воспроизведения.
Черный маг осознанно использует эти физические части тела для генерирования определенного типа силы, являющейся смесью эфирной силы и плотной физической энергии, которая позволяет ему выполнять некоторые формы магической работы, а также 223] оказывать воздействие на физические тела животных и людей. Это знание лежит в основе шаманизма и всех практик типа Вуду, приводящих к истощению и смерти мужчин и женщин, стоящих на пути у Черного мага или причисленных им к врагам. Стремящийся к мистериям Братства великой Белой Ложи не должен иметь ничего общего с этими силами. Он осуществляет слияние двух частей плотного физического тела, синхронизацию ритма двух тел и, как следствие, объединение всего низшего человека, уделяя внимание эфирному дыханию и ритму. Это неизбежно создает «внешний контроль жизненных потоков».
Внутренний контроль жизненных потоков достигается тремя средствами:
1. Интеллектуальным пониманием природы эфирного тела и законов его жизни;
2. Рассмотрением типов энергии и органов, через которые они проявляются, составляя систему центров, расположенную в эфирном теле;
3. С помощью определенных наработок и знания, которые приходят к стремящемуся, когда он готов (после освоения им предыдущих средств Йоги), и которые дают ему возможность улавливать определенные типы сил, энергий, или шакти, затем правильно использовать их через свои собственные центры и достигать воздействий, которые называются такими образными терминами: просветляющие, очистительные, магнетические, динамические, психические и магические.
Неподвижный контроль жизненных потоков является следствием 224] правильного развития двух других, внешнего и внутреннего контроля, и должен быть достигнут прежде, чем станет возможным приступить к освоению пятого средства Йоги, удаления, или абстрагирования. Он просто указывает на совершенно сбалансированную синхронизацию и полное объединение двух частей физического тела, когда устранены все преграды для входящих и исходящих сил. При достижении неподвижного контроля Йогин может по собственной воле удаляться из своего физического тела или входить в него и манипулировать по своей воле любой из Семи Великих планетарных сил.
Следует помнить, что сейчас мы рассматривали идеальное состояние и что стремящийся не может достичь этого средства Йоги без одновременной работы над другими. Изучение параллельного развития в природе будет здесь очень полезным примером.
II. На астрологический фактор в этой Сутре намекают три слова: «место, время, число». В этих словах следует распознать универсальную тройственность, и достижение правильного контроля жизненных потоков нужно увидеть связанным с Кармой, возможностью и формой. Имеются определенные слова, правильное понимание которых дает ключ ко всему практическому оккультизму и делает Йогина властелином жизни:
Они осознаются как относящиеся к идее-пространству и элементу-времени. В связи с этим надо помнить, что «пространство — это первичное воплощение Единства»(Тайная Доктрина I. 583) и что циклическое проявление — это Закон жизни.
225] Когда это будет понято, циклически выражающееся Единство сделает свое присутствие ощутимым через дифференциацию, через цвет, или качество вуалирующей формы, и через саму форму. Эти факторы составляют полную сумму выражения любой индивидуальности, Бога или человека; и явление любого человека в экзотерическое выражение на физическом плане зависит от ритмического, или циклического, распространения или втягивания энергии той великой Жизни, Которой он живет и движется, и существует. Вот основа науки астрологии, науки об отношении планеты или планет к человеческому существу и их связи со звездами и различными знаками Зодиака.
Ученику важно иметь некоторые познания в этой области, чтобы правильно контролировать жизненные потоки и иметь возможность воспользоваться подходящими «временами и периодами», когда прогресс может быть ускорен.
III. Процесс просветления низшего человека становится возможным благодаря правильному контролю энергий, или пран, и этот «просветляющий процесс» является точной наукой, путь для которой подготовили четыре средства Йоги. Огни тела должным образом координируются, до некоторой степени достигается «неподвижное» состояние, жизненные флюиды в голове находятся «в покое», и весь низший человек находится в ожидании одного из двух процессов:
а) Удаления Истинного, Духовного, человека для деятельности на более высоком плане;
б) Или прихода в низшее сознание мозга — Света, просветления и Знания с планов Эго.
51. Существует четвертая стадия, которая превосходит те, что относятся к внутренней и внешней фазам.
226] Мы видели, каким образом контроль жизненных потоков может быть внешне активным, внутренне активным или сбалансированным. Этот тройной процесс приводит всего низшего человека сначала в состояние ритмического отклика на внутренний мотивирующий фактор (в нашем случае — Эго, или Духовного человека на его собственном плане), а затем — в состояние полного покоя и тишины. Это состояние так называемого восприимчивого ожидания сменяется одной из форм высшей активности, когда на низшее накладывается новая скорость вибрации и издаётся новая нота, эманирующая от внутреннего Духовного человека. Новое звучание производит некоторые характерные изменения в трех оболочках, составляющих низшее «я» человека и вуалирующих божественность. Эти изменения рассматриваются в следующих двух Сутрах.
Работа среднего стремящегося чаще всего заключается в подготовке оболочек таким образом, чтобы сделать возможным наступление четвертой стадии. Его внимание сосредотачивается на достижении:
1. Сознательной координации трех тел, или оболочек;
2. Их должного выравнивания;
3. Такой настройки ритма оболочек, чтобы они синхронизировались друг с другом и со скоростью вибрации эгоического впечатления;
227] 4. Объединения их в одно согласованное целое, так чтобы человек буквально стал тремя в одном и одним в трех;
5. Покоя, или состояния позитивной восприимчивости к высшему вдохновению и нисхождению эгоической жизни и энергии.
