служении он будет воспринимать то, что ему необходимо; актом воли и в служении он применяет оккультные способности, но сам остается назависимым и свободным от всех кармических ограничений.
51. Необходимо полностью отвергнуть все обольщения всех форм бытия, даже небесных, так как продолжает существовать возможность возобновления связей со злом.
Перевод Рамы Прасады является просветляющим, и его стоит здесь процитировать. Он гласит:
«Когда управляющие божества манят, не должно быть ни привязанности, ни улыбки удовлетворения, ведь связь с нежелательным существованием возможна опять».
В интерпретации Двиведи идея раскрывается несколько иначе:
«Нужно обладать совершенным различением удовольствия или гордости, когда силы из различных мест влекут, так как возможно повторение зла».
Йогин, или ученик, достиг осуществления своей цели. Он освободился (благодаря бесстрастию и различению) от сетей формы и стал свободным. Но он должен быть начеку, так как: «Посему, кто думает, что он стои/т, берегись, чтобы не упасть». Жизнь форм еще манит к себе, и обольщения великой иллюзии всегда присутствуют. Освобожденная Душа должна отвернуть свой взгляд от влекущих «управляющих божеств» (тех жизней, которые в трех мирах образуют полную совокупность Жизни плана) и фиксировать его на более духовных аспектах, которые составляют Жизнь самого Бога.
Видя, что даже царство самой Души и так называемый «Голос Богов» скрывают в себе семена привязанности, и потому отвернувшись от всего, чего он добился, оставив позади все мысли о достигнутых совершенствах и развитых способностях, Сын Божий, Христос в проявлении, вновь устремляется вперед, к более высокой Цели. На каждой стадии Пути звучит приказ: «забывая заднее и простираясь вперед» (Филипп. 3.13), — и каждое новое 361] посвящение знаменует собой только начало нового цикла устремления.
Комментаторы этой Сутры указывают, что имеются четыре класса чела, или учеников:
1. Те, в ком Свет только начинает светить. Их зовут «исполняющими правила», и они только вступают на Путь. Это испытуемые, стремящиеся.
2. Те, в ком пробуждается интуиция и кто демонстрирует соответствующее развитие психических способностей. Это стадия большой опасности, потому что такие ученики склонны искушаться возможностью обрести могущество, которое появляется при обладании психическими способностями. Они склонны заблуждаться, считая эти психические способности признаками духовного роста и раскрытия. Однако это не так.
3. Те ученики, кто преодолел все влечения чувств и кого не может пленить аспект формы в трех мирах. Они покорили чувства и являются победителями природы формы.
4. Те, кто превзошел все перечисленное и твердо пребывает в истинном Духовном сознании. Это Просветленные, успешно прошедшие через семь ступеней просветления. (Смотри Книгу II, Сутру 27).
Если учащийся вникнет в Сутру 26 Книги III и изучит комментарий к ней, он составит себе некоторое представление о природе миров формы и об управляющих ими божествах, чьи голоса пытаются совлечь стремящегося с Пути и заманить в мир иллюзии. Ему будет небезынтересно сопоставить и сравнить первые 362] четыре класса перечисленных в ней духов с четырьмя типами учеников. Всё в трех мирах — это отражение того, что находится в небесных сферах, и многое можно понять благодаря осознанию великого герметического афоризма: «Как наверху, так и внизу». Это отражение и есть то, что является злом; эта обратная сторона Реальности формирует великую иллюзию, и сыны Божьи не должны касаться ее. Она становится злом только в отношении их, но ни в каком ином смысле. Формы жизни в этих мирах и жизни, оживляющие эти формы, хороши и правильны сами по себе и следуют своему собственному эволюционному пути, однако их непосредственная задача и их состояние сознания не синхронизируются с задачей и состоянием сознания эволюционирующего ученика, поэтому ему с ними не по пути.
52. Интуитивное знание развивается благодаря использованию различающей способности во время однонаправленного сосредоточения на мгновениях и их непрерывной последовательности.
Уже говорилось о том, что полное понимание Закона Циклов приводит человека к высокой степени посвящения. Закон Периодичности лежит в основе всех природных процессов, и его изучение выводит человека из мира объективных следствий в мир субъективных причин. Также было сказано, что само время — это просто цепь состояний сознания, и это справедливо в отношении и атома, и человека, и Бога. Именно эта истина лежит в основе великих систем ментальной науки и Христианской Науки на западе, а 363] также многих восточных философий. Данная Сутра дает ключ к связи между материей и умом, или между субстанцией и наполняющей ее Душой, и эту связь можно осознать, вникнув в слова индусского комментатора. Он говорит:
«Мгновение — это предельно малый отрезок времени, так же как атом — это предельно малый элемент субстанции. Иными словами, мгновение — это такой промежуток времени, за который атом покидает занимаемое им положение в пространстве и переходит в следующую точку. Последовательная цепь мгновений является этой непрекращающейся активностью».
Когда мы сможем осознать, что атом и мгновение это одно и то же и что позади них находится Осознающий, или Познающий, их обоих, мы получим ключ ко всем состояниям самого сознания и к природе энергии. Мы также достигнем понимания Вечного Сейчас и точно определим значение прошлого, настоящего и будущего. Как нам говорится в данной Сутре, этого можно добиться сосредоточенной медитацией на времени и единицах его измерения.
Уместно будет обратить здесь внимание на то, что различные виды сосредоточения, рассмотренные в третьей книге, подходят не каждому и могут применяться не всеми типами стремящихся. Существует семь основных типов людей, с их отличительными особенностями и природой, с определенными качествами, предрасполагающими их к неким определенным методам Пути Возвращения. Некоторые типы учащихся с математическим складом и склонностью к божественной геометрии, пространственным и временным концепциям будут мудро следовать методу развития 364] интуитивного знания, о котором говорится в данной Сутре; другим же это покажется слишком трудным, и они мудро обратятся к понятным им формам сосредоточенной медитации.
53. Из этого интуитивного знания рождается способность различать (все существа) и определять их вид, качества и положение в пространстве.
Трудностей с пониманием этой Сутры удастся избежать, если привести ее свободный пересказ.
«Благодаря развитию интуиции возникает точное знание источников проявленной жизни, ее характеристик, или качеств, и ее местонахождения внутри целого».
Благодаря изучению Йога Сутр становится ясно, что божественные тройственности находятся повсюду и что каждая форма, одушевленная Жизнью (а в проявленном мире нет ничего другого), познается как:
1. Жизнь. Жизнь Бога исходит из своего источника в виде семи потоков, эманаций, или «дуновений», и каждая форма в объективном мире — это выражение Жизни, выдыхаемой тем или иным потоком. Развитие интуиции позволяет Видящему понять природу жизни атома. Она подразумевается в слове «вид». Современный оккультист предпочел бы слово «луч», а христианин — «пневма», или Дух, но мысль одна и та же.
2. Сознание, или Душа. Все живые формы божественной Жизни сознательны, несмотря на то, что состояние сознания их всех неодинаково, от жизни атома субстанции, ограниченной и замкнутой, 365] какой она и должна быть, до Солнечного Логоса. Различные характеристики создаются состоянием сознательного отклика всех форм на своё окружение, экзотерическим и невидимым, плюс различиями, созданными:
а) Лучом,
б) Планом проявления,
в) Скоростью вибрации,
г) Точкой развития,
— и эти характеристики формируют качество, о котором говорится в Сутре. Оно представляет собой субъективный аспект, в отличие от объективного и сущностного.
Форма, или тело. Это экзотерический аспект, появляющийся из субъективного как результат духовного импульса. Положение в Пространстве — это та часть тела Небесного Человека, в которой находится рассматриваемый атом, или форма. Следует помнить, что, с точки зрения изучающего оккультизм, «пространство — это сущность» (Тайная Доктрина I. 583), и сущность эта — то же самое, что космический Христос, «тело Христово», о котором говорит Св. Павел в 1. Кор. 12.
Из этой Сутры становится очевидным, что освобожденный Йогин с развитой интуицией может знать всё обо всех формах жизни, а это подразумевает, что ему известны:
1. Вид 2. Качество 3. Положение в пространстве Луч Характер Место в теле Небесного Человека Дух Душа Тело Аспект жизни Сознание Форма Сущность Субъективная
природа Объективная форма 366] К такому Знающему мы можем отнести слова Учителя, труды которого хранятся в архивах Ложи:
«Ему, стоящему перед Искрой, пламя и дым видны одинаково.
Ему, хотя тень скрывает отражение, все же виден Свет.
Ему осязаемое лишь демонстрирует неосязаемое, и оба раскрывают Дух, тогда как форма, цвет и число громко издают Слово Бога».
54. Это интуитивное знание, которое является великим Освободителем, вездесущим и всеведущим, объединяет прошлое, настоящее и будущее в Вечном Сейчас.
Даже поверхностному читателю единственное, что неясно в этой Сутре, — это значение словосочетания: «Вечное Сейчас», и его невозможно постичь, пока не разовьется сознание Души. Что пользы среднему учащемуся, если ему сказать, что время это цепь последовательных состояний сознания и что переживание настоящего мгновенно теряется в прошлом и сливается с будущим? Сказать, что наступает время, когда зрение растворяется в видении, когда вся сумма жизненных ожиданий осуществляется в момент свершения, и это будет продолжаться вечно, а также указать на состояние сознания, в котором нет последовательности событий и нет цепи осуществлений, — значит изъясняться языком тайн. Тем не менее так все и происходит. Когда стремящийся достигает своей Цели, он узнает истинное значение своего бессмертия и истинную природу своего освобождения. Пространство 367] и время становятся для него бессмысленными понятиями. Только истинную Реальность видит он как Великую центральную жизненную силу, остающуюся неизменной и неподвижной в центре изменчивых, мимолетных, временных форм.
«Я есть», — говорит человек и рассматривает себя как «я», отождествляясь с изменчивой формой. Время и пространство для него — истинные реальности. «Я есть То», — говорит стремящийся и пытается познать себя тем, кто он воистину есть, живым Словом, частью Космической фразы. Для него больше не существует пространство, он узнает себя вездесущим. «Я есть то, что я есть», — говорит освобожденная Душа, освобожденный человек, Христос. Время и пространство перестают существовать для него; всеведение и вездесущность — его отличительные качества.
В своем комментарии к Сутре Чарльз Джонстон цитирует Св. Колумба, который говорит:
«Есть некоторые, хотя и немногие, кто милостью Божьей имеет дар: они могут видеть ясно и самым отчетливым образом, в одно и то же мгновение, как бы в едином луче Солнца, полный круг мира с его океаном и небом сокровеннейшей частью своего ума, чудесно расширенной».
Также будет полезным процитировать здесь краткий комментарий Двиведи, поскольку он хорошо изложен и сжато описывает достигаемое состояние сознания:
«В афоризме XXXIII данного раздела мы уже описывали природу тарака-джнаны — знания, спасающего от пут мира. Различающее знание, описанное здесь, имеет своим результатом тараку, 368] знание, являющееся Венцом и конечной целью Йоги. Оно относится ко всем объектам: от Прадханы (духа-материи. А.Б.) до бхутов (элементов, форм. А.Б.), а также ко всем состояниям