Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Свет души. Йога Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли

(или Духа) его знание становится совершенным.

41. У того, чьи вритти (разновидности субстанции ума) полностью контролируются, возможно состояние отождествления и сходства с тем, что осознается. Познающий, знание и поле познания становятся едины, подобно тому как кристалл вбирает в себя цвета того, что отражается в нем.

42. Если слово, идея (или смысл) и объект воспринимаются как одно целое, то такое ментальное состояние называется рассудочным пониманием.

43. Восприятия без рассудочного понимания добиваются, когда память перестает удерживать контроль, слово и объект трансцендированы и присутствует только идея.

44. Те же два способа сосредоточения, с участием и без участия рассудочной активности ума, могут быть также применены и к тонким вещам.

45. Грубое приводит к тонкому, а тонкое по восходящим ступеням приводит к состоянию чистого Духовного бытия, называемому Прадхана.

46. Все это составляет медитацию с семенем.

47. Когда это сверхсозерцательное состояние достигнуто, Йогин добивается чистого Духовного осознания благодаря уравновешенному спокойствию читты (или умственной материи).

48. Его восприятие теперь безошибочно точное (или ум его открывает только Истину).

49. Это особое восприятие уникально и открывает то, что рациональный ум (используя доказательства, рассуждения и выводы) не может открыть.

50. Оно враждебно ко всем другим восприятиям, или, говоря другими словами, вытесняет их.

51. Когда сдержано (или вытеснено) даже само состояние восприятия, тогда достигается чистое Самадхи.

7]

КНИГА I

ПРОБЛЕМА ОБЪЕДИНЕНИЯ

1. АУМ. Нижеследующие наставления излагают Науку Объединения.

АУМ — Слово Славы; оно означает Слово, ставшее плотью, и манифестацию, или проявление, на плане материи второго аспекта божества. Это сияние сынов праведности перед миром достигается при выполнении содержащихся здесь правил. Когда сыны человеческие продемонстрируют, что они в то же время Сыны Божьи, космический Сын Божий также воссияет возросшей мощью Славы. Св. Павел, великий посвященный, имел видение этого, когда сказал: «Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне … ожидая откровения сынов Божьих» (Рим. 8.).

Раджа Йога, или наука Объединения, дает правила и средства, с помощью которых:

1. Осуществляется сознательный контакт с Душой, вторым аспектом, Христом внутри;

2. Достигается знание «Я» и устанавливается контроль над «не-я»;

8] 3. Могущество Эго, или Души, ощущается в повседневной жизни, и проявляются силы Души;

4. Подчиняется низшая психическая природа и демонстрируются высшие психические способности;

5. Мозг приводится в сопряжение с Душой и получает ее послания;

6. «Свет в голове» усиливается так, что человек становится живым Пламенем;

7. Отыскивается Путь, и человек сам становится этим Путем.

Следующие три столбца могут оказаться полезны Ученику, особенно если он будет помнить, что в средней колонке содержатся термины, применяемые к Душе, или второму аспекту. Объединение, которое должно быть достигнуто, — это объединение третьего и второго аспектов. Оно завершается при третьем посвящении (в христианской терминологии — Преображении). В дальнейшем производится синтез объединенных третьего и второго аспектов с первым:

1-й Аспект 2-й Аспект 3-й Аспект Дух Душа Тело Отец Сын (Христос) Святой Дух Монада Эго Личность Божественное «Я» Высшее «Я» Низшее «я» Жизнь Сознание Форма Энергия Сила Материя Присутствие Ангел Присутствия Человек

Необходимо проводить ясное различие между Принципом Христа, высшим духовным аспектом, раскрыть который в себе должен каждый член рода человеческого, и тем же термином, применяемым к личности высокого ранга, представляющей этот Принцип, 9] будь то историческое упоминание о Человеке из Назарета или о ком-либо ином.

2. Это Объединение, или Йога, достигается через подчинение психической природы и обуздание активности читты, или ума.

Стремящийся к объединению должен сделать две вещи:

1. Добиться контроля над «изменчивой психической природой»;

2. Воспрепятствовать уму принимать многочисленные формы, что он с такой легкостью делает. Обычно их называют «разновидностями мыслящего принципа».

