двух низших выражений духовной Триады. В целях своей особой, специфической работы Нирманакайя «спит», не осознавая никаких состояний ниже третьего, или атмического, плана.
11. Память — это удерживание того, что было познано.
Память эта касается нескольких групп осознаний, активных или скрытых; она имеет дело с некоторыми совокупностями известных факторов, и их можно перечислить следующим образом:
24] 1. Мыслеобразы того, что осязаемо, объективно и что познано Мыслителем на физическом плане.
2. Кама-манасические (относящиеся к желаниям низшего ума) образы прошлых желаний и их удовлетворения. «Способность создавать мысленные образы» у среднего человека основана на его желаниях (высших или низших желаниях, вызывающих устремление или же приводящих к деградации, то есть тянущих вниз) и на познанном им удовлетворении желаний. Это одинаково справедливо как в отношении памяти, к примеру, любителя поесть, с его подсознательным образом некоего приносящего удовлетворение вкусного обеда, так и памяти ортодоксального святого, основывающейся на мысленно созданной им картине блаженного рая.
3. Активность памяти, которая является результатом ментальной тренировки, накопления собранных фактов, следствием чтения или обучения и которая не базируется исключительно на желании, но имеет в своей основе интеллектуальный интерес.
4. Разнообразные контакты, которые хранятся в памяти и осознаются исходящими от пяти низших чувственных восприятий.
5. Ментальные образы, скрытые в созидательной способности памяти, которые являются суммой полученных знаний и осознаний, вызванных правильным использованием ума как шестого чувства.
Все эти формы, порождаемые способностью памяти, нужно уметь отбросить и более не удерживать; их надо признать разновидностями ума, мыслящего принципа, и, следовательно, частью той изменчивой психической природы, которую следует укротить прежде, чем Йогин сможет надеяться достичь освобождения от ограничений и от всякой низшей активности. В этом цель.
25] 6. Наконец (нет нужды перечислять более сложные подразделения), память включает также накопленный опыт, полученный Душой во многих воплощениях и хранимый в истинном сознании Души.
12. Контроль над этими разновидностями внутреннего органа, или ума, достигается через неустанное усилие и развитие непривязанности.
Несколько кратких пояснений — вот и все, что нужно для Сутры, столь легкой для понимания, как эта.
Интеллектуально ее смысл ясен; на практике же ее трудно исполнить.
1. Внутренний орган — это, конечно, ум. Западному мыслителю следует помнить, что восточный оккультист не рассматривает органы как органы физические. Причина состоит в том, что физическое тело в его плотной, конкретной форме не считается принципом, но просто осязаемым результатом активности реальных принципов. Органы, оккультно говоря, — это такие центры активности, как ум, различные постоянные атомы и центры силы в различных оболочках. Все они имеют свои объективные «тени», или следствия, и эти результирующие эманации и есть внешние физические органы. Мозг, к примеру, это «тень», или внешний орган, ума, и исследователь обнаружит, что содержимое мозговой оболочки соответствует аспектам человеческого механизма, находящимся на ментальном плане. Последнее утверждение следует 26] подчеркнуть; оно содержит намек тем, кто способен извлечь из него пользу.
2. Неустанное усилие буквально означает постоянную практику, непрестанное повторение и непрекращающиеся усилия наложить новый ритм на старый и стереть глубоко укоренившиеся привычки и видоизменения, заменяя их впечатлениями с плана Души. Йогин, или Учитель, — это результат терпеливой стойкости; его достижение — это плод постоянных усилий, основанных на разумной оценке работы, которая должна быть исполнена, и цели, которая должна быть достигнута, а не на судорожном энтузиазме.
3. Непривязанность — единственная вещь, которая в конце концов приводит все чувственные восприятия к исполнению своих законных функций. Благодаря непривязанности к тем формам знания, с которыми человека приводят в контакт чувства, они окончательно теряют свою власть над ним. Наконец наступает время, когда он освобождается и становится хозяином своих чувств и всех чувственных контактов. Это не подразумевает состояния, когда они атрофируются и становятся бесполезны, но предполагает такое их состояние, когда они становятся полезными Йогину, когда он пользуется ими сам решая, где и как их применить. Он употребляет их по мере роста его эффективности в групповом служении и в групповых усилиях.
13. Неустанное усилие — это постоянное стремление сдерживать видоизменения ума.
Это одна из наиболее трудных для перевода Сутр, чтобы передать ее подлинное значение. Она подразумевает идею постоянных усилий, совершаемых духовным человеком для обуздания 27] видоизменений, или колебаний, ума и контроля изменчивой низшей психической природы с целью полного выражения его собственной духовной природы. Так, и только так, может духовный человек жить каждый день жизнью Души на физическом плане. Чарльз Джонстон в своем переводе стремится передать этот смысл словами: «правильное использование воли — это постоянное усилие пребывать в духовном бытии».
Подразумеваемая идея состоит в применении к уму (рассматриваемому как шестое чувство) такого же сдерживания, как и к пяти низшим чувствам; в результате их внешняя активность прекращается, и они не откликаются на притяжение, не привлекаются их особым полем познания.
14. Когда цель, которая должна быть достигнута, признается достаточно ценной и усилия к ее достижению предпринимаются настойчиво, без перерывов, тогда устойчивость ума (сдерживание вритти) обеспечивается.
