У всех оно отлично. Это одна из причин, по которой существуют конфликты в мире. Вы ждете, и жена кричит через окно: «Я уже выхожу», но она стоит перед зеркалом, а вы ждете. «Уже время, мы опоздаем на поезд», а она сердится из-за того, что вы ее торопите, и вы сердитесь. Что происходит? Каждый муж раздражается, когда он сидит за рулем машины и нажимает на клаксон, а жена все равно опаздывает, она готовится, готовится, готовится. Она все еще выбирает свое сари. Но поезду все равно, какое сари вы оденете. Поезда уходят вовремя. И муж удивляется: что же происходит? Два различных психологических времени входят в конфликт.
Мужчина живет в хронологическом времени, а женщина живет в психологическом времени. Насколько я вижу, даже когда женщины пользуются наручными часами, они воспринимают их как браслеты. Я еще не видел, чтобы они на самом деле пользовались ими — по крайней мере, не в Индии. Я всегда видел женщин, которые даже не знали, как сказать, сколько сейчас времени, но у них были наручные часы, прекрасные золотые часы. Они могли себе это позволить.
Ребенок живет в совершенно другом мире. У ребенка свое собственное психологическое время. Он никуда не торопится, он живет как в спячке, он не может понять вас. А вы не можете понять его. Вы далеки от него, между вами нет моста. Когда старик разговаривает с ребенком, он разговаривает с другой планетой. Его слова никогда не достигают ребенка. Ребенок не может понять, для чего так спешить. Для чего?
Психологическое время совершенно личное, вот почему хронологическое время стало важным. Иначе не было бы места встречи. Вы бы не знали, как действовать вместе, как договариваться. Если бы каждый приходил в офис по своему собственному желанию, то работа в офисе бы не могла продолжаться. Если каждый приходил бы на поезд по своему собственному времени, поезда не смогли бы уезжать с пассажирами, поэтому нужно нечто нейтральное.
Хронологическое время — это история, а психологическое время — это легенда. В этом отличие между историей и легендой. На Западе историю записывают, а на Востоке записывают легенды. Если вы спросите, когда родился Кришна, точную дату, вы нигде не сможете найти ответа. И историкам легко доказать, что если вы не можете точно определить дату хронологического рождения, значит, Кришна не был рожден. Если вы не можете определить место и дату рождения, если вы не можете показать это место и время, то вообще сомнительно, был ли Кришна.
Восток никогда не интересовался этим, Восток всегда смеялся над нелепостью такой точки зрения. Какое имеет отношение хронологическое время к рождению Кришны? У нас нет никаких записей. У нас есть записи, но они очень противоречивы, они противоречат друг другу.
Но посмотрите. Я родился одиннадцатого декабря, но если бы можно было доказать, что я не родился одиннадцатого декабря, разве это было бы достаточное доказательство того, что я вообще не рождался?
На Востоке никто не помнит своей даты рождения. Позавчера Вивек спорила относительно дня рождения своего отца. Может быть, двадцать седьмого, а может быть, другая дата. И он не успокоился из-за того, что если он напишет и спросит об этом, его родители почувствуют себя оскорбленными. Я сказал ему, что я тоже не знаю день рождения своей матери и день рождения своего отца, и я даже не уверен, что они сами это знают, но это еще не доказательство того, что их нет.
Восток писал легенды. Легенды совершенно другие. Они имеют отношение к психологическому времени.
Хронологическое время движется линейно, по линии. Вот почему на Западе они говорят, что ничто не ново под луной. Но история никогда не повторяет себя. Время движется по линии, поэтому как же история может себя повторить? Каждое событие кажется уникальным. Но на Востоке мы говорим, что история — это колесо. История движется не по линии, а по кругу, и на Востоке мы говорим, что ничто не ново под луной, и история всегда себя повторяет. Она есть постоянное повторение, поэтому к чему нам беспокоиться о том, — когда был рожден Кришна?
На Востоке мы говорим, что Кришна рождается в каждый век снова и снова. Это колесо. Между творением и разрушением Кришна рождается снова и снова. Его формы могут отличаться, и времена могут отличаться, но он рождается снова и снова. Почему же беспокоиться? Нужно просто описать, кто он, и не беспокоиться слишком много несущественными деталями. Поэтому, может быть, именно таково изображение Кришны, а может быть, оно принадлежит не какому-то определенному Кришне, это может быть просто синтез всех Кришн. Вот как обстоят дела.
Если вы спросите, соответствует ли статуя Будды действительному облику Будды, можно ответить «нет», и, тем не менее, соответствует, потому что Будда должен быть таким. Неважно, какой это конкретно будда: Гаутама Сиддхартха, сын Шудхадхана, который родился в Капиласту в определенный день, и не важно похож ли он на эту статую. Смысл не в этом. Но все будды всегда синтезированы в этой статуе, они представляют будду. Эта статуя — это статуя природы будды, а не какого-то конкретного будды. Все будды включены в эту статую.