Выполнением этих двух пунктов осуществляется контроль над эмоциональным телом и, тем самым, над желанием и контроль над ментальным телом и, тем самым, над низшим манасом, или умом. Ученику следует помнить, что неконтролируемое желание и неупорядоченный ум преграждают доступ свету Души и отвергают Духовное сознание. Пока существуют эти преграды, объединение невозможно, и поэтому Учитель направляет внимание учащегося (в начале его наставления) к требуемой практической работе по высвобождению этого света так, чтобы он мог «Воссиять во тьме», то есть на физическом плане. Следует иметь в виду, что, оккультно говоря, когда низшая природа находится под контролем, она может проявлять высшую. Когда подчиняется, или трансмутируется, второй аспект низшего личностного я, эмоциональное тело, то видится свет Христа (второй эгоический аспект). Впоследствии в его 10] свете проявляется Монада, Отец, Единый. Равным образом, когда обуздывается первый аспект низшего личностного я, ментальное тело, узнается аспект Воли Эго, и через его активность познается цель самого Логоса.

В духовной жизни существуют определенные линии наименьшего сопротивления, и по ним высвобождаются определенные силы, или энергии.

а. Эмоциональные Интуитивные, Монадические направленные

или к сердцу

Буддхические стремящегося

б. Ментальные Духовные, Логоические направленные

или к голове

Атмические стремящегося

Поэтому учащемуся дается СЛОВО обуздания, или контроля, служащее ключом ко всем его устремлениям.

Читта — это ум, или вещество ума, ментальное тело, способность мыслить и создавать мыслеформы, общая совокупность ментальных процессов; из этой материи под управлением Эго, или Души, создаются мыслеформы.

«Психическая природа» — это кама-манас (желание-ум), эмоциональное, или астральное, тело, слегка окрашенное умом; это материал, в который облекаются все наши желания и чувства. Они выражаются именно с его помощью.

Эти два типа субстанции имеют свои собственные линии эволюции, которым они должны следовать и следуют. Согласно логоическому плану, духи, или божественные искры, заточаются в них, будучи вначале привлеченными к ним благодаря взаимодействию духа и материи. Через установление контроля над перечисленными субстанциями и обуздание их инстинктивной активности эти духи приобретают опыт и в конечном итоге достигают освобождения. Тем самым осуществляется воссоединение с Душой. 11] Это воссоединение познается и переживается в физическом теле, на плане самого плотного проявления, посредством сознательного разумного контроля над низшей природой.

3. Когда ученик, или Йогин, совершает это объединение, он узнает себя таким, каков он есть в Реальности.

Это можно описать следующим образом: человек, знающий условия и исполнивший их, как указано в предыдущей Сутре:

1. Видит «Я»;

2. Осознает истинную природу Души;

3. Отождествляет себя с внутренней Реальностью, а не с вводящими в заблуждение формами;

4. Пребывает в центре, а не на периферии;

5. Достигает Духовного сознания;

6. Пробуждается к распознанию Бога внутри.

В трех вышеприведенных Сутрах ясными и определенными терминами описываются метод и цель и подготавливается почва для последующих более подробных инструкций. Стремящийся видит свою проблему, ему дается ключ к ее решению, и наградаединство с Душой — проявляется перед его ищущим взором.

Его предыдущую стадию кратко описывает следующая Сутра.

4. До этого Внутренний человек отождествлял себя со своими формами и их активными разновидностями.

Формы эти являются упомянутыми в различных переводах разновидностями, демонстрирующими трудно уловимую истину о бесконечной делимости атома; они представляют собой вуалирующие 12] оболочки и быстро меняющиеся трансформации, которые препятствуют проявлению истинной природы Души. Это внешние покровы, которые мешают воссиять внутреннему Богу и которые оккультно именуются «бросающими тень на лик Солнца».