Последователи Раджа Йоги прежде всего должны быть преданными. Только сильная любовь к Душе и ко всему тому знанию, которое несет с собой Душа, плюс достаточная настойчивость проведут стремящегося к его цели. Прежде чем стремящийся совершит то достаточно решительное усилие, которое даст ему власть над модификациями ума и над всей его низшей природой, он должен беспристрастно оценить предстоящую задачу — воссоединение с Душой и, тем самым, с Превышней Душой и со всеми Душами; он должен правильно взвесить мотивы и основания к ее достижению и самым искренним образом желать (или любить) 28] результаты, которых необходимо добиться. Если его оценка достаточно верна и он способен без перерывов продвигаться вперед в работе по подчинению и контролю, то наступит время, когда ученик все более и более сознательно начнет узнавать в чем заключается смысл сдерживания колебаний ума.
15. Непривязанность — это свобода от стремления ко всем объектам желаний, как земным, так и религиозным, как в нынешней жизни, так и после смерти.
Непривязанность можно также охарактеризовать как отсутствие жажды. Правильнее всего употребить этот оккультный термин, так как он подразумевает двойственную идею воды: как символа материального существования и как желания, качества астрального плана, чей символ — также вода. Идея человека существующего как «рыба» предстает здесь с необычайной полнотой. Этот символ (как и все символы) имеет семь смыслов; два из них используются здесь:
1. Рыба — это символ аспекта Вишну, принципа Христа, второго аспекта божества, Христа в воплощении, будь то космический Христос (выражающий Себя посредством Солнечной системы) или индивидуальный Христос, потенциальный Спаситель в каждом человеческом существе. Это «Христос в вас, упование славы» (Кол. 1:27). Если учащийся изучит также рыбу Аватара Вишну, он узнает гораздо больше.
2. Рыба, плавающая в водах материи, — развитие той же самой идеи, только спроецированной вниз, на ее наиболее очевидное нынешнее выражение, на человека — как личность.
29] Когда нет стремления к каким бы то ни было объектам и когда нет желания возрождения (неизменного следствия стремления к «выражению в форме», или к материальной манифестации), тогда достигается истинное отсутствие жажды, и освобожденный человек, отворачиваясь от всех форм в низших трех мирах, становится истинным Спасителем.
В «Бхагавад Гите» можно найти следующие просветляющие строки:
«Для обладающих мудростью, единых в видении Души, оставивших плоды труда, свободных от уз перерождения, достигается место, где нет никакого страдания».
«Когда Душа пройдет сквозь лес иллюзии, не будет больше заботы о том, что должно быть постигнуто или постигается».
«Когда, удалившись от традиционных учений, твоя Душа будет стоять устойчиво, упорная в видении Души, тогда обретешь ты единство с Душой» (Гита II, 51, 52 и 53.).
Дж. Х. Вудс поясняет это в своем переводе комментария Вьясы к Ведам, который приводится ниже:
«Бесстрастие — это состояние сознания Учителя, или того, кто избавил себя от жажды любых видимых или познаваемых объектов».
«Вещество ума (читта), если оно будет избавлено от жажды видимых объектов, таких как женщины, или пища, или питье, или власть; если оно будет избавлено от жажды познаваемых (в Ведах) объектов, таких как достижение Небес, развоплощенное состояние или разложение в первичную материю; даже если соприкасаясь со сверхъестественными объектами, оно будет, в силу своей возвышенности, осведомлено о несовершенстве объектов, то оно будет иметь сознание бытия Учителя …».
30] Слова «желание религиозных объектов» переводят мысль учащегося с объектов чувственного восприятия в мир мыслеформ, в те «дебри заблуждения», которые выстроены человеческими представлениями о Боге, небесах или аде. Сублимацией их всех и высшим выражением в трех мирах служит тот «дэвачан», что является целью большинства сынов человеческих. Опыт дэвачана, однако, в конечном итоге должен быть трансформирован в нирваническую завершенность. Учащемуся стоит помнить, что небеса как объект устремленного желания, получившие свое происхождение в традиционных учениях и во всех формулировках догматических верующих, имеют для оккультиста несколько смыслов. Для более ясного понимания может оказаться полезным следующий обзор:
1. Небеса — то состояние сознания на астральном плане, которое является конкретизацией жажды и желания отдыха, мира и счастья. Оно базируется на «формах радости». Это состояние чувственного удовольствия, и, будучи созданным для себя каждым индивидуумом, оно столь разнообразно, сколь и создающие его люди. По отношению к небесам должна быть достигнута непривязанность. Надо осознать, что они радуют низшее «я» и человека, утратившего только свое физическое тело, прежде чем он переходит из астрального тела на ментальный план.
2. Дэвачан — то состояние сознания на ментальном плане, в которое переходит Душа, когда лишается своего астрального тела и функционирует в своем ментальном теле, ограничиваясь им. 31] Это состояние более высокого порядка по сравнению с тем, которое испытывают на обычных «небесах», и испытываемое там блаженство более ментально, чем то, которое мы обычно под этим словом понимаем, но, тем не менее, оно все еще находится в пределах низшего мира форм и с достижением непривязанности будет трансцендировано.
3. Нирвана — то состояние, в которое переходит адепт, когда три низших мира более не «привязаны» к нему его склонностями или Кармой, и которое он переживает после того, как:
а) Принял определенные посвящения;
б) Освободился от трех миров;
в) Создал свое тело Христа.
Строго говоря, те адепты, которые достигли непривязанности, но решили пожертвовать собой и пребывать с сынами человеческими, чтобы служить и помогать им, технически не являются достигшими Нирваны. Они Владыки Сострадания, давшие обет «страдать» вместе с другими и подчиняться определенным условиям, аналогичным (хотя и не тождественным) тем условиям, которым подчинены люди, все еще привязанные к миру форм.
16. Результатом достигнутой непривязанности является точное знание Духовного человека, когда он свободен от качеств, или гун.
При рассмотрении этой Сутры учащемуся надо помнить несколько моментов:
1. Что Духовный человек является Монадой.
2. Что эволюционный процесс, приведенный