Постепенно шаг за шагом вы узнаете, что вы не есть это тело. Пусть это понимание будет глубоким, пусть оно кристаллизуется. Потом вы должны узнать, что вы не есть эти чувства, и пусть это понимание также растет и кристаллизуется. Потом вы должны узнать, что вы не есть танмантры, энергетические сгустки, которые находятся за чувствами. Пусть это понимание растет и кристаллизуется, и тогда вы сможете увидеть, что разум — это также резервуар энергии. Это обычный резервуар, в котором черпают энергию глаза, уши, руки. Все ваши чувства подобны рекам, а разум — это центральный резервуар, в который они поставляют информацию — воду.
Все, что ваш ум знает, он знает посредством чувств. Вы видите цвета, ваш ум знает. Если вы не способны видеть цвета, если вы не можете увидеть зеленого цвета, ваш ум не будет ничего знать о зеленом цвете. Бернард Шоу прожил всю свою жизнь, даже не зная о том, что он дальтоник. Очень сложно узнать об этом. Но один случайный эпизод помог ему это осознать. Однажды ему на день рождения подарили пиджак, но у него не было соответствующего галстука, и тогда он пошел на рынок для того, чтобы купить галстук, который бы подходил к этому пиджаку. Пиджак был зеленым, и он выбрал желтый галстук. Его секретарша наблюдала за ним, и она сказала: «Что вы делаете? Этот галстук не подойдет. Этот пиджак зеленый, а галстук желтый». Но он сказал: «А разве есть разница?» Он прожил семьдесят лет, не зная, что не может видеть желтого цвета. Он воспринимал его зеленым. И желтый, и зеленый цвет он воспринимал как зеленый. Желтый цвет не присутствовал в его уме, его глаза никогда не давали ему такой информации.
Глаза подобны слугам. Они собирают информацию. Во всем мире они собирают разные вещи и вливают это в ум. Они продолжают кормить ум. Ум — это центральный резервуар.
Сначала вы должны осознать, что вы — не эти глаза. Потом вы должны осознать, что вы не та энергия, которая спрятана за глазами, и тогда вы сможете увидеть, как все чувства вливаются в ум, и вы сможете увидеть также, что вы не есть этот ум. Вы тот, кто видит, как информация вливается в ум. Вы стоите на берегу, и все реки вливаются в океан. Вы — это наблюдатель, свидетель.
Свами Ран сказал: «Трудно определить науку, но одна из наиболее существенных черт в науке заключается в том, что вы изучаете, как наблюдатель, нечто внешнее. Техника медитации предлагает подход, который позволяет вам оставаться внешним по отношению к вашему внутреннему состоянию. Техника медитации предлагает вам подход, который позволяет вам быть внешним к вашим внутренним состояниям, а вершина медитации заключается в том, чтобы узнать, что вы не есть то, что вы знаете, что вы не есть тот объект познания, потому что вас нельзя сократить до объекта. Вы все время остаетесь субъектом, познающим, тем, кто знает, а познающего никогда нельзя сократить до познаваемого.
Вот что такое Пуруша, осознанность. Это высшее понимание, которое вырастет в йоге. Медитируйте на нее.
ГЛАВА 4. НАЙДИТЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УЖАСНУЮ ЖЕНЩИНУ
Почему я всегда боюсь старости? Покажите мне путь, идя по которому, я могу избавиться от этого страха.
Жизнь, если жить правильно, если жить по-настоящему, никогда не боится смерти. Если вы прожили жизнь, вы будете приветствовать смерть. Она придет к вам как отдохновение, как глубокий сон. Если вы обрели вершину, климакс в жизни, смерть станет прекрасным отдыхом, благословением, но если вы не жили, тогда, естественно, смерть создает страх. Если вы не жили, смерть, определенно, вытянет время из ваших рук, отнимет все будущие возможности жизни. В прошлом вы не жили, и у вас не будет будущего. Возникает страх. Страх возникает не из-за смерти, но из-за того, что вы не прожили жизнь по-настоящему.
А из-за страха смерти старость также пугает, потому что это первый шаг к смерти. Иначе старость также воспринималась бы прекрасно. Это расцвет вашего бытия, зрелости, роста. Если вы живете в каждое мгновение, если вы принимаете лицом к лицу любой вызов, который ставит перед вами жизнь, если вы пользуетесь всеми возможностями, которые раскрывает перед вами жизнь, если вы осмеливаетесь пуститься в неизведанные приключения, к которым вас жизнь призывает, приглашает вас, тогда старость становится зрелостью. А иначе старость становится болезнью.
К несчастью, многие люди просто старятся. Они становятся старше, но не становятся более зрелыми, и тогда старость становится бременем. Ваше тело стареет, но ваше сознание остается неразвитым. Ваше тело стареет, но ваша внутренняя жизнь не становится зрелой, внутренний свет упущен вами, а смерть приближается с каждым днем. Естественно, вы будете дрожать. Вы будете бояться, в вас возникнет большое страдание.
Те, кто живут правильно, принимают старость в глубоком приятии, потому что старость просто говорит, что теперь вы должны расцвести, вы должны дать плод. Теперь вы можете поделиться всем, что обрели.
Обычно старость уродлива, потому что это просто болезнь. Ваш организм незрелый, он просто стал более больным, слабым, бессильным, а иначе старость становится наиболее прекрасным временем жизни. Вся глупость детства ушла, вся лихорадка и страсть юности также ушли, вырастает безмятежность, тишина, медитация, самадхи.
