чтобы избежать сложностей? Нет, никогда. Таков путь труса. Никогда не бегите ни от каких трудностей. Они помогают, они очень помогают. Они помогают вам расти.
И если вы найдете женщину, не пытайтесь искать трусиху. Конечно, все будет менее запутанно, но лучше найдите настоящую женщину, которая доставит вам всевозможные беспокойства. Это будет прекрасной проверкой вашей выдержки.
Один юноша спросил у Сократа: «Должен ли я жениться, сэр?» И, естественно, он спросил об этом у Сократа просто потому, что он не собирался жениться. Кроме того, он чувствовал, что он спрашивает как раз у того человека, у которого нужно спросить, потому что Сократ сам очень много страдал из-за женщин. Его жена была по-настоящему ужасна, она была просто крокодилом. Она даже била Сократа, она выливала горячий чай на его лицо, она обожгла его. Половина его лица была покрыта ожогом всю его жизнь. Он был очень красивым мужчиной, таким красивым мужчиной, и он столкнулся с такой ужасной женщиной, и поэтому этот юноша спросил у него, и Сократ ему ответил: «Да, если ты послушаешь моего совета, я тебе хочу посоветовать, чтобы ты женился. Есть две возможности: если твоя жена будет такая, как у меня, ты станешь великим философом, таким же, как я; а если у тебя будет прекрасная жена, естественно, ты будешь наслаждаться жизнью с ней. И та, и другая возможность прекрасна.
Сократ сказал ему: «Ты станешь таким же великим философом, как я». Если вас постоянно дразнят, это прекрасно помогает медитации, и постепенно вы начинаете чувствовать себя не привязанными. Вы вынуждены себя так чувствовать. Вы начинаете чувствовать: «Это иллюзия, майя».
Поэтому не избегайте сложностей в жизни, потому что жизнь означает сложности. Научитесь проходить через них, потому что это единственный путь роста.
Один бродяга постучался в дверь, которую открыла огромная, мускулистая, суровая на вид женщина. «Убирайся отсюда, ты, несчастный бодяга! — закричала она. — Если ты не уберешься отсюда, я позову своего мужа». «Я думаю, ты не сделаешь этого, — спокойно ответил бродяга. — Его нет дома». «Но откуда ты знаешь?» — спросила женщина. «Потому что, — сказал бродяга, — когда мужчина женится на такой женщине, как вы, он бывает дома только во время обеда.
Этот вопрос задает Алок. Алок, найди по-настоящему ужасную женщину.
Теперь я чувствую, что до тех пор, пока человек не будет готов, ничего не будет возможным. Я искал ключ многие годы, я также спрашивал вас неоднократно, но вы молчали. Но однажды внезапно вы передали мне ключ, Ошо, и теперь этот ключ со мной, но я не могу открыть дверь. Во мне есть блоки. У меня есть ключ, но передо мной висят замки, и я не могу открыть. Что же происходит? Вы рядом, и вы видите мою беспомощность. Однажды я думал, что у меня нет ключа, из-за этого чувствовал беспокойство, но теперь у меня этот ключ есть — я чувствую еще большее беспокойство. Пожалуйста, помогите, Ошо, я знаю, что вы всегда помогаете. Эти препятствия во мне. Пожалуйста, скажите мне, как избавиться от них любым способом?
Первое. Ключ, который я передал тебе — это ложный ключ, потому что настоящий ключ не может быть передан. Ты должен заслужить его, ты должен достигнуть его. Из-за того, что ты так много преследовал меня, я сказал: «Хорошо. Получи это». И теперь перестань биться головой о стенку. Выброси этот ключ. В тебе все в порядке, но этот ключ ложный.
Все ключи ложные, потому что все замки принадлежат вам. Как же вы можете найти ключ от вашего замка у кого-то другого? Вы — это замок, вы должны создать этот ключ внутри, точно так же, как создали этот замок.
И когда однажды вы создадите ключ, замок исчезнет. Не следует думать, что ключ должен открыть его. Когда вы познаете, трудность исчезает. Не следует думать, что вы должны использовать ваши знания для того, чтобы разрешить какую-то трудность. Когда ваше знание присутствует, трудности больше нет. Ключ никогда не встречается с замком. Замок существует, потому что нет ключа, но когда ключ есть, замок просто исчезает, его больше нет.
Я не могу передать вам ключ. Все заимствованное создает еще больше беспокойств, потому что вы и так уже сложные, и теперь эта заимствованная вещь будет еще все больше усложнять.
Я слышал. Один представитель фирмы переработал, и он отправился к врачу, и тот сказал ему, что он слишком много работает и что он должен дольше заниматься упражнениями.
«Сделай себе обруч и катай его, когда идешь в офис и возвращаешься обратно, вместо того чтобы ездить на машине, и ты станешь совсем другим человеком». Так ему посоветовал врач.
И тогда он купил обруч и сделал то, что ему советовал врач. Каждый день он катал этот обруч на работу и обратно домой, а в рабочие часы этот обруч хранился в гараже. Однажды вечером, когда он должен был возвращаться домой, он пришел в гараж и попросил обруч, но рабочий в гараже сказал, что дал этот обруч кому-то другому по ошибке. «Но не беспокойтесь, сэр, — сказал он, — завтра мы вам его вернем в целости и сохранности». Работник воскликнул: «Завтра? Что ты имеешь в виду, говоря завтра? Но как же я сегодня доберусь до дому?»
