и через понимание системы оккультных вибраций.
Воля к жизни, или Воля к проявлению, — это частица импульса божественной Жизни и поэтому правильна. Воля к существованию, или воля к проявлению, на любом конкретном плане или посредством любой конкретной группы форм неправильна, когда эта сфера проявления себя исчерпала. И когда любой специальный набор форм послужил своей цели, обеспечивая средства для получения опыта и контактов, и больше не может ничему научить нас, появляется зло, так как тенденция ко злу — это всего лишь тенденция возврата к использованию форм и практик, которые внутренний Сущий уже перерос. Вот почему грубые животные грехи повсюду считаются злом, так как признано, что Сущий в человеческой форме перерос третье, или животное, царство.
Адепт, следовательно, не только трансцендировал привязанность к формам на трех планах (физическом, астральном и ментальном), но и искоренил на этих планах всякое тяготение к их формам. Когда Жизнь, или Дух, возвращается, форма, в оккультном смысле, умирает. Когда мысль Эго, или высшего «Я», занята своим собственным планом, тогда нет энергии, направленной к материи трех миров, поэтому и формообразование, и привязанность к формам становятся невозможны. Это согласуется с оккультным трюизмом «энергия следует за мыслью», а также с учением, что 139] тело, несущее принцип Христа (Буддхический проводник), начинает координироваться по мере того, как низшие импульсы отмирают. Кроме того известно, что Каузальный проводник, тело высшего «Я» на абстрактных уровнях ментального плана, приобретает красоту, величину и активность на стадиях ученичества быстрее, чем было возможно прежде во всем цикле предшествующих воплощений. Эгоическая энергия не только расходуется, но и направляется в большей степени на собственное саморазвитие. Привязанность к форме, или притяжение формы, для Духа является Великим Инволюционным импульсом. Отталкивание формы и ее последующий распад — это Великий Эволюционный импульс.
10. Эти пять помех, когда они досконально познаны, могут быть преодолены противоположным умственным настроем.
Слова «досконально познаны» можно перефразировать так: «когда осознаются Внутренним человеком»; и скрытая за этими словами мысль хорошо объясняется Двиведи в его Комментарии:
«Описав природу «рассеянности», автор указывает на способ ее пресечения. Она делится на два вида: тонкую и грубую. К первому относится та, что находится в дремлющем состоянии, в форме впечатлений, тогда как ко второму — та, что непосредственно воздействует на ум. Первая может быть полностью взята под контроль только при достижении господства над всей ее опорой, а именно, над мыслящим принципом».
140] Вот первое дело стремящегося к Йоге. Он должен понять природу препятствий и только затем взять курс на их преодоление, совершая всю работу с ментального плана. Важно добиться контроля над аппаратом мышления, затем научиться использовать этот аппарат; и тогда, когда это достигнуто, можно нейтрализовать помехи обратными потоками. Сами помехи являются результатом привычки неправильно мыслить и неправильно употреблять мыслящий принцип. Когда становится досконально известно, что помехи являются семенами, из которых вырастают «формы, создающие препятствия», их можно ликвидировать на скрытых стадиях. Для этого следует вырабатывать правильные привычки мышления. Это поможет овладеть средствами, ведущими к освобождению.
Неведение (Авидья) должно вытесняться истинной Видьей, или знанием, и, как хорошо известно, в четвертой расе, на четвертом глобусе и в четвертом круге четыре Видьи, Четыре Благородных Истины и четыре базовых элемента составили полную сумму этого знания.
Четыре Видьи индусской философии можно перечислть следующим образом:
1. Яджна Видья — Исполнение религиозных обрядов, с тем чтобы вызвать определенные результаты. Церемониальная магия. Она связана со звуком и, следовательно, с Акашей, или эфиром пространства. Яджна — это невидимое божество, наполняющее пространство.
2. Махавидья — Великое магическое знание. Оно выродилось в Тантрический культ. Связано с женским аспектом, или аспектом материи (матери). Основа Черной магии. Истинная Маха Йога 141] должна иметь дело с формой (2-й аспект) и ее приспособлением к Духу и его нуждам.
3. Гухья Видья — Наука мантрамов. Тайное знание мистических мантрамов. Оккультное могущество Звука, Слова.
4. Атма Видья — Истинная Духовная Мудрость.
Четыре Благородных Истины были провозглашены для нас в речах Будды и гласят:
«Тогда Благословенный обратился к собратьям:
«Не понимая сути Четырех Арийских Истин, не проникнув в нее, о братья, мы вращались и скитались в круговороте этого долгого — долгого странствия (или перерождения), и вы, и я. Каковы эти четыре?
Арийская Истина Страдания; Арийская Истина Возникновения Страдания; Арийская Истина Прекращения Страдания, Арийская Истина Пути, приводящего к Прекращению Страдания.
Но, братья, когда вы понимаете и проникаете в суть этих Четырех Арийских Истин, искореняется жажда существования, отсекается нить, что ведет к перерождению, и нет тогда больше очередного рождения».
Так произнес Благословенный. Когда Блаженствующий так сказал, добавил Учитель далее:
Слепы мы были к Четверичной Арийской Истине вещей
И слепы, чтобы видеть вещи, каковы они есть в действительности.
Мы долго странствовали через разные рождения.
Оканчивается жизненная цепь, коль видишь их.
Нет более перерождения и связанного с ним страдания, если корень страдания отсечен».
Четыре элемента были сформулированы для нас в Тайной Доктрине (I.95) следующими словами:
«Золотое Яйцо было окружено семью Элементами Природы, из которых четыре проявлены (земля, огонь, воздух, вода), три сокрыты».
142]
11. Их активность необходимо устранять в процессе медитации.
