в состоянии осознавания постоянно, в течение всего дня. Умение привлекать актом воли ресурсы Эго, постоянное осознавание себя Сыном 263] Божьим, воплощенным на физическом плане, и умение, в случае необходимости, привлекать могущество и силу Души — вот что будет в конечном итоге достигнуто каждым стремящимся! Но вначале, однако, должна быть закреплена привычка постоянно осуществлять контроль, а также развит навык мгновенно обуздывать видоизменения мыслящего принципа, что обеспечит достижение этого желанного состояния бытия.
12. Когда сдерживающее ум усилие и обусловливающую воплощение Силу удается сбалансировать между собой, наступает состояние однонаправленности.
Употребляемый здесь санскритский термин трудно объяснить ясно. Представление о рассматриваемом состоянии ума до некоторой степени передают термины: однонаправленное, целеустремленное, фиксированное, синтезированное, совершенно сосредоточенное.
Стремящийся преднамеренно в это время не сознает все состояния ума, относящиеся к трем мирам. Его внимание сосредоточено на определенном объекте и главным образом на той Реальности, или субъективной Жизни, что скрыта формой объекта. Он также не сознает себя, Мыслителя, или Познающего, и только то, что созерцается, осознается в истинном смысле. Это негативный аспект этого состояния.
Однако будем помнить, что само это ментальное состояние очень активно, так как воспринимающее сознание осведомлено об изучаемом объекте самым исчерпывающим образом. Ему открываются как сумма качеств, аспектов объекта и его вибрация, так и Сущностная Центральная энергия, которая вызвала к проявлению 264] именно этот объект. Это открывается просветляющим Светом ума, устойчиво направленным на данный объект. Воспринимающее сознание понимает также свою тождественность с Реальностью, находящейся за этой формой. Это истинно оккультное осознование, но не столько осознавание самого объекта, сколько осознавание Единства, или тождественности, с Жизнью, которую он скрывает.
Само по себе это состояние двойственно, но не в общепринятом смысле. Однако существует и еще более высокое состояние сознания, когда осознается Единство Жизни во всех формах, а не только единство с Жизнью в одном отдельном объекте.
13. С помощью этого состояния познаются аспекты каждого объекта; познаются и осознаются его особенности (или форма), его символическая природа и его специфическое использование в условиях времени (стадия развития).
Каждая форма божественного проявления имеет три аспекта и потому воистину создана по образу Божьему, со всем божественным потенциалом. В человеческом царстве это узнается, но это одинаково справедливо по отношению ко всем формам. Истинно сосредоточенный Йогин улавливает эту тройственную природу, он видит все три аспекта как они есть, в то же время понимая, что они составляют единое целое. В своем комментарии Джонстон описывает рассматриваемые идеи так:
«…мы получаем двойственное видение объекта, видя одновременно все его индивидуальные особенности и его сущностный 265] характер, род и вид; мы видим его, каким он является сам по себе, и в соотношении с Вечным».
Эти три аспекта любопытным образом охватывают три аспекта уравнения времени, или отношения объекта со своим окружением.
1. Особенности формы. Эта фраза подразумевает вещественные, внешние аспекты рассматриваемой формы. Имеется в виду материальная сторона проявляющейся идеи; то, с чем можно контактировать с помощью чувств, вначале рассматривается, а затем оставляется без внимания. Форма является результатом прошлого, и обусловленные точкой эволюции ограничения распознаются. Каждая форма несет в себе свидетельство предыдущих циклов, что можно видеть в:
а) Скорости ее вибрации,
б) Природе ее ритма,
в) Объеме Света, которому она позволяет проявиться,
г) Ее оккультном цвете.
2. Символическая природа. Каждый объект — это всего лишь символ Реальности. Различие в развитии форм, которые символизируют, или воплощают, эту Реальность, является гарантией того, что когда-нибудь в будущем все символы достигнут цели своей миссии. Символ — это воплощенная идея, детальная проработка в объективном существовании какой-либо Жизни. Это аспект сознания, и в каждом символе, или форме, скрыты два великих откровения:
266] а) Откровение полного осознавания, или появление отклика на контакт. Этот отклик в одних формах еще не проявился, в других проявился частично, но в результате он может принести и принесет раскрытие полного осознавания.
