Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Свет души. Йога Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли

теми Реальностями, которые составляют Мир Духа.

Благодаря этому процессу он приходит к знанию себя. На всем протяжении великого опыта познания «не-я» и познания «Я» он использует ум как средство исследования, объяснения и интерпретации, так как чувства и все его каналы контакта постоянно 163] передают информацию и реакции уму через низший инструментмозг. Достигнув этой стадии, Видящий теперь может использовать ум в обратном направлении. Вместо того, чтобы обращать внимание к «не-я», или к иллюзорному миру следствий, вместо того, чтобы изучать свою низшую природу, он может теперь, пользуясь достигнутым ментальным контролем, подойти к пятой стадии:

д) Идеи, представленные Миром Духовной Жизни, сферой Духовного знания и Царством Божьим в самом истинном смысле.

Благодаря им Видящий приходит к знанию Бога, как Он есть, и достигает понимания природы Духа. Ум тогда служит тройной цели:

а) С его помощью Видящий начинает видеть сферу Причин, Духовную сферу.

б) С помощью его (ума) способностей Мир Причин может быть интерпретирован в терминах интеллекта.

в) Правильно используя его, Видящий может передавать физическому мозгу низшего личностного «я» (отражению Истинного человека в мире следствий) то, что видит и знает Душа. Тогда формируется и начинает активно работать следующий треугольник: Видящий, или Духовный человек; ум — его средство исследования, или окно, через которое он смотрит (на мир следствий, на себя или же на мир Причин); и мозг — воспринимающая пластинка, на которой Видящий может запечатлеть свое «чистое знание», используя ум в качестве интерпретатора и передающего агента.

21. Все формы существуют ради Души.

164] Человек в своей самонадеянности не должен трактовать эту Сутру так, будто она означает, что все сотворенное существует для него. Смысл ее намного шире. Душа, о Которой здесь говорится, — это Душа Верховного Существа, в Которой Душа человека представляет всего лишь бесконечно малую часть. Крошечный человеческий мир, его малое окружение и контакты существуют ради опыта, который они преподносят ему, и конечного освобождения, которое они за собой влекут. Он является причиной их проявления, а они являются результатом могущества его собственной мысли. Но вокруг него и через него должно открыться то Великое Целое, частью которого он является; и вся обширная Вселенная, планетарная и солнечная, существует ради еще более обширной Жизни, в чьем теле он — всего лишь атом. Весь мир форм является результатом мыслительной активности некой Жизни; вся материальная Вселенная является полем опыта некого Существования.

22. Для человека, достигшего Йоги (или объединения), объективная Вселенная перестает существовать. Но она по-прежнему существует для тех, кто еще не освобожден.

Эта Сутра содержит зародыш всей науки мысли. Ее суть базируется на осознании того, что всe, что мы видим, является видоизменениями мысленной субстанции, что Мыслитель создает свой собственный мир, будь он Бог или человек. Когда человек посредством науки Йоги (науки, имеющей дело с «подавлением 165] активности мыслящего принципа», или с контролем ума) достигает полной власти над умом и над ментальной субстанцией, или материей мысли, он освобождается от контроля тех форм, которые удерживают большинство людей пленниками в трех мирах.

Тогда он становится в стороне от великой иллюзии; тела/, которые до сих пор удерживали его, теперь не делают этого; огромные потоки идей, мыслей и желаний, берущие свое начало в «видоизменениях мыслящего принципа» людей, заключенных в трех мирах, более не воздействуют на него и не оказывают на него влияния; и мириады мыслеформ, являющихся результатом этих потоков в ментальном, астральном и физическом мирах, более не скрывают от него Реальности, или истинного субъективного мира Причин и эманаций Сил. Он более не подвержен обману и может различать Реальное и нереальное, Истину и ложь, Жизнь Духа и мир явлений. Тогда он начинает отзываться на воздействие потоков мысли и мир идей, исходящих от Великих Духовных сущностей, от Духовных Жизней, и Великий План Зодчего Вселенной может развернуться перед ним. Он освободился, стал свободным, и подчиняется только новым условиям жизни человека, свершившего великое Воссоединение. Законы трех миров не заменяются, а трансцендируются, так как большее всегда включает меньшее, и хотя — для выполнения целей служения — он может выбрать себе (для того, чтобы стать видимым) ограничения трехмерной жизни, он способен удаляться в мир высших измерений 166] по желанию, и когда это нужно для реализации целей Царства Божьего.

Наука Йоги имеет цель открыть человеку способ такого освобождения и научить его как он может освободиться сам. Следовательно, до этого момента учение Патанджали было направлено на то, чтобы указать место человека в схеме, позволить ему понять базовую причину человеческих беспокойств и побуждений к тому или иному роду активности; показать причину существования великого мира Следствий и привлечь стремящегося к исследованию мира Причин; а также продемонстрировать необходимость дальнейшего раскрытия и природу помех в этом раскрытии, с тем чтобы человек смог заявить: если все это так, то каковы средства, делающие это воссоединение реальностью и позволяющие рассеять великую иллюзию? В этой, второй книге, представлены восемь великих средств Йоги и дается ясный и краткий обзор четких шагов, которые нужно сделать с целью необходимого урегулирования физической, психической и ментальной жизни.

23. Соединение Души с умом и, следовательно, с тем, что воспринимает ум, происходит для понимания природы воспринимаемого, а затем и Воспринимающего.

