мальчиками и девочками, при этом возникает раздвоение. Вы создаете намерения. Девочки должны стать прекрасными женщинами, а мальчики должны стать сильными мужчинами. Девочки будут сидеть дома, они будут домохозяйками, они будут женами, матерями, а мальчики будут предпринимать приключения в мире. Их ждут деньги, власть, положение, амбиции. Вы создаете в них разные намерения.
В разных обществах, даются разные условия. Есть матриархальные общества, в них преобладают женщины. Там вы увидите невероятную истину: если есть общество, в котором преобладают женщины, мужчины становятся слабыми, а женщины становятся сильными. Женщина смотрит за всей работой вне дома, а мужчина просто смотрит за домом.
Но из-за того, что мы живем в обществе, в котором преобладают мужчины, мужчина становится могущественным, а женщина становится слабой и хрупкой. Но это гипноз. Это не естественно. Вы даете определенное направление, и вокруг него вырастают тысячи видов гипноза.
В Индии, если человек рождается бедняком, в семье неприкасаемых, он становится шудрой, он вынужден быть шудрой всю свою жизнь. Он не может даже сменить свой бизнес. Он не может стать брамином. Он обусловлен. Ему дается очень узкая нора, подобная туннелю отверстие, и он вынужден всю жизнь жить в ней. Он вынужден пройти через это, других возможностей у него нет. И он будет мыслить соответственно, будет жить определенным образом. И любая обусловленность ума поддерживает себя сама. Она все больше и больше создает сама себя, причем делает это все более и более искусно. И тогда вам говорят о том, что есть Бог. А в России говорят о том, что Бога нет.
Дочь Сталина, Светлана, написала в своих воспоминаниях, что с самого начала, из-за того, что она была дочерью Сталина, ее очень строго учили атеизму. Но постепенно она начала чувствовать: «Почему? Если Бога нет, почему идет так много пропаганды о Нем? В чем смысл? В этом совершенно нет смысла. Если Бога нет, вопрос исчерпан, к чему беспокойства? Для чего создавать пропаганду против Бога, почему доказывать что-то? Сами усилия показывают на то, что что-то должно быть, что-то может быть». Она начала сомневаться, и когда умер Сталин, она восстала. Она стала религиозной, но ее ум был ограничен. Она, должно быть, была исключительным человеком. Потому что стать теистом в России также тяжело, как быть атеистом в Индии.
Этому не учат, это можно только уловить. Вместе с кровью матери, с молоком матери, с дыханием матери. Вся атмосфера окружает вас как тонкая обусловленность. Этому не учат. Никто не учит вас, особенно таким вопросам, вы улавливаете их. Первое, что слышит индуистский ребенок, когда открывает уши, это мантра, или отрывок из Бхагавад Гиты. Он ничего не понимает. Но первое впечатление, которое он получает, это санскритские песнопения, какие-то религиозные писания. Потом он начинает расти. Он видит, как молится его мать, видит статуи Бога. Он видит благовония и цветы, и он продолжает вращаться в этой атмосфере, наблюдает и видит что происходит. Он может увидеть, как плачет его мать, как текут слезы по ее лицу, она выглядит такой счастливой, такой величественной. Происходит что-то необыкновенно величественное. Он не может знать, что это. Но происходит нечто. Он улавливает это. Потом он видит священников, храм, огненные одежды. Он видит всю атмосферу, которую он прямо выпивает. Это становится частью его бытия. Он впитывает его вместе молоком матери, с молоком окружающей атмосферы. Но он улавливает все это еще тогда, когда не осознает. Вы становитесь христианами. К тому мгновению, когда вы осознаете, вы уже становитесь христианами, индуистами, мусульманами, джайнами, буддистами. И очень сложно отучиться от этой обусловленности.
Все усилие Патанджали направлено на то, чтобы помочь вам перестать себя обуславливать. Оно направлено на то, чтобы помочь вам перестать обуславливать себя. Все, чему вас научили, должно быть отброшено. Чтобы снова выбраться из под облаков в открытое небо. Чтобы снова вы могли выбраться из жизни в этом маленьком туннеле, в котором вы живете в качестве индуистов, мусульман, коммунистов, и всякого прочего. Чтобы снова вы могли найти открытое небо, без измерений. Ни одна религия, по крайней мере, ни одна организованная религия не поддерживают этого. Они просто украшают свои туннели. Они навязывают людям свои учения, как будто бы это единственный путь обретения Бога.
Я слышал об одном человеке, протестанте, который после смерти прибыл к райским вратам. Он спросил у святого Петра: «Перед тем, как остановится в каком-то конкретном месте, мне бы хотелось отправиться на экскурсию. Мне бы хотелось посмотреть на весь рай». Святой Петр сказал: «Твое любопытство объяснимо, но тебе придется помнить одну вещь. Я буду тебе показывать рай, но ты не должен говорить, ты должен хранить полное молчание. Причем ты должен ходить так, чтобы не создавать шума». Тогда протестант почувствовал небольшое беспокойство: «Для чего все это?» Но послушался. Когда он хотел что-нибудь сказать, святой Петр прижимал палец к его губам и говорил: «Тихо, храни тишину». Когда их путешествие подошло к концу, он сказал: «Что случилось? Для чего столько тишины?» Петр ответил: «Все здесь верующие. Например, католик верит, что только католики в раю. Протестанты верят, что только они в раю. Индуисты верят, что только они в раю. Мусульмане верят, что только они в раю. Поэтому они будут очень сильно оскорблены, если узнают, что кто-то другой также в раю. Они не могут в это поверить».
