этого постоянного мотива. Они не знают этого языка желания. Они знают язык игривости. Вот в чем смысл слов Иисуса, который говорит, что вы не сможете войти в царство божье до тех пор, пока не будете как дети малые. Он говорит: «До тех пор, пока вы не станете детьми снова, пока вы не отбросите мотива, пока не станете игривыми, вы не сможете войти». Помните о том, что труд никогда никого не привел к Богу. И люди, которые работают на пути к Богу, будут двигаться по кругу в мире. Они никогда не достигнут его. Он игрив, и вы также должны быть игривы. Внезапно возникает связь. Внезапно возникает мост.
Если вы медитируете, медитируйте игриво, не медитируйте серьезно. Когда вы входите в зал для медитации, оставьте свои серьезные лица там же, где вы оставляете ботинки. Пусть ваша медитация превратится в смех. Смех — это очень религиозное слово. Серьезность очень не религиозна. Если вы хотите достигнуть изначального ума, вам придется жить очень несерьезной жизнью, очень искренней жизнью. Вы должны преобразить вашу работу в игру. Вы должны преобразить все ваши обязанности в любовь.
Долг — это очень грязное слово. Оно состоит из четырех букв. Избегайте долга. Пусть будет больше любви. Меняйте работу, преобразите ее в новую энергию, которая поможет вам наслаждаться. Пусть в вашей жизни будет больше смеха. Больше юмора, меньше желаний и меньше мотивов. Чем больше вы будете иметь мотивов, тем больше вы будете создавать определенный ум. Вам придется это делать, потому что мотивация может наполнить только определенный ум. Но если вы хотите отбросить ум, вы должны отбросить все умы, которые вас наполнили. Лишь тогда вы сможете достигнуть вашей внутренней природы, спонтанности. Но это совершенно другое. Это совершенно другой язык, отличный от желаний.
Позвольте мне рассказать вам одну историю. Мулла Насреддин судился. После того, как судья выслушал свидетельство, он сказал, что нужно выслушать обвиняемого. Мулла Насреддин, которого обвинили, возразил под предлогом того, что он не знает слово обвиняемый. Но судья отклонил его возражение, сказав: «Я знаю, что означает это слово, судейская коллегия знает, что означает это слово. Прокурор знает, что означает это слово, присяжные знают, что оно означает. Так что ты должен продолжать». Так сказал судья. Он так и поступил. Мулла Насреддин по просьбе судьи и адвоката начал рассказывать о том, что произошло той ночью.
«Понимаете, — сказал Мулла, — я вел эту женщину домой. И мы решили срезать, пройдя через поле. Когда мы прошли середину поля, она устала. И поэтому мы сели отдохнуть. Была прекрасная летняя ночь, я почувствовал себя немного романтично. Поэтому я поцеловал ее, и она меня поцеловала. И потом я снова ее поцеловал. И она меня снова поцеловала. Через десять минут произошло хи ди ти».
Судья спросил: «Что такое хи ди ти? Ради Бога, что означает это слово?»
«Хорошо, — ответил Насреддин, — я знаю, что это означает. Адвокат знает, что это означает, присяжные знают, что это означает, если б ты был там со своим фотоаппаратом, ты бы также знал, что это означает».
У желания есть собственный язык. У мотивов есть собственный язык. И все языки — это языки желаний и мотивов, языки различных желаний. Позвольте мне сказать вам: христианство — это язык различных желаний, это не религия. Индуизм — это язык определенного желания. Но это не религия. И так далее.
Изначальный ум не имеет языка. Вы не можете достигнуть этого ума, будучи христианами, джайнами, буддистами. Нет, все это желания. Просто вы хотите достигнуть чего-то посредством них. Это проекция вашей жадности.
Изначальный ум познается только тогда, когда вы отбрасываете желания, язык, все виды ума. И внезапно вы не можете понять кто вы. Религиозный человек — это тот человек, который отбросил отождествление с каким-то образом мышления, и стоит обнаженный, уединенный, окруженный существованием. И на нем нет одежды, нет никакого внешнего покрывала ума и языка. Это лук, полностью очищенный, остается только пустота в руках.
Только изначальный ум, рожденный из медитации, свободен от желаний.
Так как же обрести этот изначальный ум? Нужно понять одну из наиболее важных трудностей в религии. Изначальный ум свободен от желаний, и путь обретения его — это перестать желать. Возникает трудность для того, кто умен: что первично, мы должны сначала отбросить все желания, и после этого мы можем обрести изначальный ум. Тогда возникает трудность: если мы отбрасываем все желания и достигаем изначального ума, как мы можем отбросить все желания до того, как мы его обрели? Или, может быть, сначала нужно обрести изначальный ум, и потом желания отпадут как следствие этого. Тогда мы можем достигнуть изначального ума, когда наши желания еще есть? Но изначального ума невозможно достигнуть тогда, когда еще есть желания. Тогда возникает парадокс. Но этот парадокс существует только из-за того, что интеллект все делит. На самом деле изначальный ум, отсутствие желаний — не две отдельные вещи. Это одно то же явление. Просто о нем мы говорим по-разному. Это одна энергия. Вы можете называть ее отсутствием желания, или вы можете называть ее изначальным умом, но это не две разные вещи. Это происходит одновременно.