б) Откровение того, что, в свою очередь, скрывается за Аспектом Сознания (вторым аспектом). Раскрытие Души ведет к проявлению Единой Жизни. Проявление Сына Божьего ведет к познанию Отца. Излияние Света высшего «Я» через посредство низшего «я» вызывает откровение Божественного, или Духовного, «Я». Порода содержит алмаз, и когда порода обнаружит спрятанную драгоценность и работа по огранке и шлифовке будет завершена, то великолепие драгоценности станет очевидным. Когда растущий лотос достигает зрелости, цветок распускается, и в центре его лепестков становится видна «Драгоценность в Лотосе» (Ом Мани Падме Хум).
Символический аспект существует во всех формах, и будь он символом атома вещества, минерала или дерева, животного или «формы Сына Божьего», в нем будет найдена скрытая драгоценность Первого Аспекта. Она обнаружит свое присутствие через качество сознания в том или ином из его многочисленных состояний.
3. Специфическое использование в условиях времени. Когда Йогин однонаправленно сосредотачивается на форме, или объекте, медитирует на его качество (субъективный аспект, или символическую природу) и созерцает Жизнь, скрытую формой, но свидетельствующую о себе как причина существования сознания, 267] он становится осведомлен о нынешней стадии развития этого объекта, и, следовательно, с помощью интуиции, прошлое и настоящее интуитивно узнаются.
Теперь даже начинающему ученику будет ясно, что если медитация в трех ее вышеупомянутых стадиях проводится правильно, то вся совокупность Знания становится доступна Йогину, Вечное Сейчас осознается как факт природы и разумное сотрудничество с эволюционным Планом в процессе познания становится возможным. Служение тогда базируется на полном Понимании.
14. Особенности каждого объекта бывают проявленными, проявляющимися и скрытыми.
В этой Сутре проясняется почти та же идея, что и в предыдущей. Все особенности имеют относительное значение во времени и в пространстве. Цель одна, первопричина одна, однако, ввиду разницы в скорости вибрации Семи Великих Дыханий, или потоков божественной энергии, каждая Жизнь, порожденная ими, отличается от других и является особой. Стадии развития Семи Владык Лучей неодинаковы. Раскрытие Жизни различных Планетарных Логосов, или Семи Духов перед Престолом Господним, неодинаково, и поэтому атомы Их тел, или Монады, из которых состоят Их проводники, также неодинаковы в степени своего развития.
Тема эта обширна и здесь может быть лишь слегка затронута. В поисках информации учащимся будет интересно исследовать другие представления Единой Истины о Великих Жизнях, Кем мы 268] «живем и движемся и существуем». Их можно изучать под следующими именами:
1. Семь Лучей,
2. Семь Духов перед Престолом,
3. Семь Планетарных Логосов,
4. Семь Великих Владык,
5. Семь Вечностей,
6. Семь Эманаций,
7. Семь Праджапати, —
а также под другими, менее известными терминами, и много Света можно привлечь таким способом.
В рассматриваемой форме (учитывая специфическую точку развития или отсутствие развития) познающему открываются:
а) Общая сумма приобретенного. То, что дало прошлое. Полный аккорд, который Душа рассматриваемого объекта способна пока издать.
б) Особый диапазон качеств из этой суммы приобретенного, проявляемый Жизнью посредством данной конкретной формы. В достигнутом аккорде это нота настоящего, которую решила озвучить Душа объекта.
в) То, что скрыто и возможно. Двойное знание, открывающее, во-первых, пока еще скрытые возможности, которые должны раскрыться посредством созерцаемой формы, и, во-вторых, скрытые возможности, способные раскрыться в нынешнем мировом цикле посредством ряда различных форм. Это относится к будущим достижениям, которые позволят и самому Йогину издать совершенный аккорд в конце великого эволюционного цикла.
