Скачать:TXTPDF
Свет души. Йога Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли

и наиболее материальную форму, которая должна содержаться в чистоте; и в этом смысле астральное и ментальное тела могут содержаться в чистоте от загрязнений, проникающих к ним из окружения, точно так же, как мы содержим в чистоте от подобных загрязнений физическое тело. Более тонкая материя этих тел должна также очищаться, и это является основой той заботы о магнетической чистоте, которая является причиной столь многих обрядов на Востоке, кажущихся необъяснимыми жителю Запада. 189] Например: тень, бросаемая на пищу иноземцем, делает ее нечистой — это суеверие основывается на убеждении, что некоторые типы силовых эманаций создают нечистые состояния, и хотя метод противодействия таким состояниям может отдавать мертвой буквой ритуала, тем не менее мысль, лежащая в основе обряда, до сих пор остается верна. Мы все еще так мало знаем о силовых эманациях, исходящих от человеческих существ или же воздействующих на человеческий механизм, что так называемое «научное очищение» все еще находится в младенчестве.

Смирение создает условия, при которых ум находится в покое; оно основывается на осознании Законов, управляющих жизнью, и главным образом — Закона Кармы. Смирение создает такое состояние ума, при котором все условия считаются правильными и справедливыми — такими, в которых стремящийся может наилучшим образом проработать свою проблему и достичь цели любой конкретной жизни. Оно не влечет за собой успокоенность и покорность обстоятельствам — качества, вызывающие инертность, — но дает признание имеющихся задатков, умение воспользоваться своими возможностями для формирования предпосылок и основы будущего прогресса. Если это делается правильно, три оставшиеся правила могут соблюдаться с большей легкостью.

Огненное устремление будет подробнее рассмотрено в следующей книге, но здесь уместно отметить, что это качество «движения вперед» навстречу идеалу, или напряженное устремление к Йоге и желание добиться поставленной задачи, должно быть столь глубоким, чтобы никакие трудности не могли повернуть стремящегося вспять. Только тогда, когда качество это развито и подвергнуто испытанию, когда обнаружено, что никакая проблема, 190] никакая темнота и никакой временной фактор не способны ему помешать, стремящемуся дозволяется стать учеником одного из Учителей. Пламенное усилие, постоянное, неотступное стремление и стойкая верность осознанным идеалам являются непременными условиями ученичества. Эти характеристики должны быть присущи всем трем телам и вести к постоянному дисциплинированию физического проводника, необходимой ориентации эмоциональной природы и такой ментальной позиции, которая позволяет человеку «все почитать тщетою», чтобы только он смог достичь своей Цели.

Духовное чтение направлено на развитие понимания субъективных реальностей. Оно воспитывается изучением, понимаемым в его обычном смысле, и старанием прийти к тем мыслям, которые переданы словами. Оно вырабатывается тщательным рассмотрением причин, лежащих в основе всех желаний, стремлений и чувств, и, следовательно, связано с желанием, или астральным планом. Оно имеет дело с чтением символов, или геометрических форм, заключающих в себе идею, или мысль, и это относится к ментальному плану. Оно будет обсуждаться позднее, в Книге III.

Преданность Ишваре можно кратко определить как готовность низшего тройственного «я» служить Эго, внутреннему правителю, Богу, или Христу внутри. Она тройственна в своем проявлении: во-первых, приводит низшее личностное «я» к жизни послушания Учителю в сердце; во-вторых, она приводит стремящегося в группу какого-либо Адепта, духовного наставника, и в-третьих, ведет его дальше, к преданному служению самому Ишваре, или божественному «Я», пребывающему в сердцах всех людей и скрывающемуся за всеми формами божественного проявления.

33. Когда имеются мысли, препятствующие Йоге, следует развивать мысли, им противоположные.

191] Перевод Джонстона в прекрасных словах передает ту же самую идею, точно выявляя метод. В нем говорится:

«Когда грехи мешают, сила воображения должна быть обращена в противоположную сторону».