Вот в чем Восток отличается от Запада. Вы не можете провести никакого отличия между Буддой и Махавирой, кроме небольшого символа, который можно увидеть у их стоп, иначе вы не смогли бы их отличить. У джайнов есть двадцать четыре тиртханкары, двадцать четыре великих мастера, но вы не можете отличить эти статуи. Идите в джайнский храм и посмотрите. Все они выглядят одинаково. Но не может быть того, чтобы двадцать четыре человека выглядели одинаково, это невозможно. Нельзя найти даже двух людей, похожих друг на друга, но эти статуи представляют не внешнее, они представляют внутренний опыт. Да, два человека не могут быть похожими, но два вида опыта могут быть подобными.
Когда вы любите, и кто-то другой любит, ваша любовь подобна. Когда вы медитируете, и кто-то другой медитирует, медитация подобна. Когда вы становитесь просветленным, и кто-то другой становится просветленным, просветление подобно. Эти двадцать четыре статуи джайнских мастеров — не статуи этих двадцати четырех людей, но они символизируют состояние сознания, которое отражено в этих двадцати четырех личностях. Это все символы.
Если вы увидите джайнского тиртханкару, вы увидите: у него длинные уши, которые почти что касаются плеч. Все джайны говорят, что у всех тиртханкар очень длинные уши, и есть глупцы, которые думают, что Махавира действительно имел такие огромные уши.
Меня пригласил один джайн, Ачарья Тулси, на одну из своих конференций. У него были очень длинные уши, и поэтому один из его учеников пришел ко мне и сказал: «Видите, Ачарья Тулси — Махараджа, имея такие длинные уши. Это символ того, что он великий мастер, и вскоре в одной из своих жизней он станет тиртханкарой». И как раз по совпадению, а, может быть, просто в силу определенной гармонии мимо проходил осел. Я сказал этому ученику: «Посмотри на Ачарья осла махараджа. Он уже стал тиртханкарой». И ученик ужасно разгневался. Больше ко мне он не приходил.
Длинные уши просто показывают то, что эти люди могут слушать, вот и все. Они могут слушать звук, беззвучный звук, звук хлопка одной ладони. Они способны слышать истину. Эти статуи просто символ. Это не значит, что они действительно представляют какого-то настоящего человека. Эти объяснения глупы, но так все и продолжается. Легенды символичны.
Говорится, что Рама родился в Айодхе. Но Айодхи — это состояние внутреннего покоя. Оно не имеет никакого отношения к городу по имени Айодхи. Этот город был назван в честь внутреннего состояния Айодхи — умиротворения, тишины, блаженного состояния. Естественно, Рама должен был родиться из этого состояния.
Вот в чем смысл рождения Иисуса. Он родился у девственной души. Это не значит, что его родила девственница Мария, нет. Но он родился из девственности, из чистоты, из невинности, из неизвращенной чистоты бытия. Вот откуда он родился. И это его истинное лоно.
Есть символы. Это просто аллегория, это не имеет отношения к хронологическому времени.
История продолжает собирать мусор, ненужные детали. Посмотрите на исторические хроники. Вы будете удивлены. Почему так много людей занимаются такой глупой работой? Даты, имена, имена… все это продолжается. Тысячи людей тратят понапрасну свои жизни, и они называют это исследованиями. Есть журналисты, газетчики, редакторы. Они слишком много обращают внимания на хронологию. Но они обращают внимание на ненужные детали, на новости.
Истина никогда не может быть новостями, потому что она всегда есть. Она не происходит, она уже случилась. Не истина — это новости.
Кто-то спросил у Бернарда Шоу: «Что такое новости?», и он сказал: «Когда собака кусает человека, это не новости, но когда человек кусает собаку, это новости», потому что новости должны быть чем-то новым. Собака, которая кусает человека — это не новости, потому что это не ново. Так всегда было и всегда будет. Но когда человек кусает собаку — это, определенно, новости.
Вы не можете найти более пустых и более поверхностных людей, чем журналисты. У них есть дар отыскивать бесполезные вещи. Журналисты — это бессильные политики. Политики создают новости, а журналисты собирают эти новости. Журналисты подобны тени политиков, вот почему газеты полны политических известий с одного края до другого, с начала до конца: одна политика, политика, политика. Журналист — это тот, кто не смог стать политиком, он не может создавать новости, и он их собирает. Его взаимоотношения с политиками в точности такие же, как взаимоотношения критиков с поэтами. Тот, кто не смог стать поэтом, становится критиком.
Я слышал об одном известном актере. В одном фильме ему нужна лошадь, и хозяин лошади приводит ему лошадь. Это была обыкновенная лошадь, но хозяин начал расхваливать ее и сказал: «Это необычная лошадь. Не обращай внимания на ее внешний вид. Посмотри на ее дух. Это великая лошадь. Она снималась в стольких фильмах, что вы можете назвать ее почти что актером».
И как раз в это мгновение лошадь пёрднула. Это был громкий и оглушительный звук.
И тогда актер сказал: «Я вижу. Она не только актер, она еще и критик».
Журналисты, критики, историки, политики — они все зависли в хронологическом времени, на поверхности жизни. Они погружены в тщетные и бесполезные усилия, которые совершаются в этом мире. Все это для них становится важным. Мы делаем это важным просто потому, что мы забыли о том, что часы еще не есть жизнь.
Психологическое время — это время мечтаний. Мифы, поэзия, любовь, искусство, рисование, танцы, музыка, интуиция.