Врожденная природа жизней, составляющих эти активные изменчивые формы, до сих пор оказывалась слишком грубой для Души (Христа внутри, как ее определяет христианин) и препятствовала полному выражению сил Души. Инстинктивные силы «животной души», или способности той совокупности жизней, что образуют оболочки, или тела/, заточают Реального человека и ограничивают его мощь. Эти жизни представляют собой разумные единицы, находящиеся на инволюционной дуге развития и стремящиеся к самовыражению. Их цель, однако, отлична от цели Внутреннего Человека, и они мешают его прогрессу и самореализации. Он становится «впутанным в их активность» и должен освободить себя из их плена прежде, чем вступит в свое наследство, обретя могущество, спокойствие и блаженство. Он не может достичь «меры полного возраста Христова» (Ефес. 4:13), пока не добьется должных изменений, пока формы не будут трансформированы, их активность не успокоится, а их неугомонность не утихнет.

Ученик вынужден учитывать природу этого аспекта развития, который протекает параллельно с его собственным. После правильного 13] уяснения этой проблемы приходит осмысление той практической работы, которая должна быть сделана, и начинающий Йогин может приступить к своей работе.

Низшие формы находятся в постоянной и непрестанной активности, бесконечно принимая формы импульсивных желаний, или динамических ментальных мыслеформ, и только тогда, когда это «формотворчество» приводится под контроль и хаотичное волнение низшей природы утихает, для внутренней управляющей сущности наступает возможность освободиться от рабства и наложить свою вибрацию на низшие разновидности.

Это достигается с помощью концентрации — сосредоточенного усилия Души, направленного на то, чтобы удерживать в устойчивом положении наблюдателя, или того, кто старается видеть и осознавать. Когда ученик сумеет это сделать, «спектакль» быстро меняющихся мыслеформ и желаний замирает, и он может видеть царство Души, истинное поле душевного знания, и контактировать с ним.

5. Существует пять разновидностей состояния ума, они привязаны к удовольствию и страданию; они бывают болезненные или не болезненные.

В оригинале нет слова «удовольствие»; передаваемая мысль в более технических терминах обычно переводится словом «не болезненный». И все же подразумевается мысль о том, что помехи в реализации воссоединения вызваны парами противоположностей. Учащийся должен помнить, что в этой Сутре рассматривается читта, или вещество ума, подверженная видоизменениям до тех пор, пока ее изменчивость и активность являются доминирующими факторами. Ученик не должен упускать из виду тот факт, 14] что мы имеем дело с низшей психической природой, термином, применяемым в оккультизме к процессам, касающимся низшего ума, а также к астральным, или эмоциональным, реакциям. Всякая активность низшей природы — это результат активности кама-манаса (или низшего ума, слегка окрашенного чувством), желания-воли низшего человека. Цель Раджа Йоги состоит в том, чтобы заместить эти импульсы целенаправленными сознательными действиями Души, или Духовного человека, чья природалюбовь, чьи действия исполнены мудрости (в оккультном понимании) и чей мотив — групповое совершенствование. Таким образом, реакция, называемая страданием, должна быть трансцендирована, как и та, что именуется удовольствием, так как обе они — следствие отождествления с формой. Им на смену должна прийти непривязанность.

Интересно отметить, что разновидностей внутреннего органа — ума — пять. Манас, или ум, активизирующий принцип читты, или вещества ума, это пятый принцип, и как всё в природе, он проявляется как двойственность. Эту двойственность составляют:

1. Низший конкретный ум, демонстрирующийся в активности ментального тела;

2. Абстрактный ум, демонстрирующийся как низший аспект Эго.

В микрокосме, человеке, эта двойственность становится тремя разновидностями пятого принципа на ментальном плане, и в них мы имеем в миниатюре картину макрокосмического проявления. Эти три разновидности таковы:

1. Ментальный постоянный атом, низший аспект духовной Триады, или Души;

2. Эгоическое тело, каузальное тело, или Карана Шарира;

15] 3. Ментальное тело, высший аспект низшего личностного «я».

Само ментальное тело имеет пять разновидностей, или активностей, являясь отражением, или соответствием, пятого принципа, как он проявляется на пятом плане, ментальном. Эти разновидности являются низшей тенью манаса (или ума в

Скачать:TXTPDF

Свет души. Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли Йога читать, Свет души. Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли Йога читать бесплатно, Свет души. Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли Йога читать онлайн