Вся наука уравновешивания пар противоположностей содержится в этих двух переводах, ни один из них не является до конца полным без другого. Нередко бывает трудно перевести древние санскритские термины одним словом или фразой, так как на этом языке термин обозначает целую идею и для передачи ее истинного смысла потребуется несколько фраз на более ограниченном английском языке.

Для прояснения некоторых базовых понятий, воплощенных в Сутре, перечислим их следующим образом:

1. Каковы мысли человека, таков он и есть. То, что проявляется в физическую объективность, — это всегда мысль, и в соответствии с этой мыслью, или идеей, будет проявляться форма и жизненная цель.

2. Мысли бывают двух видов: те, что направлены к формообразованию, ограничению, выражению на физическом плане, и те, что устремлены от низших трех планов и, следовательно, от аспекта формы, как мы знаем его в трех мирах, и ведут к объединению (Йоге, единству) с Душой, аспектом Христа.

192] 3. Когда обнаруживается, что мысли, развиваемые привычным образом, влекут за собой астральные или физические реакции и результаты, необходимо осознать, что они враждебны Йоге; они мешают процессу единения.

4. Тогда следует развивать мысли, обратные им; их легко определить, так как они будут прямо противоположны препятствующим мыслям.

5. Развитие мыслей, направленных к Йоге и ведущих человека к познанию своего Реального «Я» и последующему соединению с ним, включает тройной процесс:

а) Необходимо определить и рассмотреть новое мысленное понятие, четко сформулированное и противоположное прежнему течению мысли.

б) Следующим идет использование воображения, с тем чтобы привести мысль к проявлению. Оно приводит в сферу желаний и, следовательно, воздействует на астральное (эмоциональное) тело.

в) Затем следует отчетливо визуализировать следствия того, что мыслилось и воображалось, как это будет проявлено в жизни на физическом плане.

Будет обнаружено, что при этом вырабатывается энергия. Это означает, что новый поток мыслей оживляет, энергетизирует эфирное тело, вызывая определенные трансформации и реорганизацию, которые, в конечном счете, ведут к полной перемене в активности человека. На физическом плане постоянное культивирование этой техники вызывает полное преобразование тройственного низшего человека, и наконец становится ясной истинность христианского 193] изречения: «только Христос видим и слышим», — виден становится только Реальный, Духовный человек, выражающий себя через физического посредника, как это сделал Христос через Свой инструмент и ученика — Иисуса.

34. Мысли, препятствующие Йоге, — это мысли о причинении вреда, лжи, воровстве, невоздержанности и алчности, — независимо от того, являются ли они созданными лично, вызванными чем-либо или чужими, но одобренными; появились ли они от алчности, гнева или заблуждения (невежества); являются ли они слабыми или сильными — в результате всегда повлекут за собой чрезмерное страдание и неведение. По этой причине необходимо развивать противоположные мысли.

Заметим, что пять Заповедей непосредственно имеют дело с «мыслями, препятствующими Йоге» (объединению), и соблюдение Заповедей приведет к:

а) Непричинению вреда вместо причинения вреда,

б) Правдивости вместо лжи,

в) Неворовству вместо воровства,

г) Самоконтролю вместо невоздержанности,

д) Смирению вместо корыстолюбия, алчности.

Никакие оправдания не позволительны стремящемуся, и до него доходит истина, что нарушение Заповедей, будь оно пустяковым или весьма серьезным, создает соответствующий результат. «Препятствующая мысль» должна вызвать свое следствие, следствие это двойное: страдание и неведение, или заблуждение. Имеются три слова, которые изучающий оккультизм всегда связывает с тремя мирами:

194] 1. Майя, или иллюзия, относящаяся к миру форм, в котором истинное «Я» находится в воплощении и с которым, по причине неведения, оно отождествляет себя долгие эоны;

2. Заблуждение, процесс неправильного отождествления, при котором «Я» заблуждается, полагая, что «Я есть форма»;

3. Неведение, или Авидья, результат неправильного отождествления и в то же время его причина.

