Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Свет души. Йога Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли

из оболочек, через которые функционирует Душа, не обладает знанием себя; все они являются лишь каналами для 414] приобретения знания и прохождения жизненного опыта. Ум не знает самого себя, так как знание основывается на самосознании, и следовательно, не имея индивидуального сознания, невозможно заявлять: «Это я, я сам, а вот это — внешнее по отношению ко мне и, следовательно, не-я». Ум является всего лишь еще одним чувством, с помощью которого приобретается информация и открывается дальнейшее поле познания. Как уже сказано, он — не более чем инструмент, способный функционировать двумя способами: регистрируя контакты по одному из двух направлений и передавая это знание мозгу от Души или Душе от низшего человека. Над этим стоит подумать, и все человеческое стремление должно быть направлено к тому, чтобы привести этот инструмент в такое состояние, когда он может быть использован с максимальной пользой. Вот к чему призваны три последних средства Йоги. Но поскольку они уже обсуждались ранее, нет необходимости об этом распространяться снова.

21. Если допустить возможность познания ума (читты) отдельной его частью, то это бы означало появление бесконечного числа познающих, и последовавшие реакции памяти привели бы к бесконечной путанице.

Одним из неверных объяснений функций ума является утверждение о его способности отстраняться от себя самого и судить о себе как о чем-то постороннем. Тем самым он становится состоящим из противоречия отдельных частей, отличных друг от друга и продолжающих делиться, что приведет, если довести идею до логического завершения, к хаотическому состоянию. Все это получается из-за отказа некоторых ортодоксальных мыслителей 415] в философском и ментальном направлениях допустить возможность существования сущности, отдельной и отличной от ума, которая просто стремится использовать его в качестве средства получения знания. Проблема эта возникла главным образом из-за того, что Мыслитель не может быть познан до тех пор, пока не разовьется ум; его может чувствовать и ощущать мистик и преданный, но знать его (в обычном значении слова) невозможно до тех пор, пока не будет развит инструмент познания, ум. Вот здесь на помощь и приходит восточное знание и объясняет замечательную работу ментальных специалистов и христианских ученых. Они подчеркивали факт существования ума, индивидуального и универсального, и мы в большом долгу перед ними. Природа ума, его цель, контроль, его проблемы и процессы сегодня являются предметом общей дискуссии, тогда как ещё сто лет назад такого не было. Но вместе с этим остается большая путаница в результате нашей современной тенденции обожествлять ум и считать его единственным важным фактором. Восточная наука приходит нам на помощь, сообщая, что позади ума находится Мыслитель, позади восприятия — Воспринимающий, а позади объекта наблюдения — Тот, кто наблюдает. Этот Воспринимающий, Мыслитель и Наблюдатель, и есть бессмертное, вечное Эго, Душа в созерцании.

22. Когда Духовный Познающий, полностью освобожденный от объектов, отражается в материи ума, наступает осознание «Я».

Этот Духовный Познающий, который является подлинным 416] Человеком, Сыном Божьим, вечным на Небесах, известен под многими различными именами, в зависимости от школы мысли. Прилагаемый список синонимов будет полезен учащемуся, так как даст ему более широкое видение и включающее понимание, открывая ему тот факт, что описание Сынов Божьих, проявленных и непроявленных, можно встретить повсюду.

1. Духовный

Познающий 8. Внутренний

Правитель 15. Слово, ставшее Плотью 2. Душа 9. Второй аспект 16. АУМ 3. Сущность

Самосознательная 10. Второе Лицо 17. Мыслитель 4. Христос 11. Бог в воплощении 18. Наблюдатель,

Воспринимающий 5. «Я» 12. Сын Ума 19. Строитель Форм 6. Высшее «Я» 13. Божественный

Манасапутра 20. Сила 7. Сын Божий 14. Агнишватта 21. Обитатель в теле Эти и многие другие термины можно обнаружить в Писаниях и мировой литературе. Однако ни в одной книге природа Души, как макрокосмической (Космический Христос), так и микрокосмической (индивидуальный Христос), не показана так изумительно, как в Бхагавад Гите; три книги: Бхагавад Гита, Новый Завет и Йога Сутры, — содержат в себе полную картину Души и ее раскрытия.

23. Тогда вещество ума, отражающее как Познающего, так и познаваемое, становится всеведущим.

Эта Сутра является итоговой и подчеркивает тот факт, что ум, будучи недвижным и спокойным благодаря практике сосредоточения и медитации, становится отражателем «того, что наверху, и 417] того, что внизу». Он является передатчиком знания «Я» физическому мозгу человека в воплощении, а также передатчиком всего того, что познает и воспринимает «Я». Поле познания видится и узнается. Познающий является также Воспринимающим, и «восприятие всех объектов» становится возможным. Буквальной истиной становится то, что для Йогина ничто не остается скрытым или неизвестным. Информация обо всех объектах становится ему доступной, поскольку он обладает инструментом, который может использовать для того, чтобы выяснить то, что знает Душа в Царстве Божьем, сфере Духовной истины. Он может также войти в контакт и передать Душе то, что известно человеку в физическом воплощении. Таким образом, Познающий, поле познания и само знание сводятся воедино, и средством достижения этого единства является ум.

Это одна их великих стадий на Пути Возвращения, и хотя в должное время интуиция займет место ума и прямое духовное восприятие займет место ментального восприятия, все же эта стадия является продвинутой и важной и открывает дверь к непосредственному просветлению. Ничто не может теперь мешать нисхождению Духовной силы и Мудрости в мозг, поскольку вся природа низшего тройственного человека очищена и подчинена, а физическое, эмоциональное и ментальное тела образуют просто канал для божественного Света, составляя проводник проявления Жизни и Любви Бога.

