кем вы боретесь? Любая борьба, в основном, направлена против Бога, потому что он окружает вас. Если вы пытаетесь идти против течения, вы пытаетесь идти против Бога. А если он течет вниз к океану, вы должны течь вместе с ним.
Когда вы однажды начинаете плыть вместе с рекой, у вас будет развиваться совершенно другое качество. На вас будет спускаться что-то высшее, вас не будет, вы станете просто пустотой, необычайной пустотой и восприимчивостью. Когда вы боретесь, вы слабеете, когда вы боретесь, вы становитесь маленькими. Когда вы боретесь, вы становитесь тяжелыми, а когда вы не боретесь, вы сдаетесь и открываетесь. Так лотос открывает свои лепестки. Тогда вы становитесь восприимчивыми. Безболезненно вы начинаете двигаться, двигаться с жизнью, двигаться вместе с рекой.
Вопрос таков: вы говорите мне, чтобы я плыл. Но я боюсь, что если я буду плыть, я утону. Это хорошо, если вы утонете, потому что только эго может утонуть, а не вы. Когда вы боретесь, на самом деле, эго борется с вашей внутренней сутью, и вы тонете. Но благодаря тому, что вы тонете, впервые вы сможете плыть, потому что впервые вы будете. Если вы будете выбирать, вы выберете эго. Если вы не будете выбирать, и жизнь будет выбирать за вас, вы лишитесь эго. Выбирайте — и вы всегда будете выбирать ад. Выбор — это есть ад. Не выбирайте. Пусть молитва Иисуса звучит в вашем сердце: да будет царствие твое, да будет воля твоя. Пусть он потрудится для вас.
Отбросьте себя, утоните, исчезните с этого плана бытия, и тогда внезапно вы больше не будете человеком, вы будете сверхчеловеком, вся ваша жизнь станет жизнью прекрасного.
Позвольте мне рассказать вам одну историю. Одна несчастная душа появилась у дверей ада. Ее там встретил сам Дьявол. «К какой группе ты хотел бы присоединиться?» — спросил он с усмешкой. «А что ты имеешь в виду под группой?» — спросил новичок. «Видишь ли, — сказал Дьявол, — у нас есть здесь разные штучки, и мы позволяем людям выбирать по своему вкусу. Мы верим в демократию, мы не диктаторы. У нас здесь нет суеты. Все зависит от твоего собственного выбора. Ты будешь вечно мучиться, помни об этом. Не забывай об этом. Ты должен выбирать очень внимательно. И поэтому я хочу отправиться вместе с тобой в путешествие».
Дьявол повел новичка по аду. Одна группа валялась в грязи, и ее постоянно поедали черви. Другую группу постоянно обжигали раскаленными докрасна трезубцами. Другую группу все время распинали на дыбе, и так далее, и так далее. Новичок чувствовал себя очень плохо.
И тогда Дьявол привел его к одной группе, которая по грудь стояла в дерьме, и пила чай из чашек. «Ну, это вроде не так уж плохо», — подумал он про себя. «Я хочу выбрать эту группу», — сказал он Дьяволу. «Ты уверен? — спросил Дьявол. — Помни о том, что потом ты не сможешь переменить свое решение. Это навечно». «Нет, я совершенно уверен. Да, это мне подойдет», — сказал новичок. «Очень хорошо, — сказал Дьявол. — Тогда входи». И как только несчастная душа прыгнула в это дерьмо, зазвенел колокольчик, и голос сказал: «Внимание каждому. Перерыв закончился. А теперь вставайте вверх ногами».
Если вы выбираете, вы выбираете ад. Выбор есть ад. Вот как вы создали ад вокруг себя благодаря выбору. Когда вы выбираете, вы не позволяете Богу выбрать вас.
Кришнамурти продолжает настаивать на том, чтобы не выбирать. Это одна сторона всей ситуации. А другая сторона в том, что если вы не будете выбирать, Бог сам будет выбирать за вас. Это только половина истории «не выбирать», это только начало. В то мгновение, когда вы перестаете выбирать, жизнь продолжается, и, несмотря на то, что вас не будет, жизнь будет продолжаться. А вы — не что иное, как ад. Когда вы не будете стоять между собой и Богом, он будет выбирать. Он всегда выбирал для вас. Есть одна пословица, которая говорит: человек предполагает, а Бог располагает. Реальность прямо противоположна. Бог предполагает, а человек располагает.
Когда вы почувствуете красоту не избирательности, и будете плыть вместе с ней, вы никогда не будете снова выбирать, потому что как только вы начинаете выбирать, возникает ад, и все, что вы выбираете, есть ад.
Поэтому я бы хотел, чтобы вы утонули, утонули и да будут мои благословения с вами.
Когда Иисус говорит, что тот, кто цепляется за себя, потеряет себя, а те, кто действительно теряют себя, приобретут, он имеет в виду в точности то же самое, о чем я говорю. Когда суфии говорят: «Умрите до того, как вы умрете, и тогда вы станете бессмертными», они имеют в виду то же самое.
Смерть эго происходит только благодаря сдаче. Люди приходят ко мне и спрашивают: «Как не быть эгоистичным?» Но вы не можете ничего сделать для того, чтобы быть неэгоистичными. Что бы вы ни делали, это сделает вас снова эгоистами. Вы можете попытаться дисциплинировать эго, но вы не можете быть не эгоистами, потому что все, что вы делаете, увеличивает ваше эго. В то мгновение, когда вы станете делателем, что бы вы ни делали… Вы можете попытаться быть смиренными, но если ваше смирение проистекает от дисциплины, от практики, то глубоко внутри за вашим смирением будет оставаться эго, и оно будет продолжать говорить: «Смотри, насколько я смиренно».