До тех пор, пока вы не обретете изначального ума, вы не можете отбросить желания, но вы можете на девяносто девять и девять десятых процента быть без желаний. И таков путь. Вы начинаете понимать желания. Благодаря этому пониманию многие из этих желаний просто исчезают. Потому что многие из них просто глупы. Они никуда не привели вас. Из-за них вы сталкивались только с все большим и большим разочарованием. Они открывают перед вами дверь в ад и не дают ничего большего. У вас только больше страданий, агонии и боли. Посмотрите на них, и они исчезнут. Сначала из вас исчезнут желания, которые могут привести вас к разочарованию. Потом вы обретете более широкую перспективу. Вы увидите что желания, о которых вы все еще думаете, желания, которые ведут вас в наслаждение, также не приносят вам истинного наслаждения. Потому что все, что вам кажется наслаждением, в конце концов, также оказывается горьким и кислым.
Поэтому наслаждение — это ловушка, которой пользуется желание. Сначала исчезнет боль, а потом вы сможете увидеть, что наслаждение иллюзорно, нереально. Это просто сон. Девяносто девять и девять десятых процентов желаний просто исчезнут благодаря вашему пониманию. Потом происходит окончательное избавление от желаний. Это происходит одновременно. Сто процентов желаний исчезает, и изначальный ум приходит в единое мгновение. Это происходит не согласно закону причины и следствия, но происходит мгновенно. Это происходит вместе.
Лучше было сказать, используя термин Юнга: происходит синхронность. Желание и изначальный ум не связаны законом причины и следствия, они только кажутся раздельными, но на самом деле они соединены вместе. Мы вынуждены так выражаться, потому что приходится использовать язык. Отсутствие желаний и изначальный ум — это единое явление. Это две стороны одной монеты. Если вы будете смотреть через понимание, через медитацию, вы будете называть это изначальным умом. Но если вы будете смотреть через желания, страсти, вы будете называть это состояние отсутствием желаний. Когда вы называете это состояние отсутствием желаний, это просто показывает то, что вы сравниваете это состояние с отсутствием желаний. Когда вы называете это состояние изначальным умом, это просто показывает то, что вы сравниваете его с механическим умом, но вы говорите об одном и том же.
Где бы вы ни были, вы представляете собой механический ум. Где бы вы ни были, вы заключены в клетку механического ума. Не печальтесь из-за этого. Каждый ребенок вынужден научиться этому. Это создает ум. Каждый ребенок должен научиться выживанию в этом мире. Это создает ум. Не чувствуйте гнева на родителей, на общество. Это не поможет. Они помогали вам с любовью. И это было естественно.
Вам нужен ум для того, чтобы выжить. И каждое общество должно учить детей вести себя согласно определенным законам, потому что все дети рождаются дикими. Их нужно научить. Их нужно ограничить. Они приходят в этот мир без рамок. Им трудно будет выжить и жить в этом мире, в котором так много борьбы, борьбы за выживание. Это постоянная трудность. Их нужно научить защищать себя, им нужно дать оружие, их нужно защитить, поставить охранную печать против сил этого мира, которые ему присущи. Их нужно научить себя вести подобно другим, их нужно научить имитировать. Механический ум создается через подражание. Изначальный ум возникает тогда, когда вы отбрасываете подражание.
Я слышал. Три духа играли в карты. Когда четвертый дух вошел внутрь и когда он это сделал, подул сквозняк, который сдул все карты на пол. Новый дух был духом ребенка, очень молодого, который еще толком не знал что такое мир духов. Один из духов посмотрел на него и сказал: «разве ты не можешь пользоваться замочной скважиной, как это делают остальные?!»
Даже духи должны научиться чему-то. Не нужно было открывать дверь. Нужно было научиться пользоваться замочной скважиной, как делают все духи.
Именно так родители продолжают учить нас. Они учат нас подражать. В этом мире приветствуют тех, кто умеет хорошо подражать. Ребенок, который не подражает, наказывается. Ребенок, который не восстает, наказывается. Послушный ребенок восхваляется. Послушание считается великой добродетелью, а непослушание считается великим грехом. Все общество делает вас послушными, заставляет вас, используя награду и наказание, используя метод кнута и пряника, страх и похвалу. Это способствует укреплению вашего эго. Есть тысячи способов заставить вас подражать другим. Потому что это единственный путь — заключить вас в рамки, ограничить вас, дать вам определенную жесткую дисциплину, но естественно за это приходится платить дорого. Так и должно быть, так и происходит. Другого пути не было. Никто не смог избежать этого. И я не вижу способа, посредством которого кто-нибудь, когда-нибудь мог этого избежать полностью. В большей или меньшей степени это возможно, но это будет присутствовать.
Люди спрашивают меня: «Если вам придется учить детей, чему вы их будете учить?» Но чему бы вы ни учили детей, это все равно будет развивать их ум. Вы можете научить их восставать, но это также разовьет в них ум. Они начнут подражать тем людям, которые восстают. И снова они попадут в рамки.
Кришнамурти организовал несколько школ по всему миру, чтобы учить детей оригинальности. В этих школах их учат не подражать другим, но они все равно начинают подражать. Они начинают подражать Кришнамурти. Это большая тонкость. Когда вы учите детей не подражать, они начинают подражать вам. Они