индивидуальностью, она не позволяет вам быть самим собой, она заставляет вас погружаться в определенные правила, быть рабами, слугами. Если вы не знаете, как это превзойти, это единственный способ того, как вы можете использовать вашу энергию, и это становится безопасной нишей.
Люди, которые живут в первом центре, в Муладхаре, живут только для очень глупой причины. Они продолжают создавать энергию, и потом они перегружаются ей, и они ее выбрасывают. Они едят, они ходят, они спят, они делают многое для того, чтобы создать энергию, и потом они говорят: «Что делать с этим? Это очень тяжело». И тогда они ее выбрасывают. Это кажется злосчастным кругом. Когда они ее выбрасывают, они снова чувствуют опустошенность. И они снова наполняются новым топливом, новой едой, новой работой, и снова их энергия присутствует в них, и они чувствуют жажду падения, они говорят так: «Нужно куда-то ее высвободить». А секс как раз становится таким высвобождением. Это злосчастный круг: накапливание энергии, а потом выбрасывание энергии, накапливание энергии и снова выбрасывание энергии. Это выглядит, практически, нелепо.
До тех пор пока вы не узнаете, что в вас есть высшие центры внутри, которые могут принять эту энергию, использовать ее в творческих целях, вы будете заключены только в злосчастный сексуальный круг. Вот почему все религии так настаивают на своего рода контроле секса. Секс может быть подавленным, и это может стать опасным. Если другие центры не открываются, а вы продолжаете подавлять вашу энергию, осуждать, насиловать, то вы попадаете в ситуацию вулкана. В любой день вы можете взорваться, вы можете стать невротичными, вы можете просто сойти с ума, и тогда лучше ее высвободить. Но есть такие центры, которые могут поглощать энергию, и тогда большее бытие, более великие возможности могут открыться перед вами.
Помните, что за последние несколько дней мы говорили, что второй центр около сексуального центра называется харой. Это центр смерти. Вот почему люди боятся двигаться выше секса: потому что в то мгновение, когда энергия начинает двигаться выше секса, она прикасается к центру хары, и человек начинает бояться. Вот почему люди боятся даже глубоко любить, потому что когда вы глубоко любите, сексуальный центр создает такие круги, которые попадают в центр хары, и вырастает страх.
Так много людей приходят ко мне, и они говорят: «Почему мы чувствует столько страха к другому полу, к противоположному полу? Почему мужчины так боятся женщин, а женщины так боятся мужчин? Почему мы чувствуем такой испуг?» Но это не страх другого пола, это страх самого секса, потому что если вы будете глубоко погружаться в секс, тогда центр становится более динамичным, он создает большие энергетические поля, и эти энергетические поля начинают перекрывать центр хары. Наблюдали ли вы это? Во время сексуального оргазма что-то начинает двигаться, и вы ощущаете какое-то шевеление под пупком, какую-то щекотку, и эта щекотка возникает из-за того, что сексуальный центр связывается с харой. Вот почему люди боятся также и секса. Особенно люди боятся глубокой интимности самого оргазма.
Но этот второй центр должен быть заработан. Его нужно пронзить, его нужно открыть. Вот в чем смысл того, когда Иисус говорит: «До тех пор пока вы не будете готовы умереть. Вы не можете родиться заново».
Всего лишь два-три дня перед этим был праздник, и кто-то задал такой вопрос: «Сегодня праздник. Ошо, можете ли вы что-то сказать?» Но я могу сказать только одно: каждый день — это праздник. А это был праздник воскрешения Иисуса, его распятия и воскрешения, его смерти и его рождения. Каждый день — это Пасха, если вы готовы двигаться к центру хары. Сначала вас распнут, а крест находится внутри вас, в центре хары. Вы уже несете этот крест, вы просто должны попасть в него, и вы должны умереть через него, и тогда будет распятие.
Когда вы однажды умираете в центре хары, смерть исчезает, и тогда впервые вы начинаете осознавать новый мир, новые измерения, и тогда вы можете увидеть высший центр, чем хара. Это центр пупка. Центр пупка становится распятием, потому что центр пупка наиболее энергетичный. Это поглощающий центр, и он становится резервуаром энергии.
И когда вы узнаете о том, что вы передвинулись из сексуального центра в центр хары, вы знаете, что теперь для вас есть возможность движения внутрь. Вы открыли дверь. Теперь вы не можете отдыхать до тех пор, пока не откроете всех дверей. Теперь вы не можете оставаться на веранде, вы должны войти во дворец. Тогда вы можете открыть другую дверь, а потом еще другие двери.
И как раз посередине находится сердечный центр. Сердечный центр разделяет низшее и высшее. Сначала идет сексуальный центр, потом идет хара, пупочный центр, а потом идет сердечный центр. Ниже сердечного центра есть три центра, и выше сердечного центра есть три центра. И сердце в точности посередине.
Вы, должно быть, видели печать Соломона. В иудаизме, особенно в кабалистических учениях, печать Соломона — один из наиболее важных знаков. Печать Соломона — это символ сердечного центра. Секс движется вниз, секс подобен трезубцу, который направлен вниз. Сахасрара движется вверх, поэтому Сахасрара — это трезубец, направленный вверх. А сердце как раз посередине. И как раз в нем трезубец секса встречается с трезубцем Сахасрары. Оба трезубца встречаются, растворяются друг в друге, и поэтому появляется шестиконечная звезда. Это печать Соломона. Сердце — это печать Соломона.
