Скачать:TXTPDF
Свет души. Йога Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли

наладить контакт с тем, что находится ниже последнего астрального подплана. Правильный порядок установления контроля над органами физического восприятия, или пятью чувствами, следующий:

1. Правильное интеллектуальное восприятие идеала на ментальном плане.

2. Чистое желание, свободное от любви к форме, на эмоциональном, или астральном, плане.

206] 3. Правильное использование и развитие пяти центров, расположенных вдоль позвоночника (в основании позвоночника, сакрального центра, солнечного сплетения, сердечного и горлового центров), каждый из которых расположен в эфирном теле и связан с тем или иным из пяти чувств.

4. Последующая правильная реакция органов чувств на требования Истинного, или Духовного, человека.

В отношении астрального тела результатом очищения является умиротворение, или «кроткая тишина» проводника, так что он может адекватно отражать принцип Христа, или Буддхическую природу. Необходимо тщательно изучить связь астрального, или камического, принципа (использующего средний проводник тройственного низшего человека) с Буддхическим принципом, использующим средний проводник Духовной Триады (или Атмы-Буддхи-Манаса). Успокоению эмоций и контролю над природным желанием всегда предшествует переориентация низшего принципа. Прежде чем желание человека может быть устремлено к объектам духовным, он должен прекратить желать мирские и плотские объекты. Это вызывает промежуточный период больших трудностей в жизни неофита, тот процесс, что в ортодоксальных христианских кругах символизируется словом «обращение». Он предполагает «поворот кругом» с последующим временным смятением, но спокойствием в результате.

В ментальном теле следствием очищения является развитие способности к сосредоточению, или однонаправленности. Ум больше не мечется туда-сюда, но становится контролируемым, спокойным и восприимчивым к высшим впечатлениям. Поскольку данный 207] предмет будет целиком обсуждаться в третьей книге, здесь нет необходимости больше на нем останавливаться.

Когда три указанных результата очищения становятся ощутимыми в жизни стремящегося, он уверенно приближается к кульминационному пункту, который заключается во внезапном восприятии природы Души. Он обретает видение Реальности, которая есть он сам, и открывает истинность слов Христа: «чистые сердцем узрят Господа». Он созерцает Душу, и отныне желание его навсегда направлено к Реальности, уводя прочь от нереального и мира иллюзии.

42. В результате смирения достигается блаженство.

К этой Сутре мало что можно добавить, разве только указать, что всякое страдание, неудовлетворенность и несчастье основываются на бунте, или противодействии, и что, с точки зрения оккультиста, противодействие всего лишь усиливает рост неприятностей, а сопротивление служит лишь для подпитки зла, каким бы оно ни было. Человек, научившийся принимать свою судьбу, не тратит время в напрасных сожалениях, что позволяет ему всю свою энергию направлять на совершенное исполнение своей Дхармы, или необходимой работы. Вместо того, чтобы роптать, омрачая жизненные дела беспокойством, сомнением и отчаянием, он проясняет свой Путь спокойным осознанием жизни, как она есть, прямо оценивая то, что он может в ней сделать. Таким образом не теряются ни силы, ни время, ни возможности и достигается устойчивое продвижение к Цели.

43. Благодаря огненному устремлению и устранению всякой нечистоты происходит совершенствование телесных сил и чувств.

208] Хотя устремление и очищение являются двумя причинами процесса совершенствования, в действительности обе эти формы едины и представляют собой два аспекта дисциплины на Пути Испытания. В «Древнем Комментарии», составляющем эзотерическую основу сокровенного учения Раджа Йоги, есть несколько фраз, которые могут оказаться полезными для прояснения правильной концепции:

«По мере того как дыхание огня устремляется вверх по системе, по мере того как огненный элемент делает ощутимым свое присутствие, то, что мешает, видно, как исчезает, и то, что было затемненным, становится просветленным.

Пламя восходит, и преграды сгорают; дыхание ширится, и ограничения исчезают. Семеро, до сих пор спящих, пробуждаются к жизни. Десять врат, запечатанных и закрытых, либо отчасти приоткрытых, распахиваются настежь.

