Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Свет души. Йога Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли

к своему кульминационному пункту, вызывает не только освобождение Души от ограничений трех миров, но и освобождает Духовного человека 32] от всех ограничений, даже от ограничений самой Души. Целью является бесформенность, или свобода от объективного и осязаемого проявления. И истинное значение этого станет очевидным, если учащийся вспомнит о единстве духа и материи, когда они находятся в проявленном состоянии. Наши семь планов являются семью подпланами низшего космического плана, физического. Следовательно, лишь во «время конца» и растворения Солнечной системы откроется истинный смысл бесформенности.

3. Гуны — это три качества материи, три следствия, появляющиеся тогда, когда макрокосмическая энергия, жизнь Бога, существующая независимо от формообразования, активизирует, или энергетизирует, субстанцию. Три гуны следующие:

1. Саттва Энергия Духа Отец ритм, или

Монада гармоническая

вибрация

2. Раджас Энергия Души Сын подвижность,

Эго или активность

3. Тамас Энергия Материи Дух Святой инертность

Личность

Эти три гуны соответствуют качеству каждого из трех аспектов, выражающих единую Жизнь.

В столь кратком комментарии, каким в силу необходимости является этот, невозможно более распространяться по этому вопросу, но можно дать некоторое представление о том, что подразумевается под совершенным достижением непривязанности применительно к макрокосму или микрокосму. Когда все три гуны использованы, когда полный опыт через посредство формы приобретен, когда через привязанность к объекту, или форме, развиты сознание и восприятие, или осведомленность, когда все возможности 33] исчерпаны, то Духовный человек (логоический или человеческий) впредь не имеет пользы или нужды в них. Тем самым он освобождается от гун, избавляется от необходимости воплощаться в форме вследствие привязанности и входит в новое состояние сознания, которое нам бесполезно обсуждать.

17. Осознание объекта достигается сосредоточением на его четверичной природе: на форме — через исследование; на качестве (или гуне) — через различающее соучастие; на цели — через вдохновение (или блаженство); на Душе — через отождествление.

Очевидно, что утверждение «каковы мысли в Душе его, таков и он» (Притчи 23:7) основывается на оккультных фактах. Каждая форма любого вида имеет Душу, и Душа эта, или принцип сознания, тождественна Душе в человеческой форме; тождественна по своей природе, но не по своей мере, или степени, развития. Это равно справедливо и в отношении тех великих Жизней, или сверхчеловеческих Существований, Кем человек «живет и движется и существует» (Деян. 17:28) и к состоянию развития Которых он стремится.

По мере того как стремящийся тщательно выбирает «объекты» для медитации, с помощью этих объектов он строит себе лестницу, по которой в конце концов он приходит к безобъектности. По мере того как его ум все более занимает медитативную позицию Души, его мозг также все более подчиняется уму, как и ум — Душе. Таким образом, низший человек постепенно отождествляется с Духовным 34] человеком, всеведущим и вездесущим. Эта медитативная позиция достигается посредством четверичного процесса:

1. Медитацией на природе отдельной формы. По мере размышления над формой приходит понимание, что она всего лишь символ внутренней реальности, что весь наш осязаемый объективный мир выстроен из форм того или иного рода (человеческих, дочеловеческих и сверхчеловеческих), выражающих жизнь мириадов чувствующих существ.

2. Медитацией на качество любой отдельной формы, благодаря которой достигается восприятие ее субъективной энергии. Следует учитывать, что энергия объекта может рассматриваться как его цвет, и в связи с этим слова Патанджали IV,17 становятся просветляющими, служа комментарием к данному второму пункту. Это называется «различающим соучастием», через него учащийся приходит к знанию той энергии в себе, которая тождественна с объектом его медитации.

3. Медитацией на цель любой отдельной формы. Она заключается в рассмотрении идеи, скрытой позади, или лежащей в основе, проявления любой формы и ее энергии. Это понимание продвигает стремящегося к знанию плана, или цели, Всего, служащего мотивирующим фактором активности всех форм. Следовательно, через соучастие достигается контакт с Целым и имеет место расширение сознания, влекущее за собой блаженство и радость. Восторг всегда следует за постижением единства части с Целым. Из медитации на таттвы — энергии (принципы) или на 35] танматры -элементы, составляющие дух-материю, возникает знание цели, или плана, микрокосмической или макрокосмической проявленности, а со знанием приходит блаженство.

В этих трех пунктах следует отыскать соответствия трем аспектам: Духу, Душе и телу, что будет просветляющим занятием для ревностного учащегося.

4. Медитацией на Душу, на Единое, использующее форму, побуждающее ее к активности и работающее в соответствии с Планом. Душа, будучи единой со всеми Душами и с Превышней Душой, содействует единому плану и обладает групповым сознанием.

Итак, посредством четырех стадий медитации на объект стремящийся приходит к своей цели: он познает Душу и ее могущество. Он становится сознательно отождествленным с единой Реальностью и все это воспринимает в физическом мозге. Он находит ту Истину, которой является он сам и которая скрыта в каждой форме и в каждом царстве природы. В результате он приходит наконец (когда приобретет знание самой Души) к знанию Всеобщей Души и становится единым с нею.

18. Последующая стадия, называемая Самадхи, достигается, когда в результате однонаправленной концентрации мысли успокаивается всякая внешняя активность. На этой стадии читта отзывается только на субъективные впечатления.

Слово «Самадхи» интерпретируется по-разному и применяется к различным стадиям йогического достижения. Оно вызывает затруднения у среднего учащегося, когда он изучает разные комментарии. Быть может, один их простейших способов уяснить его 36] смысл — это вспомнить, что слово «Сама» относится к способности вещества ума (читты) принимать форму, или видоизменяться, согласно внешним впечатлениям. Внешние впечатления достигают ума при помощи чувств. Когда стремящийся к Йоге может контролировать свои органы чувственного восприятия так, что они больше не сигнализируют уму о своих реакциях на воспринимаемое, происходят две вещи:

а) Физический мозг становится тихим и спокойным;

б) Вещество ума, или ментальное тело, читта, перестает принимать различные модификации и также успокаивается.

Это одна из ранних стадий Самадхи, но не Самадхи адепта. Это состояние интенсивной внутренней активности вместо внешней; это позиция однонаправленной концентрации. Стремящийся, однако, отзывчив к впечатлениям, исходящим из более тонких сфер, и к модификациям, проистекающим из тех восприятий, которые гораздо более субъективны. Он становится осведомленным о новом поле познания, хотя еще не знает, что оно собой представляет. Он убеждается в том, что это мир, который нельзя познать посредством пяти чувств, но который открывается благодаря правильному использованию органа ума. Он постигает то, что таится в словах одной из последующих Сутр в переводе Чарльза Джонстона, в которых мысль эта выражена особенно ясно:

«Видящий суть чистое ви/денье, … он смотрит через покров ума» (Книга II, Сутра 20.).

Если предыдущая Сутра относилась к тому, что можно назвать 37] медитацией с семенем, то есть с объектом, то данная Сутра намекает на следующую стадию — медитацию без семени, или без того, что физический мозг признал бы за объект.

Стоит упомянуть здесь о шести стадиях медитации, рассмотренных Патанджали, так как они дают ключ ко всему процессу раскрытия, о котором говорится в настоящей книге:

1. Устремление.

2. Сосредоточение.

3. Медитация.

4. Созерцание.

5. Просветление.

6. Вдохновение.

Стоит отметить, что учащийся начинает с устремления к тому, что лежит за пределами его кругозора, а заканчивает, будучи вдохновленным тем, что он искал познать. Концентрация (или интенсивное сосредоточение) приводит в результате к медитации, а медитация преображается в созерцание.

19. Эта начальная стадия Самадхи не выводит за пределы феноменального мира; она не выводит за пределы влияния Богов, отвечающих за миры конкретного.

Отметим, что результаты, достигнутые в процессе, о котором говорится в Сутрах семнадцать и восемнадцать, приводят стремящегося лишь на грань сферы Души, нового поля познания, о котором он стал осведомленным. Он все еще прикован к трем мирам. Все, в чем он преуспел, это успокоение видоизменений 38] ментального тела, так что впервые человек (на физическом плане и в своем физическом мозге) начинает осознавать то, что лежит за пределами трех миров, — Душу, ее область ви/дения и ее знание. Он должен еще укрепить свою связь с Душой (что рассматривается в Сутрах двадцать три — двадцать восемь) и затем, переместив свое сознание в сознание реального Духовного человека, он должен начать работать с этой новой точки зрения, с позиции, дающей лучший обзор.

Эта идея была выражена некоторыми переводчиками как состояние, в котором стремящийся становится осведомленным о некотором «облаке познаваемого». Облако еще не достаточно сгустилось, чтобы «дождь» низвергся с небесных высот на физический план, чтобы познаваемые вещи стали известны физическому мозгу. Облако воспринимается в результате интенсивной концентрации и успокоения низших модификаций; но пока Душа, или Учитель, не приняла на себя контроль, знание Души не может вливаться в физический мозг посредством шестого чувства, ума.

Наука Йоги — это подлинная наука, и только тогда, когда учащиеся будут подходить к ней правильно, последовательными ступенями, употребляя научные методы, истинное Самадхи, или осознование, будет достигнуто.

20. Другие Йогины достигают Самадхи и приходят к распознаванию чистого Духа благодаря Вере, через которую овладевают энергией, памятью, медитацией и правильным восприятием.

Прежде рассматривались группы Йогинов, чье восприятие было 39] ограничено феноменальным миром, хотя под ним мы должны понимать исключительно три мира: ментального восприятия, астрального восприятия и физических чувств. Они контактировали с энергиями, вызывающими проявление, и познавали мотивирующее могущество мысли, когда оно создает следствия на физическом плане. Здесь, однако, Йогин переносится в более духовные, тонкие сферы и становится осведомленным о том, что воспринимает и знает «Я» (в своей истинной природе). Он переходит во вторую группу и познает мир причин. Первая группа включает всех тех, кто ступает путем ученичества, и охватывает время от их вступления на Путь Испытания до принятия ими второго Посвящения. Вторая группа включает тех высших учеников, кто, поставив под контроль и всецело трансмутировав низшую природу, вступает в контакт со своей Монадой, Духом, или «Отцом Небесным», и распознает то, что воспринимает Монада.

Первая форма реализации приходит к тем, кто находится в процессе синтеза энергий шести низших центров в головном центре через трансмутацию низших четырех энергий в высшие три, а затем — поднятия энергий сердечного и горлового центров — в головной. Вторая группаблагодаря знанию закона — работает со всеми трансмутированными и очищенными центрами. Они знают, как достичь подлинного Самадхи, или состояния оккультной абстракции, с помощью своей способности удалять энергии в тысячелепестковый лотос головы и оттуда отвлекать их через два других, более тонких, тела, пока все они не будут центрированы и сфокусированы в каузальном проводнике, Карана Шарира, эгоическом 40] лотосе. Патанджали говорит нам, что это осуществляется в следующие пять стадий. Учащиеся должны помнить, что стадии эти относятся к активности Души, к эгоической реализации, а не к реакциям низшего человека и физического мозга.

1. Вера. На своем собственном плане Душа повторяет состояние, аналогичное вере стремящегося в Душу, или принцип Христа; только в

Скачать:TXTPDF

Свет души. Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли Йога читать, Свет души. Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли Йога читать бесплатно, Свет души. Сутры Патанджали. Алиса А.Бейли Йога читать онлайн