Старость необычайно прекрасна. Так и должно быть, потому что вся жизнь движется к ней. Она должна быть вершиной. Как вершина может быть началом? Как вершина может быть серединой. Но если вы думаете, что ваше детство — это ваша вершина, как многие люди думают, тогда, естественно, вся ваша жизнь будет страданием, потому что вы достигли вашей вершины. Теперь все будет увядать, все будет идти вниз. Если вы думаете, что ваш возраст — это вершина, как люди думают, тогда, естественно, в тридцать пять лет, вы начинаете печалиться, впадаете в депрессию. И с каждым днем вы теряете, теряете и теряете, и ничего не приобретаете. Энергия теряется, вы ослабеваете, болезни входят в ваше бытие, смерть начинает стучаться в ваши двери. Дом исчезает, появляется больница. Как же вы можете быть счастливы? Нет. Но на Востоке мы никогда не думали, что детство и юность — это вершина. Вершина ждет вас в самом конце.
Если жизнь течет правильно, постепенно вы достигаете все более высоких и высоких вершин. Смерть — это высшая вершина, которой достигает жизнь, крещендо.
Но почему мы упускаем жизнь? Почему мы старимся и не взрослеем, не становимся более зрелыми? Потому что где-то что-то пошло не так, как надо. Где-то вы попали в ловушку. Где-то вы согласились, чтобы вас направили по неправильному пути. И это соглашение должно быть сломлено, этот мост должен быть сожжен. Вот что я называю саньясой: это понимание того, что до сих пор вы жили неправильно, вы допускали компромиссы, вы не жили по-настоящему.
Когда вы были маленькими детьми, вы шли на компромиссы. Вы продавали ваше бытие — и что вы получили взамен? Ничего. То, что вы получили — это просто ничто, это просто мусор. Ради малых вещей вы потеряли вашу душу. Вы согласились быть кем-то другим, нежели собой. Вот где вы упустили ваш путь. Мать хотела, чтобы вы стали кем-то. Отец хотел, чтобы вы стали кем-то. Общество хотело, чтобы вы стали кем-то. И вы согласились. И постепенно вы согласились не быть собой. И с тех пор вы притворялись кем-то другим.
Вы не можете стать зрелыми, потому что этот кто-то другой не может стать зрелым. Это ложная маска. Если я ношу маску, маска не может стать зрелой. Она мертва. Мое лицо может быть зрелым, но не маска. Но продолжает стариться только ваша маска. За этой маской прячетесь вы, но вы не растете. Вы можете расти только в том случае, если вы принимаете себя, и тогда вы будете собой и никем больше.
Роза соглашается стать слоном, слон соглашается стать розой. Орел обеспокоен. Он даже консультируется с психиатром из-за того, что он хочет стать собакой, а собака попадает в больницу, потому что она хочет летать как орел. Вот что происходит с человечеством. Но самое большое несчастье — это согласиться быть кем-то другим. Так вы никогда не можете созреть.
Вы никогда не можете стать зрелыми, если притворяетесь кем-то другим. Вы можете стать зрелыми, только если будете собой. Вы должны чего-то. Вы должны отбросить эту озабоченность, которая касается того, что вам говорят люди, и каково их мнение. Вы здесь для того, чтобы быть собой. Вы здесь не для того, чтобы исполнить чьи-то ожидания, но каждый пытается идти именно по этому пути. Отец может быть мертвым, и вы пытаетесь исполнить обещание, которое ему дали, а он пытался исполнить обещание, которое дал своему отцу, и так далее, и так далее. И эта глупость идет к самому началу.
Попытайтесь понять и наберитесь мужества. Возьмите жизнь в свои собственные руки. Внезапно вы увидите взрыв энергии. В то мгновение, когда вы решите: «Я хочу быть самим собой и никем другим, какой бы ценой это мне ни досталось. Я собираюсь быть собой», в это мгновение вы увидите великие изменения. Вы почувствуете себя жизненными, вы почувствуете, как энергия струится в вас, пульсирует.
До тех пор пока это не произойдет, вы будете бояться старости, потому что как вы можете избежать этого? Как вы можете избежать того факта, что вы растратили свое время и не жили надлежащей жизнью? Ведь старость к вам приближается, и наступит мгновение, в которое вы не сможете дальше жить. Как вы сможете избежать этого факта, который заключается в том, что смерть вас ожидает, и каждый день вы приближаетесь все ближе и ближе к смерти? Но до сих пор вы так еще и не жили настоящей жизнью. Вы вынуждены чувствовать глубокое страдание.
Поэтому если вы спрашиваете меня, что делать, я предлагаю вам вот что, и это основное: пусть вас никогда не волнует вторичное, потому что вы можете менять это вторичное, но ничто, на самом деле, не изменится; но менять нужно основу.
Например, что можно считать вторичным? Почему я всегда боюсь старости? Покажите мне путь, как можно избавиться от этого ощущения страха. Сам вопрос исходит из страха. Вы хотите избавиться от него — не понять, а избавиться, и тогда, естественно, вы станете жертвой какой-то идеологии, которая может вам помочь избавиться от этого страха. Но я не могу помочь вам избавиться от вашего страха. На самом деле, в этом и заключена трудность. Мне бы хотелось, чтобы вы поняли и изменили свою