вы учитесь. Каждый раз, когда вы отклоняетесь, вам приходится искать путь домой. Это приходит и уходит, вы постоянно, то вспоминаете, то забываете. И это создает интеграцию внутри вашего бытия.
Всегда выбирайте новое. Даже если оно выглядит хуже старого, я вам советую всегда выбирать новое. Это выглядит неудобным, но выбирайте новое, это выглядит опасным, но выбирайте новое. Вопрос даже не в том, новое это или нет. Вопрос в том, чтобы дать вам возможность, быть более осознанными. Вас учили эффективности, как цели. Но это не так. Бдительность — вот цель. Эффективность заставляет вас идти снова и снова по старому пути, потому что вы будете более эффективными на старом пути. Вы будете знать все изгибы, повороты, потому что вы путешествовали по этому пути многие годы, многие жизни. Вы будете все больше и больше эффективными. Но эффективность — это не цель. Эффективность — это механизм обретения цели. Машина должна быть эффективной, но человек? Человек — это не машина. Человек должен быть более осознанным, и если эффективность проистекает из осознанности, это хорошо, прекрасно. Но если она приходит не за счет осознанности, вы совершаете величайший грех против жизни. И тогда вы будете оставаться несчастными. И это несчастье превратится в схему. Вы будете просто двигаться по злосчастному кругу. Одно несчастье приведет вас к другому, и так далее.
Несчастье в осознанности — это благословение, но несчастье, как образ жизни — это проклятие. Не делайте его своим образом жизни. Я вижу, как многие люди сделали из него свой образ жизни. Даже если вы скажете им, они не будут вас слушать. Они будут продолжать спрашивать вас о том, почему они такие несчастные. И они не будут слушать вас, когда вы будете говорить им, что они сами в каждое мгновение создают это несчастье. В этом смысл теории кармы.
Теория кармы просто говорит, что все, что с вами происходит, есть результат вашей деятельности. Где-то на бессознательном уровне, вы, должно быть, создаете это. Потому что ничего снаружи с вами не происходит. Все бурлит внутри. Если вы печальны, вы, должно быть, создаете это несчастье где-то внутри себя. Вот откуда оно берется. Вы, должно быть, создаете его де-то в глубине души. Наблюдайте: если вы несчастны, медитируйте на ваше несчастье, на то, как вы его создаете. Вы всегда спрашиваете: «Кто в ответе за несчастье?» Никто не ответе, кроме вас. Ум продолжает говорить вам, что если вы муж, жена причина вашего несчастья. Если вы жена, ваши несчастья создаются вашим мужем. Если вы бедные, ваши несчастья создают богатые. Вы всегда перебрасываете ответственность на кого-то другого.
Это должно быть фундаментальное понимание. Кроме вас, нет никого ответственного. Когда, однажды, вы понимаете, все начинает меняться. Если вы создаете ваши несчастья, и вам нравится это, продолжайте поступать именно так. Но тогда не делайте из этого трудности. Никто другой не повинен в этом. Если вы хотите печалиться, вам нравится быть печальными, будьте полностью печальными. Но если вы не хотите быть печальными, в этом нет необходимости. Не будьте печальными. Смотрите, как вы создаете ваши несчастья, какова схема? Как вы создали такую ситуацию внутри? Люди постоянно создают сами свое настроение. Но при этом вы делаете виноватыми в этом других, и тогда вы никогда не изменитесь. Вы будете оставаться несчастными, что вы можете сделать? Если другие создают ваше настроение, что вы можете сделать? До тех пор, пока другие не изменятся, вы ничего не сможете сделать. Но когда вы делаете виноватыми других, вы становитесь рабами. Примите ответственность в свои собственные руки.
