Скачать:TXTPDF
Свет души. Йога Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли

из пяти планов обладает своим выдающимся качеством, и этим качествам соответствуют пять физических чувств.

План Природа Чувство Центр Земной Физическая Обоняние Основание

Позвоночника Астральный Эмоциональная Вкус Солнечное Сплетение Манасический Ментальная Зрение Головной Буддхический Интуитивная Осязание Сердечный Атмический Духовная Звучание Горловой 343] Как указывалось в Трактате о Космическом Огне, степень раскрытия этих чувств и их соответствий зависят от точки эволюции человека, и то же самое утверждала Е.П. Блаватская в связи с перечислением принципов.

Таким образом, рассматриваемая Сутра применима как к овладению каждым планом, так и к власти над элементами, из которых данный план состоит. Она касается подчинения и использования всех тонких оболочек, через посредство которых человек контактирует с планом, или специфической скоростью вибрации.

Ганганатха Джха в своем компетентном комментарии говорит:

«Специфические качества, то есть звук и все остальные чувства, которые принадлежат земному плану, вместе со свойствами формы и всего остального, называются «грубыми». Это первый вид элементов. Второй вид — это их соответствующая общая характеристика: форма для земли, вязкость для воды, теплота для огня, скорость для воздуха и вездесущность для акаши. Особыми видами для этих общих видов являются звук и все остальные». Его перевод сорок четвертой Сутры аналогичен всем другим, за исключением перевода Джонстона, который гласит:

«Владычество над элементами приходит от Саньямы на грубости, характере, тонкости, сопутствовании и полезности».

1. Грубость, грубая природа.

Звук и другие чувства, как они выявляются на физическом плане. Мы должны помнить, что этот план является грубой совокупностью всех других. Дух есть материя в его наинизшей точке.

2. Характер, основной вид.

344] Природа специфических характеристик элементов.

3. Тонкость, или качество.

Базовая атомная субстанция любого из элементов. Та, что производит феноменальные следствия. Именно она лежит в основе всякого чувственного восприятия и в основе всех пяти чувств. Синонимом выражения «тонкая форма» является слово «танматра».

4. Сопутствование, или вездесущность.

Это всепроникающая природа каждого элемента; его неотделимость. Это общая сумма присутствия в нем трех гун: тамаса, раджаса и саттвы. Каждый элемент, в соответствии с его местом в проявленной схеме, характеризуется инертностью, активностью или ритмом. Они неотъемлемо присущи субстанции. Различается лишь скорость вибрации. Каждому элементу имеется соответствие на каждом плане.

5. Полезность, или базовая цель.

Это правильное использование каждого элемента в великой работе эволюции. Буквально, это могущество, скрытое в каждом атоме субстанции, которое движет его (через все царства Природы) к самовыражению и позволяет ему выполнять свою работу во времени и пространстве, направляясь к конечному осуществлению.

Когда посредством сосредоточенной медитации на пяти различных видах всех элементов познающий достигает знания всех их качеств, характеристик и природы, то он может разумно сотрудничать с Планом и стать Белым магом. В настоящее время большинство из стремящихся способны достичь знания лишь трех из 345] указанных видов, и в «Свете на Пути» об этом упоминается в словах: «Вопрошай у земли, у воздуха и у воды, какие тайны они хранят для тебя. Твои пробужденные внутренние чувства сделают тебя способным вопрошать».

45. С помощью этой власти приобретается способность уменьшаться и другие сиддхи (или способности), а также телесное совершенство и свобода от всех препятствий.

В конце каждой из данных трех книг трактата по Раджа Йоге есть Сутра, подытоживающая результаты и дающая преданному, познающему стремящемуся видение возможного. Вот они:

«Так сознание Йогина расширяется от бесконечно малого до бесконечно большого, от ану (атома, или частицы) до Атмы (или Духа) его знание становится совершенным» (Книга I, Сутра 40.).

«Результатом применения всех этих средств является полное подчинение органов чувств.» (Книга II, Сутра 55.).