15. Стадия развития является причиной ряда видоизменений пластичной психической природы и мыс-лящего принципа.
269] Это самый общий пересказ рассматриваемой идеи, и, по сути, он подытоживает весьма трудные для понимания идеи, выраженные предыдущими Сутрами. В последующих Сутрах (до конца Книги III) приводятся результаты медитации. В предыдущих Сутрах рассматривались помехи и трудности, которые надо преодолеть, прежде чем будет возможна истинная медитация. Эта Сутра дает ключ к их преодолению и проясняет разницу между стремящимися на Пути. Определение своего приблизительного места на лестнице эволюции и осознание своих достоинств и недостатков — вот одно из самых полезных действий, какое только может совершить потенциальный стремящийся. Понимание достигнутой стадии и следующего шага, который должен быть предпринят, чрезвычайно важно для всякого истинного прогресса.
Джонстон переводит эту Сутру словами: «Разница в стадии служит причиной разницы в развитии», — и далее говорит: «Первая стадия — это саженец, гусеница, животное. Вторая стадия — растущее дерево, куколка, человек. Третья — роскошная сосна, бабочка, ангел…».
16. Благодаря сосредоточенной медитации на тройственной природе каждой формы достигается откровение того, что было и что будет.
270] Рассматриваемая Сутра суммирует предыдущие идеи, и интересно отметить, как этот первый значительный результат медитации возвращает нас непосредственно к истинным фактам божественного проявления, подчеркивая три аспекта, через которые выражает себя каждая Жизнь (от атома субстанции до Солнечного Логоса). Великий Закон Причины и Следствия и весь процесс Эволюционного раскрытия распознаются, и то, что есть, видится как результат того, что было. Аналогично, то, что произойдет в будущем, признается осуществлением причин, приведенных в действие в настоящем. Тем самым цикл развития видится как единый процесс в трех стадиях.
Три стадии в трех мирах человеческого раскрытия соответствуют трем измерениям, и учащимся будет интересно обнаружить эти аналогии применительно к различным тройственностям, помня, что Третий аспект (познающая субстанция), Святой Дух, или аспект Брахмы, соответствует прошлому (тут имеется намек относительно природы Зла), что Второй аспект (сознание), Христос, или аспект Вишну, связан с настоящим, и что только будущее откроет природу Духа, Высший аспект, или аспект Отца. Благодаря сосредоточенной медитации мышление в этом направлении прояснится, а чувство пропорции и истинных ценностей применительно к настоящему моменту времени возрастет. Появится также распознавание связи всех Жизней друг с другом, а жизнь стремящегося стабилизируется и упорядочится таким образом, что прошлая Карма урегулируется, а возможная будущая Карма нейтрализуется и процесс освобождения пойдет быстро.
17. Звук (или Слово), то, что он обозначает (объект), и воплощенная Духовная сущность (или Идея) обычно смешиваются в уме Воспринимающего. Благодаря сосредоточенной медитации на этих трех аспектах достигается (интуитивное) понимание Звука, издаваемого всеми формами Жизни.
271] Это одна из самых важных Сутр в книге и она содержит ключ к цели всего медитативного процесса, которая заключается в том, чтобы раскрыть Воспринимающему, или Духовному человеку, истинную природу «Я», Второй аспект, и соответствия второму аспекту во всех дочеловеческих формах жизни, а также установить связь между ним и вторым аспектом во всех сверхчеловеческих формах. Следовательно, она касается субъективной стороны всего проявления и имеет дело с силами, которые составляют аспект сознания в каждой форме, и относятся к принципу Христа, или Буддхическому принципу, являясь прямой причиной объективного проявления и откровения Духа через посредство формы.
Это АУМ. Вначале дуновение Жизни, затем Слово — и возникло все Сущее.
И пока Великое Существование, являющее собой совокупность всех форм и всех состояний сознания, продолжает произносить космическое АУМ, до тех пор и будет существовать объективная материальная Солнечная система.
Чтобы прояснить эту мысль, необходимо помнить следующие синонимы:
I. ДУХОВНАЯ