Пять великих средств контакта стремительно активизируются. Препятствия преодолеваются, и преграды больше не мешают. Очищенный становится великим Воспринимающим, и Единый познается».

В этих трех фразах описывается очищение огнем и воздухом, и такому очищению подвергаются на пути Йоги. На последних стадиях жизни высокоразвитого человека, перед вступлением на Путь Ученичества, он подвергался очищению водой, на что намекают столь часто употребляемые слова: «воды скорби». Теперь он претерпевает суровое испытание огнем, и вся его низшая природа проходит сквозь огонь. Вот первый смысл трех фраз, тот, который больше 209] всего касается стремящегося. Когда человек готов, из своего сердца он посылает призыв к огню, выраженный в таких словах:

«Я ищу Путь; я жажду знать. Видения вижу я и проблески сокровенных впечатлений. За Порталом, на другой стороне, находится то, что называю я своим домом, ибо цикл почти пройден и конец приближает начало.

Я ищу Путь. Все другие пути прошли мои ноги. Путь Огня призывает меня мощным зовом. Ничто во мне не ищет мирского пути, ничто во мне не жаждет земного.

Пусть вспыхнет огонь и пламя поглотит; пусть все преграды сгорят; и пусть я пройду через Портал и вступлю на Путь Огня».

Дыхание Бога, как очистительный бриз, проявляется в виде отклика Души на устремление ученика. Затем Душа «вдохновляет» низшего человека.

Второй смысл, безусловно, имеет прямое отношение к работе Кундалини, или змеиного огня в основании позвоночника, который отзывается на вибрацию Души (ощущаемую в голове, в области шишковидной железы, и именуемую «светом в голове»). По мере восхождения он сжигает все перегородки из эфирной материи в позвоночном столбе и оживляет, или электризует, пять центров вдоль позвоночника и два в голове. Жизненные токи в желудочках головного мозга также становятся активны и производят очищение, или, вернее сказать, выделяют и удаляют из него грубые частицы. Учащийся не должен самостоятельно предпринимать в этом направлении каких-либо действий, кроме как следить за тем, чтобы устремление его сердца носило необходимый «огненный» характер и чтобы постоянное очищение физической, 210] эмоциональной и ментальной природы происходило надлежащим образом. В этом случае отклик Души будет эффективен и последующие реакции в эфирных центрах будут протекать безопасно, нормально и по закону.

Три вышеприведенные фразы призыва из «Древнего Комментария» относятся к:

а) Семи центрам, ранее непробужденным;

б) Десяти закрытым вратам, десяти отверстиям физического тела;

в) Пяти чувствам, через которые осуществляется контакт с физическим планом, —

и этими терминами охватываются все исходящие и входящие активности человека на физическом плане.

Когда все они приводятся под управление Души, внутреннего правителя, то происходит единение с Душой и отождествление с тем Единым, «Кем мы живем и движемся и существуем».

44. Духовное чтение приводит к контакту с Душой (или божественным Единым).

Возможно, ближе к буквальному будет следующий перевод: «Чтение символов создает контакт с Душой». Символ есть некоторого рода форма, за которой скрывается мысль, идея или истина, поэтому как общую аксиому можно принять то, что каждая форма любого рода есть символ, или объективный покров мысли. С осознанием этого людям откроется, что эта аксиома равно относится и к человеческой форме, которая предназначена быть символом (или созданной по образу) Бога; она является объективной формой, скрывающей божественную Мысль, Идею, или 211] Истину, материальным проявлением божественной концепции. Цель эволюции состоит в том, чтобы довести до совершенства эту объективную символическую форму. Когда человек знает это, он перестает отождествлять себя с символом, которым является его низшая природа. Он начинает сознательно функционировать как божественное внутреннее субъективное «Я», используя низшего человека как покров, или оболочку, и ежедневно совершенствуя эту форму, чтобы преобразовать ее в адекватный инструмент выражения. Эта идея также привносится и в повседневную жизнь, в отношение человека к каждой форме (в трех царствах природы), с которой он контактирует. Он всякий раз пытается заглянуть под покров и прикоснуться к божественной идее.