Учащемуся может помочь осознание того, что правильный контроль праны включает признание факта, что Энергия является полной суммой существования и проявления и что три низших тела — это энергетические тела, каждое из которых образует проводник для высшего типа энергии, являясь также передатчиком энергий своего плана. Энергии низшего человека — это энергии Третьего аспекта, Святого Духа, или аспекта Брахмы. Энергия Духовного человека — это энергия Второго аспекта, сила Христа, или Буддхи. Цель эволюции в человеческом семействе заключается в полном проявлении силы Христа, принципа Буддхи, на физическом плане через использование низшей тройственной оболочки. Тройственная оболочка — это Святой Грааль, чаша, воспринимающая и вмещающая жизнь Бога. Когда, благодаря вниманию к четырем вышеуказанным средствам Йоги, в низшем человеке удается вызвать необходимый отклик, в нем заметно появление двух описанных в предыдущей Сутре результатов и он готов к использованию остальных четырех средств, которые переориентируют его и принесут в результате освобождение.
52. Когда ее достигают, то, что затмевает Свет, постепенно устраняется.
Первым результатом является постепенное истончение материальных форм, скрывающих Реальность. Это не означает разрушение 228] форм, но означает постоянное очищение и трансмутацию материи, из которой они выстроены, до такой степени чистоты и прозрачности, что «Свет Бога», который они до сих пор скрывали, может воссиять в трех мирах во всей своей красоте. Он может быть продемонстрирован буквально как факт на физическом плане, так как благодаря работе над очищением и контролем жизненных потоков Свет в голове становится настолько явным, что обладающие ясновидением могут видеть его как излучение, распространяющееся вокруг головы и образующее нимб, столь хорошо знакомый по изображениям святых. Нимб — это факт природы, а не просто символ. Он является результатом практики Раджа Йоги и физической демонстрацией Жизни и Света Духовного человека. Выражаясь технически, Вивекананда говорит (и это благо для учащихся Запада — овладеть техникой и терминологией науки Души, которая с давних времен сохранялась Востоком):
«Читта по своей природе обладает всем Знанием. Она состоит из частиц Саттвы, но покрыта частицами Раджаса и Тамаса, и посредством Пранаямы это покрытие устраняется».
53. И ум становится подготовленным к сосредоточенной медитации.
В издании Джонстона дается прекрасное толкование этой Сутры: «Из этого происходит способность ума держать себя в Свете». Идея заключается в том, что если достигнуто состояние 229] покоя и четвертая стадия сверхъестественного восприятия стала возможной, то можно успешно приступить к практике оставшихся средств Йоги: абстрагированию, сосредоточению, медитации и созерцанию. Можно овладеть умом и использовать его так, что процесс передачи Знания, Света и Мудрости от Эго, или Души, в мозг через посредство ума будет осуществляться безопасно.
СРЕДСТВО V. АБСТРАГИРОВАНИЕ
54. Абстрагирование, или Пратьяхара, — это подчинение чувств мыслящим принципом и отвлечение их от восприятия объективного мира.
Эта Сутра подводит итог работе по контролю над психической природой и описывает нам достигнутый результат, когда Мыслитель через посредство ума, мыслящего принципа, настолько господствует над чувствами, что они больше не имеют своего собственного независимого выражения.
Прежде чем можно будет надлежащим образом практиковать сосредоточение, медитацию и созерцание (три последние средства Йоги), не только внешнее поведение должно быть правильным, не только внутренняя чистота должна быть достигнута, не только должно быть выработано правильное отношение ко всему и, как следствие, достигнут контроль над жизненными потоками, но также должна быть выработана способность преодолевать свойство пяти чувств устремляться вовне. Так ученик обучается правильному удалению, или абстрагированию, сознания, которое 230] столь отзывчиво к проявленному миру; он также должен научиться сосредотачивать свое сознание в великой центральной станции в голове, откуда он может сознательно распределять энергию по мере своего участия в великой работе, откуда может входить в контакт со сферой Души и куда может принимать сообщения и впечатления, исходящие из этой сферы. Это является конкретной стадией достижения, а не просто символическим способом выражения однонаправленного интереса.
Различные каналы чувственного восприятия приводятся в состояние покоя. Сознание Реального человека больше не рвется наружу через пять каналов контакта. Над пятью чувствами доминирует шестое, а именно — ум, и все сознание и способность восприятия стремящегося синтезируются в голове, обращаясь вовнутрь и вверх. В результате психическая природа подчиняется и ментальный план становится полем человеческой активности. Это удаление, или процесс абстрагирования, происходит поэтапно:
1. Удаление физического сознания, или восприятия через посредство слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния. Эти способы восприятия становятся временно бездействующими, человеческое восприятие становится чисто ментальным, и сознание мозга — это все, что остается активным на физическом плане.
2. Удаление сознания в область шишковидной железы, так что сознание человека фокусируется в области между серединой лба и шишковидной железой.
3. Следующая стадия — стадия абстрагирования сознания 231] в головной центр, тысячелепестковый лотос, или Сахасрару, достигаемая намеренным удалением сознания из головы. Это производится при полностью пробужденном сознании после изучения определенных правил и выполнения определенной работы. Очевидно, что они не могут быть даны в таком сочинении, как это. Большинство людей должны совершенствоваться в первых двух стадиях и учиться контролировать каналы восприятия, пять чувств.
4. Абстрагирование сознания в астральное тело и таким образом освобождение его от восприятия физического плана.
5. Дальнейшее удаление его в ментальное тело, или ум, так чтобы ни физическое, ни астральное тело больше не ограничивали и не заточали человека.
При достижении этого становятся возможны истинная медитация и созерцание.
В своем комментарии к Сутре Двиведи говорит: «Абстрагирование заключается в том, что чувства полностью поглощаются, или контролируются,