«Я» облечено в форму; оно блуждает в мире иллюзий. Однако всякий раз, когда «мысли, препятствующие Йоге», сознательно одобряются, «Я» все более погружает себя в иллюзорный мир и увеличивает покров неведения. Всякий раз, когда «силы воображения» обращаются в сторону реальной природы «Я» и отворачиваются от мира «не-я», иллюзия уменьшается, заблуждение слабеет и неведение постепенно замещается знанием.

35. В присутствии того, кто достиг совершенства в непричинении вреда, всякая вражда прекращается.

Эта Сутра демонстрирует нам исполнение Великого Закона. В Книге IV, Сутре 17, Патанджали рассказывает нам, что восприятие особенностей, качества и объективной формы зависит от наличия у Воспринимающего подобных же особенностей, качеств и объективного положения. Это подобие есть основа восприятия. 195] На ту же истину намекают слова в первом Послании Св. Иоанна: «Будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он естьКонтакт можно установить только с тем, что присутствует или отчасти присутствует в сознании Воспринимающего. Следовательно, если Воспринимающий встречает вражду и ненависть, то это происходит потому, что в нем самом есть семена вражды и ненависти. Когда их нет, то не существует ничего, кроме единства и гармонии. Практические усилия стремящегося быть в единстве со всеми существами — это первая стадия всеобщей Любви. Он начинает с себя и следит, чтобы семена причинения вреда в его собственной природе искоренились. Следовательно, он искореняет причину, вызывающую вражду по отношению к нему и к другим. Естественным результатом появляется то, что он находится в мире с самим собой и другие пребывают с ним в мире. В его присутствии даже дикие звери становятся кроткими, и это благодаря состоянию ума стремящегося, или Йогина.

36. Когда достигнуто совершенство в правдивости по отношению ко всем существам, тогда эффект от слов и действий становится очевиден немедленно.

Вопрос правдивости является одной из великих проблем, которую стремящийся обязан разрешить, и тот, кто пытается говорить только то, что абсолютно верно, обнаружит, что ему предстоит столкнуться с весьма определенными трудностями. Истина всегда относительна в процессе эволюции и развивается в своем проявлении. Ее можно определить как демонстрацию на физическом плане такой меры божественной Реальности, какую позволяют стадия эволюции и употребляемое средство. Правдивость, 196] следовательно, предполагает способность Воспринимающего, или стремящегося, правильно видеть божественную Суть, находящуюся за любой формой (материальной, объективной или словесной). Она предполагает, следовательно, способность проникать к субъекту и контактировать с Тем, что скрыто за каждой формой. Она предполагает также способность стремящегося создавать форму (материальную, объективную или словесную), выражающую Истину, как она есть. В действительности это представляет собой первые две стадии великого творческого процесса:

I. Правильное восприятие,

II. Точное построение,

и ведет к завершению, о котором говорится в рассматриваемой Сутре, — к эффективности всех слов и действий в передаче Реальности, или Истины, как она есть. Эта Сутра дает ключ к работе мага и является базовой в великой науке Мантр, или Слов Могущества, составляющих оснащение каждого адепта.

Благодаря пониманию:

а) Закона Вибрации,

б) Науки Звука,

в) Цели эволюции,

г) Стадии нынешнего цикла,

д) Природы формы,

е) Способа манипулирования атомной субстанцией,

адепт не только видит Истину во всех вещах, но и знает, как сделать Истину видимой, тем самым содействуя эволюционному процессу и «проецируя образы на экран времени». Он делает это при помощи определенных Слов и действий. Развитие этой способности 197] приходит к стремящемуся благодаря постоянным усилиям исполнить следующие требования:

1. Строгое внимание к каждой формулировке употребляемых слов;

2. Мудрое использование молчания как фактора служения;

3. Постоянное исследование причин, лежащих в основе каждого действия, с тем

Скачать:TXTPDF

Свет души. Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли Йога читать, Свет души. Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли Йога читать бесплатно, Свет души. Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли Йога читать онлайн