«С помощью этой власти приобретаются способность уменьшаться и другие сиддхи (или способности), а также телесное совершенство и свобода от всех препятствий» (Книга III, Сутра 45.).

Из них становится ясно, что сначала приобретается видение и внутреннее осознание Бога; затем — полное подчинение низшей природы и контроль чувств и их органов, так что это осознание становится фактом в опыте физического плана, и наконец достигается проявление этого контроля через раскрытие определенных способностей.

346] Вся четвертая книга рассматривает великое достижение, происходящее из трех вышеуказанных результатов и вызывающее:

1. Прекращение страданий и тяжестей Пути. (Сутра 30).

2. Обретение всей совокупности Знания, существующего в Бесконечности. (Сутра 31).

3. Переход в Вечность. (Сутра 33).

4. Возвращение сознания к Центру, его породившему. (Сутра 34).

В связи с рассматриваемой нами Сутрой отметим, что восемь сиддхи, или психических способностей, часто называются восемью совершенствами, и вместе с двумя другими составляют десять совершенств, относящихся к низшему человеку. Способности эти следующие:

1. Способность становиться мельчайшим …анима. Способность Йогина уменьшать свое «Я» до размеров атома, отождествлять себя с мельчайшей частью Вселенной, узнавая, что «я» атома едино с ним. Она объясняется тем, что Анима Мунди, или Душа Мира, простирается повсюду, охватывая все аспекты божественной Жизни.

2. Способность становиться огромным… махима. Способность расширять свое сознание, тем самым входя в большее Целое так же, как и в его мельчайшую часть.

3. Способность становиться тяжелым… гарима. Она относится к весу, массе и имеет дело с Законом Тяготения, аспектом Закона Притяжения.

4. Способность становится легким… лагхима. Способность, 347] лежащая в основе феномена левитации. Это умение адепта нейтрализовать силу притяжения планеты и покидать Землю. Она является противоположностью третьей сиддхи.

5. Способность достигать цели… прапти. Умение Йогина добиваться своей цели, направлять свое осознание в любое место, достигать всего, чего он хочет, и пребывать там, где хочет. Ясно, что она применяется на всех планах в трех мирах, впрочем, как и все сиддхи.

6. Способность демонстрировать несгибаемую волю. . . пракамья. Иногда она описывается как верховная власть и является той неодолимой силой, которой обладает каждый адепт, благодаря которой он осуществляет свои планы, достигает желаемого и совершает то, что наметил. Именно это качество является отличительным признаком как Черного, так и Белого мага. Но неотвратимо и с наибольшей силой оно демонстрируется на том плане в трех мирах, который отражает Аспект Воли Божества, то есть на ментальном плане. Когда Йогин употребляет силу Воли, все элементы подчиняются ей.

7. Творческая способность… ишатва. Это способность адепта управлять элементами в их пяти видах, создавать с их помощью объективную реальность и тем самым творить на физическом плане.

8. Способность повелевать… васитва. Когда маг контролирует изначальные силы природы, он использует эту способность. Она лежит в основе Мантра Йоги, Йоги Звука, или творческого Слова. Творческая способность, седьмая сиддхи, касается элементов и такого их оживления, что они становятся «причинами, создающими 348] следствия». Восьмая сиддхи касается способности Слова приводить строительные силы природы в такую согласованную активность, в результате которой создаются формы.

В результате раскрытия восьми способностей появляется девятая, телесное совершенство, так как адепт может выстроить проводник для своих нужд и может сделать его таким, как пожелает, и посредством этого добиться исполнения своей задачи. И наконец десятая способность предстает в ее полном проявлении, и никакая форма уже не представляет помех, или препятствий, при исполнении воли Йогина. Он освобождается от формы и ее качеств.

46. Симметрия формы, красота цвета, сила и твердость алмаза составляют телесное совершенство.

