ежедневных делах стремится различать форму и Жизнь, Душу и тело, общую совокупность низшего проявления (физического, астрального и ментального человека) и Реальное «Я», причину низшего проявления.
В ежедневных делах он стремится развивать сознание реального и отрицание нереального и привносит это во все свои взаимоотношения и во все свои дела. Посредством настойчивой непрерывной практики он приучает себя различать «Я» и «не-я», заниматься делами Духа, а не делами великой Майи, или миром форм. Различение это сперва теоретическое, затем интеллектуальное и только позднее становится более реально и проникает в события эмоционального и физического миров. Наконец, следование этому методу завершается вступлением стремящегося в совершенно новое измерение и его отождествлением с Жизнью и Миром бытия, отделенными от трех миров человеческих устремлений.
172] Когда это происходит, ему становится близким новое окружение, так что он узнает не только форму, но и субъективную Реальность, которая создает формы, вызывая их существование.
Тогда он переходит к развитию следующего великого качества, а именно — бесстрастия, или отсутствия желаний. Человек может быть способен отличать объективное и Истинное, субстанцию и Жизнь, которая оживляет ее, и все же продолжать желать, или «выходить» к существованию в форме. Он должен также преодолеть это желание прежде, чем достигнет совершенного освобождения, раскрепощения, или свободы. В одном из «Древних комментариев» в архиве Ложи Учителей, имеются такие слова:
«Недостаточно знать дорогу и чувствовать силу, которая служит для извлечения жизни из форм майи. Великий знаменательный миг должен настать, когда единым актом и словом Могущества чела разорвет иллюзорную Сутратму, которая привязывает его к форме. Как паук снова вбирает в себя нить, с помощью которой он отваживался проникать в неизведанные сферы, так и чела удаляет себя изо всех форм в трех сферах бытия, привлекавших его до сих пор».
Вышесказанное достойно внимательного рассмотрения и связано с мыслью, заключенной в оккультной фразе: «Прежде чем человек сможет вступить на Путь, он сам должен стать этим Путем».
27. Приобретаемое знание (или просветление) семерично и достигают его постепенно.
Согласно учению индусов, имеется семь состояний ума-сознания. 173] Шестое чувство и его употребление создают семь видов мыслей, или, говоря более технически, существуют семь главных модификаций мыслящего принципа:
1. Жажда знания. Именно она ввергает Блудного Сына, Душу, в три мира иллюзии, и (распространяя метафору еще глубже в прошлое) именно она побуждает Монаду, или Дух, к воплощению. Это базовое желание, которое является причиной всякого опыта.
2. Жажда свободы. Результат опыта и исследований, проводимых Душой на протяжении многочисленных жизненных циклов, состоит в том, что вызывает великую жажду перехода к другому состоянию и великое желание освобождения от Колеса перерождения.
3. Жажда счастья. Это базовое качество всех человеческих существ, хотя оно проявляет себя множеством различных способов. Оно основывается на врожденном даре различения и глубинной способности противопоставлять «Отчий» дом нынешнему состоянию Блудного Сына. Это врожденный дар испытывать «блаженство», или счастье, который вызывает ту неуспокоенность и позыв к перемене, что лежит в основании самого эволюционного побуждения. Именно это желание — причина активности и прогресса. Неудовлетворенность нынешним состоянием основана на смутном воспоминании о временах удовлетворенности и блаженства. Их требуется вновь вернуть, прежде чем будет обретен покой.
4. Жажда исполнять свой долг. Первые три разновидности мыслящего принципа приводят в итоге эволюционирующее человечество к тому состоянию, когда жизненным мотивом становится 174] просто исполнение своей дхармы. Жажда знания, свободы и счастья приводят человека к состоянию крайней неудовлетворенности. Ничто не доставляет ему ни радости, ни покоя. Он исчерпал себя в поисках личного счастья. Теперь он начинает расширять свой горизонт и искать, где (в его группе и в его окружении) может находиться то, что он ищет. В нем пробуждается чувство ответственности по отношению к другим, и он начинает искать счастья в исполнении своих обязанностей по отношению к тем, кто от него зависит: к своей семье, друзьям — ко всем, с кем он встречается в жизни. Такая новая тенденция является началом жизни служения, которая в конечном итоге приводит к полному пониманию значения группового сознания. Е.П.Б. говорила, что чувство ответственности — это первый признак пробуждения Эго, или принципа Христа.
5. Скорбь. Чем утонченнее проводник человека, тем выше отклик нервной системы на пары противоположностей: страдание и удовольствие. По мере роста и прогресса человека на лестнице эволюции человеческого семейства его способность ощущать скорбь и радость сильно возрастает. Это становится особенно верно в случае стремящегося или ученика. Его чувство ценностей делается столь острым, а физический проводник столь чувствительным, что он страдает больше, чем средний человек. Благодаря этому он с возрастающей активностью продвигается вперед в своем поиске. Его отклик на внешние контакты становится более быстрым, а его способность испытывать страдание, физическое 175] и эмоциональное, значительно увеличивается. Это проявляется в пятой расе, и особенно в ее пятой подрасе, в растущем числе самоубийств. Способность расы испытывать страдание является следствием развития и утончения физического проводника и эволюции тела желаний, астрального тела.
6. Страх. По мере развития ментального тела и увеличения частоты видоизменений мыслящего принципа начинают проявляться страх и его последствия. Речь идет не об инстинктивном страхе животных и первобытных народов, основанном на отклике физического тела на условия физического плана, но о страхах ума, базирующихся на воспоминании, воображении и предчувствии, а также на способности визуализировать. Их трудно преодолеть, и только Эго (сама Душа) способно взять власть над ними.
7. Сомнение. Одна из наиболее интересных разновидностей, так как она касается в большей мере причин, нежели следствий. Скорее всего, сомневающегося можно определить как человека, кто сомневается в себе, в том, что он — повелитель собственной судьбы; в своих собратьях — в их натуре и реакциях; в Боге, или Первопричине, о чем свидетельствуют дискуссии вокруг вопросов религии и ее представителей; в самой природе, что побуждает его к постоянным научным исследованиям; и наконец, в самом уме. Когда он начинает ставить под сомнение способность ума объяснять, интерпретировать и постигать, значит он исчерпал практически все свои ресурсы в трех мирах.
Указанные семь состояний ума, созданные благодаря опыту человека на Колесе Жизни, направлены к тому, чтобы привести 176] его к точке, когда он ощутит, что жизнь физического плана, мир чувств и ментальные процессы больше уже ничего не дают и совершенно не способны удовлетворить его. Он достигает стадии, о которой упоминает Павел, когда говорит: «Да все почитаю тщетою, чтобы приобресть Христа».
Семь стадий просветления были описаны индусским Учителем следующим образом:
1. Стадия, на которой чела осознает, что он прошел всю полноту жизненного опыта в трех мирах и может сказать: «Я познал всё, что надлежало познать. Больше познавать нечего». Ему открывается его место на лестнице. Он знает, что должен делать. Эта стадия связана с первой модификацией мыслящего принципа, с жаждой знать.
2. Стадия, на которой он освобождается от всех известных ограничений и может сказать: «Я освободился от своих оков». Эта стадия продолжительна и завершается достижением свободы; она связана со второй из вышеописанных модификаций — жаждой свободы.
3. Стадия, на которой сознание целиком перемещается из низшей личности и становится истинно Духовным сознанием, сфокусированным в Реальном человеке, Эго, или Душе. Это вносит в сознание природу Христа, которая есть Любовь, Покой и Истина. Теперь он может сказать: «Я достиг своей цели. Не осталось ничего, что привлекало бы меня в трех мирах». Жажда счастья удовлетворена. Третья модификация трансцендирована.
4. Стадия, на которой он действительно имеет право сказать: «Я исполнил свою Дхарму и выполнил все свои обязательства». 177] Он отработал Карму и исполнил Закон. Тем самым он становится Учителем и Исполнителем Закона. Эта стадия связана с четвертой модификацией, побуждающей служить.
5. Стадия, на которой достигается полный контроль над умом и Видящий может сказать: «Мой ум пребывает в покое». Тогда, и только тогда, когда он узнал полный покой, он способен познать истинное созерцание и высочайшее Самадхи. Скорбь, пятая модификация, рассеивается славой достигнутого просветления. Отныне битва между парами противоположностей окончена.
6. Стадия, на которой чела осознает, что материя, или форма, больше не имеет власти над ним. Тогда он может сказать: «Гуны, или качества материи в трех мирах, больше не привлекают меня; они не вызывают отклика во мне». Следовательно, страх исчезает, так как в ученике не остается ничего, что могло бы привлечь к нему зло, смерть или страдание. Тем самым шестая модификация также преодолевается, и наступает осознание истинной Природы Божества и абсолютное Блаженство.
7. Полная самореализация является следующей и заключительной стадией. Посвященный может теперь сказать с полным сознанием: «Я есмь то, что я есмь». Он узнает себя единым со Всеобщим «Я». Сомнение больше не имеет власти над ним. Сияет полный Свет дня, или совершенное Просветление, и заполняет все существо Видящего.
Вот семь стадий на Пути, вот семь остановок на крестном пути, вот семь великих посвящений и семь ступеней к блаженству. Теперь «Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня».
178]
ВОСЕМЬ СРЕДСТВ
28. Когда средства Йоги упорно практикуются и когда произведено очищение, приходит озарение, ведущее к полному просветлению.
Теперь мы переходим к практической части книги, где даются инструкции относительно метода, которому необходимо следовать для достижения полной Йоги, объединения, или единения. Работу можно представить как состоящую из двух частей:
1. Практика правильных средств для осуществления объединения.
2. Дисциплина низшего тройственного человека, с тем чтобы искоренить нечистоту в каждом из трех тел.
Неуклонное исполнение этой двойной работы вызывает соответственно два результата, каждый из которых зависит от своей причины:
Становится возможным различение. Практика средств приводит стремящегося к научному пониманию различия между «Я» и «не-я», между Духом и материей. Знание это более не является только теорией и не служит предметом устремлений человека, но является фактом опыта ученика и базой для всей его последующей активности.
Имеет место распознавание. По мере прохождения процесса очищения, оболочки, или тела, скрывающие Реальность, истончаются и перестают служить плотными покровами, заслоняющими Душу и мир, откуда Душа обычно управляет. Стремящийся узнает ту часть себя, которая до сих пор была скрытой и непознанной. 179] Он приближается к сердцу тайны самого себя и привлекается ближе к «Ангелу Присутствия», который реально может быть увиден только при посвящении. Он распознает новый фактор и новый мир и старается сделать их своими собственными в сознательном опыте физического плана.
Здесь следует указать, что две причины откровения — практика восьми средств Йоги и очищение жизни в трех мирах — имеют дело с человеком с точки зрения трех миров и раскрывают (в физическом мозге человека) способность различать Реальное и нереальное, а также распознавать Духовное. Кроме того, они вызывают определенные изменения