Это четвертое из Правил, и оно касается внутреннего отношения человека к объективному миру. Итак, отметим, что Правила касаются человеческого отношения к:

1. Собственной низшей природе внутреннее и внешнее

очищение

2. Своей Карме, или жизненной судьбе смирение

3. Своей Душе, или Эго огненное устремление

4. Окружению и контактам физического плана духовное чтение

5. Единому Существованию, Богу преданность Ишваре

Как видно, перечисленный набор правил охватывает «правильное отношение» ко всему.

45. Благодаря преданности Ишваре достигается цель медитации (или Самадхи).

Цель медитации заключается в осуществлении контакта с божественным внутренним «Я» и, благодаря контакту, в осознании 212] единства этого «Я» со всеми «Я» и со Всеобщим «Я», причем не теоретически, а как факт природы. Это происходит при достижении состояния так называемого «Самадхи», когда сознание Мыслителя переносится из низшего мозга в Духовного человека, или Душу на ее собственном плане. Стадии этого переноса следующие:

1. Перенос сознания тела, внешнего инстинктивного сознания физического человека, в голову. Это неизбежно влечет за собой целенаправленное удаление сознания в точку мозга, расположенную по соседству с шишковидной железой, и его сознательное точное фокусирование там.

2. Перенос сознания из головы, или мозга, в ум, или ментальное тело. При таком переносе мозг остается полностью внимающим и удаление предпринимается сознательно, через эфирное тело, используя брахмарандру, или отверстие в верхней части головы. Ни на мгновение при этом человек не впадает в транс, бессознательность или сон. Он активно предпринимает и осуществляет указанный процесс абстрагирования, или удаления.

3. Перенос сознания из ментального тела в Эго, или Душу, находящуюся в Каузальном теле, или Эгоическом лотосе. При этом достигается состояние, когда мозг, ментальное тело и эгоическое тело образуют связную нерушимую единицу, живую, внимающую, позитивную и устойчивую.

4. После этого можно войти в состояние Самадхи, Духовного 213] созерцания, когда Душа изучает свой собственный мир, видит вещи, как они есть, контактирует с Реальностью и «узнает Бога».

Вслед за этим наступает стадия, на которой Духовный человек передает мозгу через ум все, что видит, воспринимает, с чем контактирует и что узнает. В результате знание становится частью содержимого мозга, доступным для использования на физическом плане.

Вот цель медитативного процесса, результаты которого во всех своих многообразных проявлениях служат темой Книги III и создаются благодаря следованию восьми средствам Йоги, рассмотренным в Книге II. Только преданность Ишваре, истинная любовь к Богу с сопутствующими ей качествами служения, любви к людям и терпеливой стойкости в совершении добра, проведут человека по суровому пути дисциплины, очищения и упорного труда.

СРЕДСТВО III. ПОЛОЖЕНИЕ

46. Принятое положение должно обеспечивать устойчивость и спокойствие.

Эта Сутра принесла нашим западным учащимся большие неприятности, так как они интерпретировали ее только в физическом смысле. То, что она имеет физический смысл, — это верно, однако надо сказать, что она должна применяться в отношении всей низшей тройственной природы; она относится к устойчивому неподвижному положению физического тела при медитации, стойкому, непоколебимому состоянию астрального, или эмоционального, тела в течение всего мирского существования, а также к неколеблющемуся, устойчивому уму, находящемуся под абсолютным контролем. 214] Заметим, что из трех условий физическая поза наименее важна, и положение, в котором стремящийся быстрее всего сумеет забыть о физическом теле, будет наилучшим. В общем можно утверждать, что вертикальное положение в удобном кресле, с прямым позвоночником, естественно скрещенными ногами, сложенными на коленях

Скачать:TXTPDF

Свет души. Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли Йога читать, Свет души. Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли Йога читать бесплатно, Свет души. Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли Йога читать онлайн