На земле люди живут в тоннелях, и в раю также.
Ни одна организованная религия не может быть за полное открытие ума. Вот почему организованная религия — это не религия вообще. Это политика.
Вчера я получил письмо от Амиды. Она была в Арике. Теперь она приехала сюда. Люди там чувствуют большое беспокойство из-за того, что она приняла саньясу. Поэтому они написали письмо-отлучение. Итак, она отлучена. Это выглядит нелепо. Это похоже на политику. Она больше не имеет право приходить на их встречи, не имеет право участвовать в них. Они говорят на своем жаргоне: «Теперь ты опущена». Ее осуждают. То же самое происходит повсюду. Сайентология поступает также с людьми. Точно так же, как поступило с Амидой ее общество, если вы были членом общества сайентологии и покидаете его, на вас навешивают ярлык врага. Врага!
Но так происходило всегда. Помните всегда, там, где ваш ум ограничивают, бегите из этого места. Это не религия, это политика. Это ловушка эго.
Религия расширяет вас.
Религия расширяет вас настолько, что весь дом вокруг вас постепенно исчезает. Вы оказываетесь под открытым небом, совершенно голые, в полном единстве с существованием. Между вами и существованием не существует ничего больше. Эта точка достигается легко, естественно, спонтанно, во время рождения. Сила открывается при рождении, все открывается при рождении. Вопрос лежит лишь в том, чтобы вспомнить об этом. Это не будет открытием. Это будет воспоминанием.
Многие люди приходят ко мне и спрашивают: «Если происходит самадхи, если происходит просветление, как мы сможем распознать его, как мы сможем понять, что это оно?» Пусть вас это не беспокоит. Вы распознаете это, потому что вы знаете, что это такое. Вы просто забыли. Если это случится снова, в сознание вырастет память об этом. На вашей поверхности появится память, и тогда вы вспомните.
Этого можно добиться четырьмя способами. Первый способ через наркотики. Индуисты использовали наркотики на протяжении многих тысячелетий. На западе это сумасшествие только начинается, в Индии оно очень древнее.
Патанджали говорит:
Силы, которые открываются при рождении, приобретаются при приеме наркотиков, при повторении священных слов, совершении аскез или при самадхи.
Он поддерживает только самадхи, но он научный человек. Он не забыл ни о чем.
Да, можно обрести через наркотики, но это будет низкий проблеск. Благодаря приему химических элементов, вы можете обрести определенный проблеск. Но это практически насилие, это своего рода насилие над Богом. Потому что вы еще не доросли до этого проблеска. Скорее вы навязываете себе этот проблеск. Вы можете принять ЛСД, или марихуану, или что-нибудь подобное, вы насилуете химию своего тела. Если химию насиловать слишком сильно, на какое-то мгновение происходит расслабление обусловленного ума. Из жизни в тоннеле, вы получаете определенный проблеск, посредством расслабления. Но это достается дорогой ценой. Теперь вы привыкнете к наркотику. И когда вам захочется иметь проблеск, вам придется обращаться к помощи наркотика. И каждый раз, когда вы будете это делать, вам понадобится все большее и большее количество. Причем вы совершенно не будете расти, вы не будете становиться зрелыми. Только наркотик будет увеличиваться в дозе, а вы будете оставаться такими же. Принимать наркотики — это значит, получить проблески божественного очень дорогой ценой. Это не достойно этого. Это означает разрушать себя. Это подобно самоубийству. Но Патанджали воспринимает это как возможность. Многие пытались осуществить это, и многие принимают это, как возможность. Многие пытались осуществить это, и многие почти сошли с ума из-за этого. Опасно совершать насилие по отношению к существованию. Вы должны расти естественно. Самое большее, это может стать сном, но это не может стать реальностью. Человек, который принимал ЛСД долго остается тем же самым человеком. Он может говорить о новых пространствах, которых он достиг. И он будет говорить о запредельном опыте. Но вы можете увидеть то, что человек остался таким же, он не изменился. Он не обрел никакой милости. Могло бы быть иначе. Он мог потерять всякую милость, которая у него была до сих пор. Он не стал более счастливым и блаженным. Да, он может смеяться под воздействием наркотиков, но этот смех также болезненный. Он не смеется естественно, он не течет естественно. И после воздействия наркотика он станет тупым, у него будет ломка. И он будет снова и снова искать, искать того же проблеска. Теперь он будет загипнотизирован опытом наркотиков. Это самая низкая возможность.
Вторая возможность лучше, чем первая. Это мантра. Если вы будете повторять определенную мантру долго, это также приведет к тонким химическим изменениям в теле. Это лучше, чем наркотики, но, тем не мене, это также тонкие наркотики. Если вы будете повторять постоянно: «Аум, аум, аум», — само повторение будет создавать в вас звуковые волны. Подобно этому вы можете бросать камни в озеро, будут подниматься волны, которые будут расходиться кругами, создавая определенные узоры. То же самое происходит тогда, когда вы пользуетесь определенной мантрой, когда постоянно повторяете определенное слово. Не имеет никакого конкретного значения, какое слово вы повторяете: Аум, Рама, Аве Мария или Аллах. Вы можете повторять: «Блюм, блюм, блюм». Эффект будет тот же. Но вы должны повторять один и тот же звук, в той