, к которым восприимчивы большинство сынов человеческих, и дает нужный стимул, чтобы вызвать различение и настойчивость, необходимые для устранения препятствий. Слова «устранение препятствий», или, как иногда переводят, «преобразование помех», — это широкое и общее выражение, и индусские комментаторы указывают, что они подразумевают искоренение даже «семян» этих помех и их полное уничтожение, как при выжигании огнем. Подобно тому, как сожжённое или высушенное семя не способно больше к размножению, становится бесплодным и не может расти, так и «семена» препятствий для жизни Духа становятся бесплодными. Семена бывают трех групп, каждая из которых вызывает большой урожай помех, или препятствий, на трех планах человеческой эволюции, — семена, скрывающиеся в физическом теле, семена, создающие затруднения в астральном теле, и семена, кроющиеся в ментальном теле. Каждая группа также может состоять из трех видов, всего получается девять типов, или видов, семян:

1. Семена, принесенные с собой из предыдущих жизней;

2. Семена, посеянные в нынешней жизни;

127] 3. Семена, привнесенные на поле человеческой жизни из семьи или расы, к которой принадлежит человек.

Именно эти семена вызывают препятствия, или помехи, видению Души и свободному проявлению Духовной энергии. Патанджали говорит, что они бывают пяти видов, и продолжает их рассматривать конкретно. Некоторые комментаторы переводят слово «препятствия» как «рассеянность», но все три термина в равной степени правильны, так что можно пользоваться любым из них. Стоит, однако, указать, что:

Слово «препятствия» технически более правильно применимо к физическому плану;

Слово «помеха» более просветляющее, когда применяется к обстоятельствам, которые через посредство астрального тела мешают ви/дению мира Души.

Слово «рассеянность» большей частью относится к трудностям, которые одолевают человека, добивающегося успокоения ума и таким образом достигающего ви/дения царства Души.

3. Трудности, создающие препятствия, следующие: Авидья (неведение), чувство личности, желание, ненависть и чувство привязанности.

Вот пять ошибочных идей, или понятий, которые на протяжении эонов и множества жизней не позволяли сынам человеческим осознать, что они — сыны Божьи. Вот те понятия, которые заставляют людей отождествлять себя с низшим и материальным и предавать забвению божественные Реальности. Вот те неправильные представления, что делают человека блудным сыном божественной 128] Монады и посылают его в далекую страну, чтобы поедать мякину смертного существования. Вот то, что человек должен преодолеть и устранить, прежде чем он сможет «поднять глаза свои» и вновь увидеть Отца и Отчий дом и, таким образом, будет в состоянии сознательно прокладывать Путь Возвращения.

Укажем, что две помехи, Авидья и чувство личности, относятся к человеку, к его синтезу на физическом плане; что желание связано с его астральным телом, проводником чувств; и что ненависть и чувство привязанности вызываются чувством эгоизма (принципом Ахамкары), оживляющим ментальное тело. Таким образом, тройственная личность является полем для семян, а почва личностной жизни в трех мирах способствует размножению, цветению и росту этих семян, чем препятствует и мешает Реальному человеку. Эти семена должны быть истреблены, и их уничтожение приводит к трем обстоятельствам:

1. Отрабатывается Карма.

2. Достигается освобождение.

3. Совершенствуется видение Души.

4. Авидья (неведение) является причиной всех остальных препятствий, в том числе и скрытых, и находящихся в процессе устранения (преодоления), и действующих в полную силу.

Первое, что обращает на себя внимание в этой Сутре, — это то, как полно она отражает смысл. Она наводит мысль читателя на коренную причину всякого зла и, говоря о препятствиях, охватывает все возможные условия их существования. Эта Сутра обобщает 129] состояние любого человека, начиная от стадии дикаря, через все промежуточные состояния, и кончая стадией архата, на которой сбрасываются последние оковы неведения. В Сутре утверждается, что источник зла существует, источник эгоизма и всякого рода личных желаний очевиден и кроется в великом базовом состоянии, которое есть ограниченность самой формы, Авидья, или неведение.

Стремящемуся, прямо в начале его исследования законов духовного развития, напоминается, что он должен учитывать два факта, базирующихся в свою очередь на факте самого проявления:

1. Факт существования такого «не-я», к которому притягиваются божественные искры Духовной Жизни и которое в период эволюции поглощает их;

2. Факт ограничений, к которым вынуждает принятие формы.

Указанные два факта нужно признать истинными для Солнечного Логоса, Планетарного Логоса, человека или атома. Каждая форма божественной жизни, от бесконечно малой до бесконечно большой, таит в себе часть Духовной энергии. Результатом этого, для частицы Духовного существования, обязательно становятся замкнутость, изоляция и самоограничение, и только контакты самого существования и борьба Духовной единицы внутри формы могут принести ей конечное освобождение.

Во время существования, в процессе пребывания в воплощении, скрытая частица Жизни остается в неведении относительно того, что лежит вне ее самой, и постепенно должна пробивать себе путь вовне, ко все большей свободе и независимости от

Скачать:TXTPDF

Свет души. Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли Йога читать, Свет души. Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли Йога читать бесплатно, Свет души. Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли Йога читать онлайн