24. При этом вещество ума становится инструментом «Я» и, отражая бесконечное множество умственных впечатлений, служит объединяющим фактором.

418] Духовному человеку ничего не остается делать с очищенным низшим «я», кроме как учиться использовать свой инструмент, ум, а через него направлять, контролировать и использовать два других тела. С помощью восьми средств Йоги он обнаружил свой инструмент, развил его и овладел им; теперь же он должен приступить к его активному использованию тремя способами:

1. Как проводник жизни Души;

2. В служении Иерархии;

3. В сотрудничестве с Планом эволюции.

В Книге I, Сутре 41 мы находим следующие слова: «У того, чьи вритти (разновидности субстанции ума) полностью контролируются, возможно состояние отождествления и сходства с тем, что осознается. Познающий, знание и поле познания становятся едины, подобно тому как кристалл вбирает в себя цвета того, что отражается в нем.» Здесь нам представлена картина того, что происходит с человеком, который овладел своим инструментом. В своем мозге, через ум, он регистрирует то, что Истинно и Реально; он становится осведомлен о природе Идеала, и каждую способность, которой он обладает, направляет к работе воплощения этого Идеала в объективном проявлении; он видит Славу грядущего Царства Божьего и жертвует все, что он имеет и чем является, для того, чтобы эту Славу могли увидеть все; он знает План, 419] так как он открылся ему в «тайном месте на Горе Божией», и он разумно сотрудничает с ним на физическом плане; он слышит Голос Безмолвия и подчиняется его указаниям, упорно работая над задачей проявления Духовной Жизни в мире, поклоняющемся материальным вещам.

Все это возможно для человека, который успокоил изменчивую психическую природу и овладел царской наукой Раджа Йоги.

В тайной литературе адептов имеются следующие строфы, в которых описывается состояние достигшего человека, ставшего Господином, а не слугой, победителем, а не рабом:

«Пятеричный обрел покой, но все же ходит в нашей сфере. То, что было плотным и темным, теперь сияет ясным чистым светом, и сияние изливается из семи священных лотосов. Он освещает мир и озаряет самые низкие места божественным огнем.

То, что было до сих пор беспокойным, бурным, как океан, вздымающимся, как штормовое море, лежит тихим и недвижным. Прозрачны воды низшей жизни и годны, чтобы предложить их жаждущим, идущим ощупью и плачущим от жажды.

То, что убивало и скрывало Реальность на протяжении многих нескончаемых эонов, само убито, и с его смертью обособленная жизнь окончена. Видится Единый. Слышится Голос. Узнается Реальность, мелькнуло Виде/ние. Искра Бога вошла в Пламя.

Самое темное место восприняло свет. Брезжит рассвет на Земле. Заря с высот струит свои яркие лучи в самый ад, и все становится Светом и Жизнью».

Затем перед освобожденным Йогином встает выбор. Он сталкивается с духовной проблемой, суть которой передана для нас в следующем фрагменте древнего эзотерического катехизиса:

420] «Что ты видишь, о освобожденный? — Множество страждущих, Учитель, рыдающих и взывающих о помощи.

Что ты будешь делать, о невозмутимый? — Вернусь туда, откуда я пришел.

Откуда пришел ты, божественный Странник? — Из самых низших глубин темноты, оттуданаверх, к свету.

Куда ты идешь, о Путник на восходящем Пути? — Назад, в глубины тьмы, прочь от дневного света.

Для чего этот шаг, о Сын Божий? — Чтобы собрать тех, кто спотыкается в темноте, и осветить их шаги на Пути.

Где же предел служению, о Спаситель людей? — Я не знаю, я спасаю до тех пор, пока хоть единый страждет: я стою позади и служу».

25. Состояние изолированного Единства (погруженности в истинную природу «Я») является наградой человеку, который способен различать между веществом ума и «Я», или Духовным человеком.

Состояние изолированного Единства должно расцениваться скорее как результат достижения особого состояния ума, чем как отделяющая реакция.

Вся медитативная работа, все моменты размышления, все подтверждающие проявления, все часы вспоминания своей истинной природы являются средствами, используемыми для того, чтобы отвлечь ум от низших реакций и стремлений и сделать привычным постоянное осознавание своей истинной божественной природы. При достижении этого осознавания необходимость в таких упражнениях отпадает и человек вступает в свое наследие. Изолированность, о которой здесь говорится, — это отрешенность «Я» от поля познания, включающая отказ «Я» от поиска 421] внешнего чувственного опыта и устойчивое пребывание в состоянии Духовного бытия.

Человек начинает сознавать себя Знающим и не связан больше, в первую очередь, с полем познания, как это было на ранних стадиях его раскрытия; не поглощен он и самим знанием, как это было на стадии ментального развития, относящейся к развитому человеку или ученику. Теперь он может различать между всеми тремя и больше не отождествляет себя ни с полем познания, жизнью в трех мирах через посредство трех проводников, и пяти чувств вместе с умом, ни с полученным знанием, ни с пережитым опытом. Он знает «Я», он отождествляет себя с истинным Знающим и поэтому видит вещи такими, как они есть, полностью отмежевавшись от мира чувственного восприятия.

Однако он делает это, продолжая оставаться человеческим существом на земле. Он участвует в решении земных проблем; он вовлечен в человеческую активность; он ходит среди людей, ест и спит, трудится и живет. Но все это время он находится «в мире, но

Скачать:TXTPDF

Свет души. Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли Йога читать, Свет души. Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли Йога читать бесплатно, Свет души. Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли Йога читать онлайн