«Противоположный умственный настрой», о котором говорилось в предыдущей Сутре, имеет отчетливое отношение к семенам, или скрытым тенденциям, в том виде, в каком они существуют в ментальном теле и в теле желаний. Этот умственный настрой должен стать одним из активных видов ментальной медитации и однонаправленной мыслью, при условии, что деятельность физического тела также будет подчинена аналогичному контролю. Большая часть того, что мы делаем, делается автоматически и является результатом повторявшихся много жизней эмоциональных и ментальных привычек. Подсознательно, от первичных наработок, приобретенных в древности, и вследствие подчинения миру вещественных форм, наша активность на физическом плане управляется пятью помехами. Они должны пресекаться, и в то же время нужно находить их скрытые семена и работать с ними, что достигается прекращением внешней активности. Устойчивое удержание противоположного умственного настроя помогает в этой работе. Медитация, которая задействует три фактора: Мыслителя, ум и физический мозг, развивает качества, противоположные пяти помехам, и об этом нельзя забывать, иначе теория не станет разумной практикой. Этот медитативный процесс рассматривается в Книге III, и нет нужды здесь о нем говорить.
12. Сама Карма имеет корни в этих пяти помехах и должна принести плоды в этой жизни или в какой-либо последующей.
До тех пор, пока человек на физическом плане будет подвергаться воздействию этих помех или управляться ими, он будет 143] создавать начало такой активности, которая будет вызывать неминуемые следствия. И по этой причине человек будет оставаться привязанным к Колесу перерождения и обречен на принятие формы. Учащийся должен обратить особое внимание на то, что эти пять помех — источник любой активности низшей личности, или низшего человека. Все, что он делает, основывается на той или иной из них, и нет ни одного действия среднего человека в трех мирах, которое не являлось бы результатом неведения и сопутствующих ему ошибочных отождествлений и реакций.
Когда помехи преодолеваются и неведение, причина их всех, замещается Божественной Мудростью, остается все меньше и меньше следствий, которые надо отрабатывать на физическом плане, и цепи, приковывающие человека к Великому Колесу физического проявления, рвутся одна за другой. Цепи эти тройные, так же как тройственно поле неведения, представляющее собой три великих плана сознания, которые являются полем человеческой эволюции. Когда поле неведения становится полем сознательного опыта и когда цепи начинают ощущаться как сковывающие и ограничивающие, это означает, что будущий чела сделал огромный шаг вперед в процессе освобождения. Когда он может перевести эту борьбу вовнутрь, в то, что Ганганатха Джха зовет «непроявленной жизнью», а мы обычно называем «тонкими планами», он вступает в Зал Учения и разрывает оковы, столь хитроумно выкованные камой (или желанием) и неправильным использованием ума. Позже он вступит в Зал Мудрости и будет обучаться определенным эзотерическим и оккультным методам ускорения процесса освобождения.
144]
13. До тех пор, пока существуют эти корни (или самскары), их плодами будут рождение, жизнь и опыт, как следствие переживания удовольствий и страданий.
Основной работой изучающего оккультизм является манипулирование силой и вхождение в тот мир, где его силы активно приводятся в движение. Это является следствием их проявления на физическом плане. Нужно изучать и в процессе познания использовать на практике действие Закона Причины и Следствия. В дальнейшем следует перестать заниматься следствиями и сосредоточить свое внимание только на создающих их причинах. По отношению к себе это приводит к ясному пониманию, что первопричиной феномена его объективного существования в трех мирах является само Эго. А вторичными причинами — совокупность тех фундаментальных эгоических импульсов, которые привели к развитию отклика на чувственные контакты в трех планах. Эти импульсы вызвали следствия, которые (согласно Закону) должны были проявиться объективно на физическом плане. Поэтому самое большое значение придается необходимости установления прямого эгоического контакта через нить, или Сутратму, поскольку только таким способом стремящийся может выяснить причины, лежащие в основе всех проявлений его жизни, и начать иметь дело с самскарами, семенами своей будущей активности. Семена эти по природе своей являются кама-манасическими (то есть отчасти эмоциональными и отчасти ментальными), так как желание мощно в своих проявлениях и создает физический проводник в двух его аспектах:
а) Низший Манас, или конкретный ум, является базовым фактором в построении эфирного тела.
145] б) Кама, или желание, является ведущим фактором, вызывающим проявление плотного физического проводника.
Оба вместе они ответственны за проявленное существование.
Хорошо известно, что Древо Жизни изображается корнями вверх, а цветущей кроной вниз. В крошечном Древе Жизни Эго это символическое представление так же справедливо. Корни находятся на ментальном плане. Его прорастание в объективность и появление плодов видно на физическом плане. Поэтому стремящемуся необходимо «рубить дерево на корню», то есть обращаться к мыслям и желаниям, которые создают физическое тело. Он должен войти в субъективную сферу, если хочет иметь дело с тем, что может и далее удерживать его в Колесе перерождения. Когда семена искореняются, плодоношение невозможно. Когда корень отделяется от внешней части на любом из трех планов, то жизненная энергия более не течет вниз. Три слова: рождение, жизнь и опыт подводят итог человеческому существованию, они обозначают его объект, метод и цель, и нам нет нужды иметь с ними дела. Весь предмет Кармы, или Закон Причины и Следствия, рассматривается в данной Сутре, и он слишком обширен, чтобы о нем здесь распространяться. Достаточно лишь сказать, что, с точки зрения Йога Сутр, Карма бывает трех видов:
1. Скрытая Карма. Семена, или причины, которые еще не развиты и бездеятельны и которые должны будут принести плоды когда-либо в настоящей жизни или в последующих.
146] 2. Активная Карма. Семена, или причины,