Хотя многие комментаторы придают этой Сутре чисто физическое толкование, заключающаяся в ней концепция гораздо шире. В тщательно подобранных терминах (при их буквальном переводе не хватает выразительности, чтобы полностью передать идею) она описывает для нас состояние Третьего Аспекта, или аспекта формы, через который проявляется Второй Аспект, или аспект Христа. Третий Аспект сам по себе троичен, хотя и образует одно связное целое. Поэтому и употребляется четыре термина для выражения этого низшего личностного «я». Оккультист никогда не считает важным плотный физический проводник. Он считает эфирное тело истинной формой, а плотное — просто материалом, используемым для заполнения этой формы. Эфирное тело является истинной реальной формой, каркасом, строительной арматурой, которой неизбежно соответствует плотное тело. 349] Эта форма должна быть симметричной, то есть построенной в строгом соответствии с расчетом и замыслом, и ее основным отличием должна быть геометрическая точность всех ее частей. Хорошо известно, что эмоциональное, или астральное, тело отличается цветовой насыщенностью, и в зависимости от стадии раскрытия цвета/ его будут или прекрасными, чистыми и прозрачными, или же грязными, темными и мутными. Когда астральное тело адепта исполнено сияющей красоты и в нем отсутствуют цвета низких вибраций, тогда высший аспект личностного «я», ментальное тело, начинает вибрировать в ответ на высший Аспект Духа — Волю, Могущество или Силу — любое из этих слов удовлетворяет. Сила, красота и форма — это отражения Могущества, Любви и Активности и являются характеристиками тела проявления каждого Сына Божьего, вступившего в Его царство. Тогда становится ясно, что четвертое определение передает идею Единства, согласованности трех, так что они могут действовать не раздельно и независимо, а составлять единое целое. Тем самым человек, будучи «созданным по образу Божию», является Тремя в Одном и Одним в Трех, как и Отец его Небесный.

Для передачи идеи сконцентрированной связующей силы переводчики используют два слова: алмаз и молния. Человеческое существо, принявшее высшее из всех наших планетарных посвящений, зовется «Алмазной Душой» — это человек, способный в совершенстве передавать чистый белый Свет и, кроме того, в равной степени отражать все цвета радуги, семь цветов спектра. 350] Его личность при этом зовется так же, так как она стала передатчиком внутреннего Света, или Сияния.

Термин «молния» столь же выразителен, присущим ей качеством передавая идею электрической силы. Все, что мы можем знать о Боге или человеке — это качество его энергии, демонстрирующееся в силе и активности, поэтому в Тайной Доктрине Высший аспект Божества называется Электрическим огнем.

47. Власть над чувствами обретается благодаря сосредоточенной медитации на их природе, присущих им атрибутах, эгоизме, вездесущности и полезной цели.

Сутра 44 главным образом рассматривала объективность и природу пяти состояний, которые принимает каждый элемент. Эта Сутра описывает субъективный, тонкий механизм, при помощи которого достигается контакт с формой и направление ее на определенные цели. Здесь мы имеем дело с Индриями, или чувствами, которые индусские философы подразделяют на десять, а не на пять. Они подразделяют пять чувств на две группы: сами органы чувств, как например, глаз, нос и т.д., и способности, дающие возможность глазу видеть, а носу обонять.

Таким образом, рассматривая эти чувства, учащийся исследует их в пяти аспектах, а также связь с их соответствиями на астральном и ментальном планах. Пять подразделений следующие:

1. Их природа. Он изучает каждое чувство в двух его состояниях: как внешний инструмент и как внутреннюю способность этого 351] инструмента отзываться на определенные вибрационные толчки. Он знает почему, например, орган чувств, называемый глазом, вибрирует в ответ на те толчки, которые создают состояние видения, но не в состоянии отзываться на вибрации, которые создают запах, или аромат. Следовательно, он различает чувства

Скачать:TXTPDF

Свет души. Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли Йога читать, Свет души. Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли Йога читать бесплатно, Свет души. Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли Йога читать онлайн