В этой Сутре внимание учащегося привлекается к главному качеству, которое ему надлежит развить, — к способности различать. Ее смысл поэтому предельно ясен. Пары противоположностей, Дух 167] и Материя, Пуруша и Пракрити, приводятся в тесную связь, и союз их должен распознаваться Душой, Воспринимающим сознанием. В процессе соединения двойственностей Душа, или Мыслитель, приходит к постижению своей подлинной Духовной природы, а также к пониманию природы мира явлений, который она воспринимает, с которым контактирует и который использует. Орган восприятия — это ум и пять чувств, и, с точки зрения Души, они образуют единый инструмент. На протяжении длительного периода, проходя через множество воплощений, Душа, или Мыслитель, отождествляет себя со своим органом восприятия, а на ранних стадиях — и с тем, что она воспринимает с его помощью. Она считает используемое ею феноменальное, или физическое, тело, собой, о чем свидетельствуют выражения: «я устал» или «я голоден». Она отождествляет себя со своим телом чувств и желаний и говорит: «я сержусь» или «я хочу денег». Она отождествляет себя с ментальным проводником и считает, что это она думает так или иначе. Такое отождествление выражается в теологических разногласиях, в разнообразии доктрин и сект везде, где бы они ни находились, и в нашей, пятой, коренной расе (и особенно в ее нынешней пятой подрасе) такое отождествление достигает своего апофеоза. Это эра личностного «я», но не Духовного «Я». Такое осознавание низшей природы является частью Великого эволюционного процесса, но за ним должно последовать осознание другой полярной противоположности — Духовного «Я». Оно осуществляется Душой, начинающей практиковать различение, вначале теоретически и интеллектуально (отсюда великая 168] ценность нынешней эры критицизма и полемической дискуссии, так как она формирует часть планетарного процесса различения), а позже — экспериментально. Данное различение приводит в конечном счете к трем результатам:

1. К пониманию различия между Духом и Материей;

2. Вследствие этого — к уяснению природы Души, которая является продуктом их соединения, Сыном, вызванным к жизни союзом Отца-Духа и Матери-Материи;

3. К развитию, благодаря которому Душа начинает отождествлять себя с Духовным аспектом, а не с феноменальным миром форм. На этой последней стадии большую помощь и ускорение оказывает практика Раджа Йоги. Отсюда решение Иерархии дать эту науку критически различающему Западу. Следует помнить, что слово «Йога» относится к эволюционному развитию человеческой Монады, что Душа проходит через великие стадии объединительного процесса:

I. Объединение Души с формой и ее отождествление с материальным аспектом;

II. Объединение мыслящего человека, или самосознающего отражения в трех мирах, с Духовным человеком на его собственном плане;

III. Объединение Духовного человека, или Божественного Мыслителя, с его Отцом Небесным, Монадой, или Духовным аспектом. Стадия I охватывает период от первого воплощения до вступления на Путь Испытания. Стадия II охватывает период от Пути Испытания вплоть до третьего посвящения на Пути Ученичества. 169] Стадия III охватывает последние ступени Пути Посвящения.

24. Причиной этого соединения является неведение, или Авидья. Его необходимо преодолеть.

Неведение истинной природы Души и стремление к выяснению своей собственной природы и источника своих сил — вот та причина, по которой Душа отождествляет себя с органами восприятия и с тем, что ими воспринимается и привносится в сознание Души. Когда через неведение и его последствия Душе не удается найти то, что она ищет, наступает стадия, когда поиск принимает другую форму и Душа сама ищет действительность. Это можно выразить так:

Отождествление с миром явлений и употребление внешних органов восприятия охватывают период, который Реальный человек проводит в так называемом Зале Неведения. Пресыщенность, беспокойство и поиск знания «Я», или Души, характеризуют период, проводимый в Зале Учения. Осуществление, расширение сознания и отождествление с Духовным человеком охватывают период, проводимый в Зале Мудрости. К этим трем стадиям применяются термины: человеческая жизнь, мистическая жизнь и оккультная жизнь.

25. Когда неведение преодолевается благодаря отстранению от воспринимаемого, это является великим Освобождением.

Во время процесса воплощения Видящий, или Душа, погружен в великую Майю, или иллюзию. Он находится в темнице своих 170] собственных мыслеформ, а также мысленных творений трех миров. Он считает себя частью феноменального мира. Когда же, благодаря опыту и различению, он становится способен отличать себя от этих форм, начинается процесс освобождения, который достигает кульминации в великом Отречении, раз и навсегда освобождающем человека из трех миров.

Процесс этот постепенный и не может осуществиться сразу. Он включает две стадии:

1. Стадию Испытания, или, как называют ее христиане, Путь Очищения;

2. Стадию Ученичества, состоящую из двух этапов:

а) Собственно ученичества, или упорной тренировки и дисциплины по отношению к личностному низшему «я» под руководством Души, наставляемой ее Гуру, или Учителем;

б) Посвящения, или поступательных расширений сознания, через которые ученик проходит под руководством Учителя.

Следующие слова описывают этот двойной процесс:

* Устремление,

* Дисциплина,

* Очищение,

* Практика средств Йоги, или объединения,

* Посвящение,

* Осознание,

* Воссоединение.

26. Состояние привязанности преодолевается с помощью развития совершенного различения.

Важно то, что речь здесь ведется о различении, так как оно 171] служит первым великим методом освобождения из трех миров. Основанное на познании сущностной двойственности природы и рассматривающее природу как результат соединения двух полярностей Абсолютного Всего (Духа и Материи), различение является прежде всего позицией ума и должно старательно совершенствоваться. Предпосылка двойственности признается логической основой для дальнейшей работы, и теория проходит проверку в попытке подтвердить Истину. Стремящийся для этого с определенностью занимает позицию высшей полярности (Духа, проявляющегося как Душа, или как Внутренний правитель) и в

Скачать:TXTPDF

Свет души. Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли Йога читать, Свет души. Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли Йога читать бесплатно, Свет души. Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли Йога читать онлайн