И когда вы однажды открываете эту дверь, вы обретаете возможность получить высшее. Ниже сердца вы остаетесь человеком, а выше сердца вы становитесь сверхчеловеком.
После сердечного центра следует горловой центр, потом центр третьего глаза, а потом Сахасрара.
Сердце чувствует любовь, сердце поглощает любовь. Она становится любовью. Горло — это выражение, это связь, это стремление поделиться, отдать другим. Если вы отдаете другим людям любовь, начинает действовать третий глаз. Когда вы начинаете давать, вы идете выше и выше. Человек, который продолжает брать, идет ниже и ниже, а человек, который продолжает отдавать, идет выше и выше. Скупость — это самая лучшая возможность для человека упасть, а щедрость — это лучшая возможность для человека, чтобы подняться. Это высшее, что может быть доступно человеку.
Пять тел, пять махабхут, пять центров плюс два моста — таков общий узор, общая карта. Но кроме этого общего узора есть еще усилие йога. Он должен направлять самьяму на каждый центр, в каждый угол, чтобы стать просветленным, полным света.
Теперь сутра. Способность входить в соприкосновение с состоянием сознания, которое лежит выше ментального тела и которое поэтому непостижимо, называется махаведеха. Благодаря этой способности разрушается завеса света.
Когда вы оказываетесь за пределами тела-ума, впервые вы осознаете, что вы не ум, но свидетель. Ниже ума вы отождествляетесь с ним, но когда вы узнаете мысли, ментальные образы, идеи, когда вы понимаете, что это просто объекты, что это просто облака, которые плывут в вашем сознании, вы отделяетесь от них немедленно.
Способность входить в соприкосновение с состоянием сознания, которое лежит выше ментального тела и которое поэтому непостижимо, называется махаведеха.
Вы возвышаетесь над телом. Махаведеха означает того, кто выше тела, того, кто больше не определен рамками никакого тела. Махаведеха означает того, кто знает, что он не есть тело, что он не есть ни грубое, ни тонкое тело; того, кто знает, что он бесконечен, что в нем нет границ. Махаведеха означает того, кто прочувствовал, что у него нет границ. Все границы — это определенные рамки, это тюрьма, и он может сломать их, отбросить их и может стать единым с безграничным небом.
В то мгновение, когда вы осознаете себя как безграничное, происходит вот что: благодаря этой способности завеса света разрушается. Разрушается та завеса, которая скрывала ваш собственный свет. Вы подобны свету, который был спрятан под покрывалами, и постепенно, когда вы снимаете одно покрывало за другим, пробивается все больше и больше света.
Когда вы однажды отбрасываете маномайя кошу, ментальное тело, вы становитесь медитацией, вы становитесь не умом. Все наши усилия здесь направлены на то, чтобы возвыситься над маномайя кошей, чтобы осознать то, что вы не есть процесс мышления.
Совершая самьяму на грубое, неизменное, тонкое, все проникающее и действенное состояния, вы овладеваете способностью господствовать над панчабхутами — пятью элементами.
Эта сутра содержит в себе очень много возможностей, и она очень важна для будущей науки. Однажды наука раскроет смысл этой сутры. Наука уже находится на пути к этому. Эта сутра говорит о том, что все элементы в этом мире, панчаматабхуты: земля, воздух, огонь и так далее — появляются из ничто, и снова уходят в ничто на покой. Все происходит из ничто, и все снова уходит в ничто, покоится в ничто.
Теперь наука, особенно физика, соглашается с этим. Они соглашаются с тем, что материя появляется из ничто. Чем глубже физики погружаются в материю, тем яснее становится то, что нет ничего подобного материи. Чем больше погружаются ученые в материю, тем более, подвижной становится материя, в конце концов, она начинает проскальзывать через пальцы. Ничего не остается, просто пустота, просто чистое пространство. И из чистого пространства все рождается. Это выглядит очень нелогичным, но жизнь также нелогична. Вся современная наука стала нелогичной, потому что если вы будете настаивать на вашей логике, вы не можете попасть в реальность, а если вы попадете в реальность, то вы вынуждены будете оставить логику. И естественно, когда есть выбор между логикой и реальностью, как вы можете выбрать логику? Вы будете вынуждены отбросить логику.
Всего лишь пятьдесят лет назад, когда ученые осознали электрические частицы, электроны, они обнаружили, что эти частицы ведут себя очень смешно. Они ведут себя как дзенские мастера. Они ведут себя невероятно и нелепо. Иногда они выглядят как волны, а иногда выглядят как частицы. До этого открытия существовало твердое мнение о том, что могут быть либо электромагнитные волны, либо твердые частицы. До этого твердо верили в то, что ничто не может быть одновременно и волной, и частицей. Либо частица, либо волна. А это означает то, что может быть точка, может быть линия одновременно. Но это невозможно. Евклид бы с этим не согласился, Аристотель бы просто отверг эту мысль. Он бы сказал, что вы сошли с ума. Точка — это точка, а линия содержит множество точек, поэтому как одна точка может быть линией и одновременно оставаться точкой? Это выглядит нелепым. Евклид и Аристотель тогда главенствовали. Всего лишь пятьдесят лет назад, вся наука взорвалась, потому что были открыты электроны, электрические частички, которые вели себя одновременно и как волны,