Если нет понимания, тогда все методы, вместо того чтобы помочь вам, становятся препятствиями.
Если нет понимания, то вы начнете смотреть моими глазами, ваши глаза перестанут видеть благодаря этому. Они будут видеть моими глазами, и все, еще более усложнится.
Другая история. Одна женщина спросила у своей подружки: «Я слышала, что у твоего мужа брови полностью обгорели во время пожара». «Да, — спокойно ответила та, — но врач так великолепно поработал с ним. Он, практически, нарастил ему новые брови. Он переместил ему собачью шерсть с ноги». «Это просто фантастика! — закричала подружка. — И как он теперь?» «Не слишком-то плохо, — сказала она, — но, тем не менее, знаешь, у него есть все еще одна трудность. Каждый раз, когда он проходит мимо дерева, он выглядит немного удивленным».
ВИБХУТИ ПАДА
3.50
Когда вы не привязываетесь даже к этим силам, в вас разрушается семя рабства, и тогда следует Кайвалья, освобождение.
3.51
Вы должны избегать какой-либо привязанности или высокомерия, которые проистекают из-за общения со сверхсуществами, отвечающими за определенные планеты. Вы не должны чувствовать гордости из-за того, что они вас приглашают, потому что из-за этого, зло может снова расцвести в вас.
ГЛАВА 5. ПОСЛЕДНЯЯ ЛОВУШКА ЭГО
Когда вы не привязываетесь даже к этим силам, в вас разрушается семя рабства, и тогда следует Кайвалья, освобождение.
В этом мире очень трудно быть не привязанным, но еще труднее быть не привязанными тогда, когда духовный мир открывает вам свои двери, и трудность во втором случае в миллионы раз большая, потому что мирская сила — это не настоящая сила. Мир бессилен. Он никогда не может удовлетворить вас, никогда не может сделать вас удовлетворенными. На самом деле, каждое новое достижение в этом мире создает в вас еще большее желание, и вместо того чтобы удовлетворить вас, этот мир затягивает ваш ум в новые ловушки, поэтому какую бы силу вы ни приобретали в этом мире, вы используете ее только для того, чтобы создавать новые желания.
Сколько бы денег вы ни собрали в этом мире, вам хочется накопить еще больше. Потом к вам приходит еще больше денег, и вам хочется накопить еще больше. И так все продолжается. Вы бегаете, бегаете, бегаете, но никогда не достигаете конца, никогда не приближаетесь, поэтому даже глупец раньше или позже начинает осознавать, что он движется в порочном круге и, кажется, этому нет конца. Единственный способ — это отбросить его. Разумный человек — это тот, кто думает о своей жизни, кто медитирует на нее, и это для него становится очевидным.
Поэтому непривязанность не так труднодостижима, когда вопрос касается этого мира. Но когда вопрос касается внутренней силы, психических способностей, нужно помнить о том, что они настолько близки к вашему бытию и приносят такое безграничное удовольствие, что практически невозможно быть не привязанным к ним. Но если вы привязываетесь, то вы снова создаете мир и остаетесь в нем, далеко от высшего освобождения.
Потому что, чем бы вы ни владели, оно завладевает вами. Эта жертва должна быть тотальной, совершенно тотальной. Вы должны отбросить все, чем можете владеть, кроме вашей обнаженной природы, которую вы не можете пожертвовать. Только она может быть оставлена, а все, чем можно пожертвовать, должно быть пожертвовано.
В этой сутре Патанджали просит о практически невозможном, но это также становится возможным благодаря пониманию. Это приносит удовольствие, наслаждение. Приятно обладать духовными силами. Это дает вам такое тонкое чувство радости эго, настолько чистое, что вы не чувствуете, что завязаете в этом. Это никогда не приносит вам разочарования. В мирских вопросах вы встречаетесь постоянно с разочарованием. На самом деле, вы не встречаетесь ни с чем иным, кроме как с разочарованием, и чудо заключается в том, как люди могу заблуждаться относительно этого, как они могут не видеть этого. Это чудо, которое заключается в том, что люди обманывают себя и верят в то, что есть надежда, потому что этот внешний мир совершенно лишен надежды. Он обречен.
Какой бы большой дом у вас ни был. Каким бы положением вы ни владели: с политической, экономической, социальной точки зрения, смерть все равно отнимет все это у вас. Не нужно много разума для того, чтобы понять это. Но внутренние силы, смерть не может у вас забрать. Они превосходят смерть, и они никогда не приносят вам разочарования. Это ваша сила, ваш потенциал, который расцветает. Кажется, что не нужно этим жертвовать, не нужно отрекаться от этого, но Патанджали говорит, что от этого тоже нужно отречься, иначе вы будете жить в мире видений. Снова ловушка силы. А религия — это не ловушка силы.
Вы не ищите эго. Скорее, вы пытаетесь найти целое, а целое возможно только тогда, когда вы отбрасываете все эгоистические ловушки, когда вы жертвуете ими, когда вас нет, и есть только Бог.
Позвольте мне рассказать вам одну известную суфийскую историю о святой тени.
Однажды жил святой, настолько хороший, что даже ангелы спускались к нему с небес для того, чтобы посмотреть на то, каким божественным может быть человек. Этот человек в своей жизни так же распространял добродетель, как звезды распространяют свет, а цветы — благоухание, даже не осознавая этого. Весь его день можно было заключить в двух словах: