и хочу, потому что если вы можете продолжать со мной идти, несмотря на то, что я сделал из вас почти что сумасшедших, я знаю, что если наступят тяжелые времена, вы будете доверять мне.
Вокруг нас всегда возникают определенные кризисы, и они необычайно важны. Нет в этом никакой причины. Их важность глубже, чем причина. Все мастера поступали так.
Когда Ибрагим, суфийский мастер, пришел к своему мастеру, чтобы получить посвящение, Ибрагим был королем, а его мастер посмотрел на него и сказал: «Сбрось одежду, надень мои ботинки, иди на рынок голый и стучи себе по голове этими ботинками».
Люди, которые сидели рядом с ним, его старые ученики, сказали: «Это уже слишком. Почему? Ты никогда не просил нас поступать так. Ты никогда не говорил нам, чтобы мы шли обнаженными на рынок и били по голове твоими ботинками. Почему ты так суров с королем Ибрагимом?»
Мастер сказал: «Потому что его эго намного больше вашего. Он король. Я должен помочь ему отбросить эго, иначе дальнейшая работа бесполезна».
Но Ибрагим не стал задавать вопросов. Он просто скинул одежды. Для него, должно быть, это было очень-очень сложно, ведь он находился в том самом городе, в котором всегда был королем. К нему относились всегда как к сверхчеловеку. Когда он двигался по улицам обнаженным — а раньше он никогда этого не делал — он бил ботинками себя по голове. Но он двигался, он отправился к центру города. Над ним смеялись, дети начали бросать в него камни, собралась толпа, огромная толпа, она смеялась и насмехалась над ним. Все думали, что он сошел с ума, но он прошел по всему городу и вернулся. Мастер сказал: «Ты принят. Теперь все возможно. Ты открыт».
В чем причина этого? Если вы понимаете, то вы понимаете, что таков путь борьбы с эго. Вы должны разбить эго. Когда эго ушло, возникает доверие.
Саньяса — это просто метод, это средство, которое я использую для того, чтобы увидеть, сможете ли вы идти со мной. Я создал для вас некоторые трудности. Например, обо мне идут какие-то слухи. Я поддерживаю эти слухи, и я прошу, чтобы вы тоже распускали слухи, насколько можете, чтобы вас не волновала истина, чтобы вы создавали слухи. И люди, которые смогут войти со мной в соприкосновение, несмотря на эти слухи, будут как раз те, кто нужен. Они смелы. Они смогут многое.
Поэтому первое. Здесь создается хаос сознательно, поэтому не думайте, что это какая-то трудность. Нет, это просто средство.
И не идите и не спрашивайте других об этом хаосе, иначе другие могут подумать, что вы сошли с ума. Не идите к психиатрам и не спрашивайте у них, потому что вся психиатрия, психоанализ пытались помочь людям очень-очень неправильным образом. Они пытаются сделать из вас приспособленцев, но мое усилие направлено на то, чтобы вы перестали приспосабливаться. То, что я называю творческим хаосом, они называют сумасшедшим домом, и они хотят, чтобы все стали нормальными, даже не понимая того, что такое норма.
Общество, большинство, толпа — разве она нормальна? К кому вы можете относиться как к нормальному человеку? Критерия нет. В Индии существует определенное отношение, что-то считают нормальным, но в Китае совершенно другие критерии и нормы, а в Швеции свои критерии. То, что там считается нормальным, в Индии считается ненормальным. В каждом обществе есть определенное большинство людей, которое считается нормальным, но это не так. И не нужно заставлять человека приспосабливаться к толпе, это нетворческий процесс, это очень убивающее явление.
Приспособляемость может быть прекрасна для тех, кто доминирует в обществе, но для вас это будет плохо. Каждое общество использовало священников, учителей, психоаналитиков для того, чтобы давить на людей, которые восстают, для того чтобы возвращать их к так называемой нормальности и приспособляемости. Все эти люди работают на общество, на статус кво, они всегда служат тому классу, который властвует.
Теперь то же самое происходит в России. Если кто-то не коммунист, это значит, что он не умеет приспосабливаться. Такого человека загоняют в психбольницу, госпитализируют его и начинают лечить. Не быть коммунистом в России — это сейчас своего рода болезнь. Какая же это чепуха! Но у них есть власть. Они лечат вас электрическим шоком, промывают вам мозги, дают вам транквилизаторы, чтобы сделать вас совершенно тупыми, и когда вы теряете ваше свечение, вашу радикальность, когда вы теряете вашу индивидуальность, вы становитесь безликими масками, и тогда они говорят: «Вот теперь ты стал нормальным».
Помните, я здесь не для того, чтобы делать вас нормальными или чтобы сделать из вас приспособленцев. Я здесь для того, чтобы сделать из вас индивидуальность, и вы не должны соответствовать никакому критерию. Вы должны следовать своему собственному предназначению. Я смотрю на вас непосредственно, я не говорю, что вы должны быть такими-то и такими-то, потому что вас разрушили. Вот как был создан ваш так называемый характер. Это заболевание. Из-за него вы страдаете и заключены в тюрьму. Я должен разрушить его, уничтожить, чтобы вы освободились, чтобы вы снова начали парить в вышине, чтобы вы снова начали думать в терминах своего собственного бытия, чтобы вы снова стали индивидуальностью.
Общество загрязнило вас настолько, извратило вас настолько, что когда хаос начинает окружать вас, вы начинаете бояться: «Что происходит? Неужели я схожу с ума?»
Я слышал одну очень известную историю. Королева Мария посетила Америку и попросила встречи с известным психиатром.
Няня представила королеву Марию и сказала, обратившись к психиатру: «Мне бы хотелось представить вам королеву Румынии». Психиатр посмотрел на королеву и сказал: «Как долго она считает, что она королева?»
Из-за того, что психиатр всегда лечил душевнобольных людей, которые думали о себе как об Александре Македонском, о Чингисхане, о Гитлере, о Клеопатре… Из-за этого он не мог представить, что эта королева Мария, королева Румынии, и есть действительная королева, и она пришла, чтобы встретиться с ним. Он подумал: «Должно быть, это какая-то сумасшедшая. Как долго она считает, что она королева?»
Есть еще другая история. Одного пациента привезли в психиатрическую больницу его друзья. Они сказали врачу, что этот человек страдает от каких-то ощущений. Ему кажется, что его вскоре будет ожидать безграничная удача и что он ожидает каких-то двух писем, в одном из которых будет чек на владение плантацией на Суматре, а в другом — чек на владение какими-то копями в Южной Африке. «Это был сложный случай, и я долго трудился над ним, — сказал психиатр своим коллегам, — и в то мгновение, когда я почти что вылечил этого человека, пришли эти два письма».
Будьте бдительны. Эти два письма могут действительно прийти. Не бойтесь. Страх возникает потому, что когда вы начинаете идти в одиночестве, вырастает страх. Вы чувствуете опасность. Возникает сомнение: «Прав ли я?», потому что вся толпа идет в каком-то направлении, а вы начинаете идти в одиночестве. Вместе с толпой сомнения никогда не вырастают, потому что вы думаете: «Миллионы людей идут в том же направлении. Должно быть, в этом что-то есть. Обязательно должно быть что-то». Ум толпы воздействует на вас. Коллективный ум воздействует на вас. Так много людей не могут ошибаться. Должно быть, они правы.
Я слышал об одном психоаналитике, который с коллегами отправился на пикник. Они хотели найти хорошее место, для того чтобы усесться, и тогда один из членов их группы позвал их к себе. «Вот хорошее местечко, — сказал он. — Это как раз то, что нужно: большие деревья, пень, река течет рядом. Совершенно тихое место». И психиатр сказал: «Да. Десять миллионов муравьев не могут ошибаться».
Десять миллионов муравьев не могут ошибаться. Муравьи всегда собираются на месте пикников. Бабочки и муравьи. Таков наш внутренний механизм. Если так много людей, они не могут ошибаться. Когда вы в одиночестве, вы чувствуете неуверенность. Вместе с толпой, когда вас окружают люди — с одной и с другой стороны, сзади и спереди, океан людей — вы чувствуете себя совершенно нормально. Так много людей идут вместе с вами. Должно быть, вы идете туда, куда нужно. Каждый думает то же самое про себя.
Никто не думает, куда они идут. Они просто идут, потому что вся толпа туда идет. Если вы спросите у каждого индивидуально: «Идете ли вы в правильном направлении», он вам скажет: «Я не знаю. Весь мир туда идет, поэтому я туда иду».
Все мои усилия здесь направлены на то, чтобы вывести вас из этого коллективного ума, помочь вам стать индивидуальностью. Вначале вам придется столкнуться с хаосом, и для этого вам нужно великое доверие, огромное доверие необходимо, иначе вы не сможете выбраться из коллективного ума, не сможете попасть в индивидуальный ум, и тогда вы просто сойдете с ума. Это риск. Без доверия двигаться в медитацию рискованно. Я бы не посоветовал вам двигаться в медитацию, я бы лучше посоветовал вам оставаться нормальными, чем бы ни была эта нормальность. Лучше приспосабливайтесь к обществу. Если вы действительно готовы отправиться в великое путешествие, в величайшее путешествие, тогда вы должны доверять и ждать, пока этот хаос придет к вам.
Чем больше вы будете осознавать, тем меньше, естественно, вы будете думать, потому что в этом не будет необходимости. Осознанность — ее достаточно. Сознание осознанности означает определенное напряжение. Вначале это так, вы начинаете учиться водить машину. Естественно, у вас много беспокойств. Вы должны успевать так много. Вы должны следить за колесами, за рулем, за газом, за тормозом, за дорогой, и если ваша жена сидит сзади… Вы должны очень-очень много осознавать, потому что вам нужно справиться со столькими вещами, и вам кажется, что это практически невозможно, в начале. Постепенно все это уходит, и вы просто ведете машину. Вы можете разговаривать с друзьями, вы можете слушать радио, вы можете петь песни, вы можете медитировать, и у вас не будет трудностей, потому что теперь вождение стало спонтанным. Вы знаете, как это делается, поэтому вам не нужно сознавать это.
То же самое происходит, когда вы медитируете. Вначале вы должны осознавать ваше сознание, и это вам приносит определенное напряжение, определенную усталость, но постепенно, когда ваше сознание будет расти, вам не нужно будет сознавать этого. Оно будет течь само собой, подобно дыханию. Вам не нужно будет сознавать этого, это будет происходить само собой. На самом деле, на поздних стадиях медитации, если вы будете слишком сильно озабочены осознанностью, это станет препятствием, беспокойством. Если вы будете сознавать ваше дыхание, вы немедленно почувствуете беспокойство и нарушение естественного ритма дыхания. Оно