указывать, что употребление алкоголя и наркотиков, как и практика сексуальной магии, могут раскрывать и раскрывают астральное сознание, но это чисто астральная способность, и подлинный учащийся Раджа Йоги не должен иметь со всем этим никаких дел. Это часть раскрытия на Левом Пути. Обретение способностей Души благодаря интенсивному желанию (или огненному устремлению) и медитации обсуждалось в предыдущих книгах, и нет необходимости здесь останавливаться на этих методах.
2. Перенос сознания из низшего проводника в высший является частью Великого творческого и эволюционного процесса.
Это очень вольный перевод, но он передает ясную интерпретацию истины, которую необходимо уловить. Эволюция сознания и воздействие этого эволюционирующего сознания на проводники, через которые функционирует сознательная сущность — вот 382] полная сумма природных процессов, и с точки зрения познающей человеческой единицы процесс и его результат описывается тремя словами: перенос, трансмутация и трансформация.
Один из базовых законов в оккультном развитии и духовном раскрытии человека передается словами: «Каковы мысли в Душе его, таков и он», и к ним, как объяснение, можно присоединить восточный трюизм: «Энергия следует за мыслью». Насколько человек изменит свои желания, настолько он изменит себя; насколько он переключит свое сознание с одной цели на другую, настолько он переделает себя, и это справедливо для всех сфер и состояний, высших или низших.
Следствием сознательного переноса фокуса нашего мышления от низшей цели к высшей бывает приток энергии такого вибрационного качества, которое соответствует высшей задаче. Это вызывает изменение, или мутацию, оболочек мыслящего существа, они трансмутируются и переходят в состояние, адекватное мыслям или желаниям человека. В итоге происходит трансформация, и ясными становятся слова Св. Павла: «но преобразуйтесь обновлением ума вашего».
Измените направление своих мыслей, и вы изме/ните свою природу. Желайте только то, что истинно и справедливо, чисто и свято, и из этих энергий ваше сознание создаст новый проводник вместо прежнего — нового человека, «инструмент, пригодный для использования».
Перенос, трансмутация и окончательная трансформация производятся одним из двух методов:
383] 1. Медленный метод, метод повторяющихся жизней, жизненных опытов и физического воплощения, пока в конце концов движущая сила эволюционного процесса не поднимет человека, ступень за ступенью, по великой лестнице эволюции.
2. Более быстрый процесс, при котором с помощью таких систем, как описана Патанджали, и тех, которым учат хранители таинств всех религий, человек берет себя в руки и, подчиняясь установленным правилам и законам, собственными усилиями приводит себя к состоянию духовного раскрытия. Отметим, что эти три процесса приводят человека к посвящению, которое называется Преображение.
3. Описанные практики и методы не являются подлинной причиной переноса сознания, но способствуют устранению препятствий, подобно тому как пахарь подготавливает землю для посева.
Эта Сутра — одна из самых простых и понятных и нуждается только в небольшом комментарии.
Указанные практики относятся главным образом к:
1. Средствам устранения препятствий. (См. Книга I, Сутры 29-39). Как уже говорилось, этому способствуют:
а) Стойкое следование принципу,
б) Сочувствие ко всем существам,
в) Регулирование праны, или жизненного дыхания,
г) Устойчивость ума,
е) Очищение низшей природы,
ж) Понимание природы сновидений,
384] з) Путь преданности.
2. Способам преодоления препятствий. (См. Книга II, Сутры 2-33). Препятствия можно устранить при помощи:
а) Противоположного умственного настроя,
б) Медитации,
в) Развития правильного мышления.
Эти способы более конкретно осуществляют подготовку всего образа жизни к истинной практике Йоги и, когда применяются, приводят низшую природу в такое состояние, при котором более радикальные методы могут вызвать быстрые следствия.
Методы, относящиеся к восьми средствам Йоги (объединения), следующие: Заповеди, Правила, Позиция, или положение, правильный контроль жизненной силы, абстрагирование, сосредоточение, медитация и созерцание. (См. Книга II, Сутры 29-54, и Книга III, Сутры 1-12)
Следовательно, можно отметить, что практики большей частью относятся к той стадии в жизни стремящегося, когда он находится на Пути Испытания и Очищения, в то время как методы относятся к конечным стадиям этого Пути и к Пути Ученичества. Следование практикам и методам приводит к определенным изменениям в формах, занимаемых Реальным, или Духовным, человеком, но не являются главной причиной переноса его сознания в аспект Души из телесного аспекта. Этот великий перенос является результатом нескольких определенных причин, внешних 385] по отношению к природе тела. Причины эти такие: первая — божественное происхождение человека; вторая — внутри его форм в скрытом состоянии находится Христос, или сознание Души; третья — импульс эволюционного процесса продвигает Жизнь Бога во всех формах к ее наиболее полному выражению. Следует помнить, что, так как единая Жизнь Того, «Кем мы живем и движемся и существуем», движется к еще более великому достижению, то и клетки и атомы Его тела подвергаются соответствующему воздействию, стимуляции и развитию.
4. Сознание «я есть» ответственно за создание органов, благодаря которым человек обладает чувством индивидуальности.
Здесь мы имеем ключ к самому проявлению и причине появления всего. Пока сознание любого существа (солнечного, планетарного или человеческого) направлено вовне, к объектам желания, к чувственному существованию, к индивидуальному опыту и к жизни чувственного восприятия и наслаждения, до тех пор будут создаваться проводники, или органы, посредством которых можно удовлетворять желания, наслаждаться материальным существованием и воспринимать объекты. Это великая иллюзия, которая очаровывает сознание, и до тех пор, пока чары не утратят своего могущества, Закон Возрождения будет приводить вовне направленное сознание в проявление на плане материальности. Именно Воля к бытию и желание существования устремляет 386] вовне, к Свету, как космического Христа, действующего на материальном плане через посредство Солнечной системы, так и индивидуального Христа, действующего через посредство человеческой формы.
На ранних стадиях сознание «я есть» создает материальные формы, неадекватные для полного выражения божественных способностей. В процессе эволюции эти формы становятся все более подходящими, пока созданные «органы» не позволят Духовному человеку овладеть чувством индивидуальности. По достижении этой стадии приходит великое постижение иллюзии. Пробужденному сознанию становится очевиден тот факт, что в форме и чувственном восприятии, в направленности к внешнему нет подлинной радости или удовольствия, и благодаря этому закладывается начало новым усилиям, помогающим постепенному отходу от такой направленности к внешнему и абстрагированию Духа от формы.
5. Сознание едино, однако создает множество различных форм.
Здесь Патанджали дает базовую формулировку, которая не только может объяснить цель и причины проявления «Я» как такового, но и охватывает в одной короткой фразе состояние бытия Бога, человека и атома. Позади всех форм находится единая Жизнь; в каждом атоме (солнечном, планетарном, человеческом или элементарном) присутствует единое чувствующее существование; позади объективной природы, полной совокупности всех форм всех царств природы, находится субъективная Реальность, являющаяся по существу единым Целым, Единством, создающим разнообразное множество.
387] Однородность является причиной разнородности, Единый является инициатором множества. Учащийся воспримет это более четко, если последует золотому правилу, раскрывающему таинство творения, и изучит самого себя. Микрокосм раскрывает природу Макрокосма.
Он обнаружит, что, являясь Реальным, Духовным человеком, Мыслителем, единой Жизнью в своей маленькой системе, он отвечает за создание своего ментального, эмоционального и физического тела, трех своих низших аспектов, «тени» Троицы, тогда как его Дух, Душа и Тело являются отражениями трех божественных аспектов: Отца, Сына и Святого Духа. Он обнаружит, что является ответственным за формирование всех органов своего тела и всех клеток, из которых они состоят, и по мере более внимательного изучения свей ответственности узнает, что его сознание и жизнь наполняют собой несметное число крошечных, бесконечно малых жизней и потому ответственны за них; что он является причиной их скопления в органы и формы и причиной того, что эти формы поддерживают свое существование. Постепенно для него начнет раскрываться истинный смысл слов: «созданный по образу Божию». Его сознание «едино, однако создает множество различных форм» в его маленьком космосе, и что справедливо в отношении его, то справедливо и в отношении его великого прототипа — Небесного Человека, Планетарного Логоса, и так же справедливо в отношении прототипа его прототипа — Великого Человека Небес, Солнечного Логоса, Бога в проявлении через посредство Солнечной системы.
6. Среди форм, которые создаются сознанием, только те, что появляются в результате медитации, свободны от скрытой Кармы.
388] Формы — это результат желания. Медитация, когда она правильная, — это чисто ментальный процесс, куда нет доступа желанию. Формы — это результат идущего вовне импульса, или направленности. Медитация — это результат направленности вовнутрь, способности абстрагировать сознание от формы и субстанции и центрировать его внутри себя.
Форма — это результат, произведенный любящей и желающей природой сознающего существа; медитация — это производитель следствий и она связана с волевым, или жизненным, аспектом Духовного человека.
Желание производит следствия и органы чувствующего сознания, неизбежно приводя в действие Закон Причины и Следствия, Закон Кармы, который управляет отношением «форма — сознание». Правильно понятый и правильно выполняемый медитативный процесс влечет за собой удаление сознания Духовного человека от всех форм в трех мирах и его абстрагирование от всех чувственных восприятий и направленностей. При наступлении момента чистой медитации он освобождается от того аспекта Кармы, который производит следствия. Временно он абстрагирован настолько, что его совершенно сосредоточенное мышление не имеет отношения к чему-либо в трех мирах, не создает вибрации, направленной вовне, не связано ни с какой формой, не воздействует на субстанцию. Когда такая сосредоточенная медитация становится привычкой, повседневной нормой его жизни, 389] человек освобождается от Закона Кармы. Он становится осведомлен о все еще остающихся следствиях, которые придется отработать, и учится избегать создания новых, стараясь не предпринимать никаких действий, которые «создадут органы» в трех мирах. Он обитает на плане ума, упорствует в медитации, творит актом воли (а не беспомощно желая), являясь «свободной Душой», Учителем и освобожденным человеком.
7. Деятельность освобожденной Души свободна от пар противоположностей. Деятельность других людей бывает трех видов.
В этой Сутре учение, связанное с Законом Кармы, выражается в такой непривычной восточной манере, которая мало понятна западному учащемуся. Анализ значения этих слов и изучение комментария великого наставника Вьясы помогут прояснить смысл. Также следует помнить, что в четвертой книге мы имеем дело с сознанием высших ступеней, которого достигли те, кто следовал восьми средствам Йоги и обрел результаты медитации, подробно изложенные в Книге III. Такой Йогин является освобожденным человеком, свободным от обусловленности формами и сосредоточенным в сознании вне пределов трех миров человеческих устремлений. Он достиг царства чистой мысли и может беспрепятственно удерживать свое сознание свободным от желания. И поэтому, хотя он формулирует идеи и мысли, хотя он может выдерживать мощные медитации и может направлять и контролировать «видоизменения мыслящего принципа», он не создает 390] условий, которые могли бы увлечь его назад, в водоворот существования низшего плана. Он свободен от Кармы и не порождает никаких следствий, которые могли бы привязать его к Колесу возрождения.
Вьяса в своем комментарии указывает, что Карма (или действие) бывает четырех видов, которые описываются