Я слышал об одном человеке, который отправился на встречу с Адлером, великим психоаналитиком, который часто пользовался словом «комплекс неполноценности». Этот человек был подвержен психоанализу. Через несколько месяцев, проделав множество усилий, Адлер сказал ему: «Теперь ты вылечен». Человек сказал: «Да. Я тоже чувствую, что я излечен. Теперь я единственный, у кого такой прекрасный комплекс неполноценности во всем мире, лучший комплекс неполноценности во всем мире».
Как он может быть самым прекрасным и самым лучшим? Но это возможно, это происходит ежедневно. Вы можете сохранить свой эгоизм, даже используя комплекс неполноценности. У вас может быть суперкомплекс, который относится к вашему комплексу неполноценности. Человек такой смешной.
Сходите к религиозным людям и посмотрите на их лица. На них можно увидеть признаки смирения, но если вы погрузитесь немного глубже, глубже, чем поверхность их кожи для того, чтобы познать их, глубоко внутри вы увидите, что их эго очень счастливо, и оно чувствует так: «Нет никого более смиренного, чем я». Если вы скажете религиозному человеку: «Я нашел человека, который боре смиренный, чем ты», он будет ранен. Он будет чувствовать себя оскорбленным. Это невозможно. Никто не может быть более смиренным, чем он. Но это усилие эго. «Ни у кого нет лучше дома, чем у меня. Ни у кого нет лучше машины, чем у меня. Ни у кого нет красивей лица, чем у меня. Никто не знает больше, чем я». При таком сравнении и ощущении эго чувствует себя лучше и лучше.
Вы не можете сделать ничего, чтобы изменить это. Вы можете просто увидеть тот факт, что с вашей стороны ничего не нужно, и когда вы отбросите, или даже лучше было бы сказать — когда вы отбросите в глубоком понимании, — вы будете открыты к жизни. Тогда жизнь начнет течь через вас, как холодное дуновение протекает по открытой комнате. Вы подобны комнате без окон. Все окна и все двери закрыты, ни один луч света не попадает в такую комнату, ни одно дуновение ветра не проходит через комнату. Вы заключены в пещере себя, закрыты. Естественно, вы чувствуете себя задушенными, это естественно.
Но я знаю, что очень трудно позволить себе утонуть. На это необходимо время. Нужно всего лишь несколько проблесков. Иногда просто дрейфуйте, не плывите. Почувствуйте, как река несет вас. Иногда просто сядьте в саду и не выбирайте. Не говорите, что сад прекрасен, что в нем что-то красивое, а что-то уродливое. Не делите. Просто будьте присутствующими во всем. Иногда двигайтесь в миру, не осуждая, не приветствуя, ничего не говоря. Учитесь множествам способов того, как просто быть без каких-либо суждений, потому что в то мгновение, в которое вы пытаетесь что-то оценить, вы выбираете; в то мгновение, когда вы говорите: «Это хорошо», вы говорите: «Я бы хотел иметь это». В то время, когда вы говорите, что это плохо, вы говорите: «Я не хочу этого. Мне не хочется это иметь». В то мгновение, когда вы говорите, что эта женщина прекрасна, вы хотите ее. В то мгновение, когда вы говорите, что эта женщина уродлива, вы уже почувствовали отвращение. Вы уже пойманы в двойственность хорошего и плохого, прекрасного и уродливого. У вас появился выбор.
Тонки пути эго. Вы должны быть очень бдительными.
И однажды вы узнаете. Однажды хотя бы на одно мгновение, когда вашего эго не будет, и вы не будете его создавать, внезапно все двери откроются, и отовсюду со всех направлений жизнь бросится к вам. И это очень тонкое ощущение. Если вы не будете бдительными, вы не сможете почувствовать это. Вы не сможете увидеть этого. Прикосновение Бога очень нежное. Для того, чтобы его почувствовать, нужна огромная чувствительность.
Вчера я читал небольшую поэму Оделя Острохьюза. Бог не посылает нам свои слова подобно огромному потоку воды, который своим потоком и напором совершенно сносит вас. Нет, он подобен лучу солнца, или зеленой веточке, которая выросла зимой, или дождику, который мягко льет на землю. Вот как Бог приходит к нам.
Дождь, который мягко падает на землю. Вот как Бог приходит к нам.
В глубокой сдаче в вас появляется чувствительность, осознанность, и внезапно вы наполняетесь чем-то, чего раньше никогда не знали. Так всегда происходило, но вы были слишком грубые, чтобы почувствовать это. Это всегда присутствовало в вас, но вы слишком были заняты борьбой, слишком сильно были погружены в свое эго, и вы не могли обернуться и почувствовать это. Это всегда присутствовало в вас, но вас не было. Это всегда ждало вас, но вы забыли о том, как возвращаться домой. Отбросить эго — вот путь домой.
Поэтому утоните. Как раз в этом заключается искусство, которому я учу вас здесь. Если я чему-то вас учу, то я учу именно смерти, потому что я знаю, что только благодаря смерти происходит воскрешение.
Этим утром вы говорили о необходимости быть ответственным, о необходимости быть в уединении и не виснуть на других. Я вижу, что я принял саньясу просто как предлог для того, чтобы избежать многого в этом мире. Я все время спрашиваю вас, что