Несколько дней назад одна санньясинка сказала мне, что ее муж постоянно создает трудности для нее. Когда она рассказывала свою историю, естественно казалось, что во всем виноват ее муж. У нее было восемь детей от этого мужа, а потом у мужа появилось еще трое детей от другой женщины, и один ребенок от секретарши. Он всегда заигрывал со всеми одинокими женщинами, которые встречались ему на пути. Естественно все чувствовали сочувствие к этой бедной женщине. Она много страдала, а игра продолжается. Муж зарабатывает немного, но зарабатывает его жена, и ей приходится платить за тех детей, которые родились от него у других женщин. Естественно она очень несчастна, но кто в ответе за это? Я сказал ей: «Если ты действительно несчастна, почему ты продолжаешь жить с этим человеком? Отбрось его. Ты должна была сделать это уже давно. Тебе не нужно продолжать». И она поняла, что само по себе редко, она все равно поняла, хотя и поздно, но еще не слишком поздно. Она все еще жила. Если бы он настаивала на том, что хочет остаться с этим человеком, она бы настаивала на своем несчастье. Она бы наслаждалась ловушкой несчастья. Она бы наслаждалась тем, что осуждает своего мужа, привлекая к себе внимание других людей. Естественно, все, с кем она соприкасалась, симпатизировали этой бедной женщине.
Никогда не просите симпатии. Спрашивайте понимания, но никогда не просите симпатии. Иначе симпатия может приносить вам такое наслаждение, что вам захочется все время оставаться несчастными. Тогда вы привнесли нечто большее в ваше несчастье. Если вы больше не несчастны, люди не будут относиться к вам с симпатией. Вы наблюдали это? Никто не относится с симпатией к счастливому человеку. Это нечто совершенно нелепое. Люди должны симпатизировать счастливому человеку, но никто не симпатизирует. На самом деле, люди чувствуют враждебность к счастливому человеку. На самом деле, быть счастливым — это очень опасно. Быть счастливым, и выражать счастье, значит подвергать себя большой опасности. Каждый будет вашим врагом, потому что каждый будет думать: «Почему же я несчастен, а ты счастлив? Это невозможно! Этому нельзя потворствовать. Это уже слишком!»
В обществе, которое несчастно и состоит из несчастных людей, счастливый человек — это чужак. Именно поэтому мы отравили Сократа, убили Иисуса, четвертовали Мансура. Счастливые люди всегда вызывали в нас напряжение. Они ранили сильно наше эго. Люди распяли Иисуса, он был живым, и они распяли его. Он был еще очень молод, ему было тридцать три года. Он еще не знал, что такое жизнь. Это было просто началом его жизни, его цветок только открывался, и люди убили его, потому что они не могли стерпеть его. Он был таким счастливым? Это ранило каждого. Они уничтожили этого человека. И потом они начали поклоняться ему. Посмотрите, теперь они уже поклоняются ему две тысячи лет. Они его распяли. Вы можете симпатизировать распятому Иисусу, но на счастливого Иисуса вы будете злиться.
То же самое происходит здесь. Я — это счастливый человек. Если вы хотите, чтобы мне поклонялись, вам придется устроить все так, чтобы меня распяли. Другого пути нет. Тогда те люди, которые выступают против меня, станут моими последователями. Но сначала им придется увидеть меня на кресте. Не до того. Никто еще не поклонялся счастливому человеку. Сначала счастливого человека нужно уничтожить. И тогда, естественно, с ним можно справиться. Теперь вы можете симпатизировать Иисусу. Когда вы видите его, слезы начинают течь по вашим щекам: «Бедненький, как много он страдал!», но танцующий Христос создает у вас беспокойства.
В Швеции один человек пытается снять фильм про Иисуса. Картина называется: «Иисус — человек». Он пытался снять этот фильм десять лет, но возникали тысячи препятствий: не разрешало правительство. Снять фильм: «Иисус — человек?» Нет! Иисус человек, означает то, что этот человек мог заниматься любовью с Марией Магдаленой. Человек мог это. Иисус любил женщин. Это естественно, в этом нет ничего плохого. Он был счастливым человеком, иногда он также любил вино. Он был тем человеком, который умел праздновать. Иисус — человек, опасен. И этот режиссер хочет снять фильм про Иисуса человека! Не про сына Бога, но про человека. Это принесет трудности. И если режиссер начнет писать сценарий, он обязательно придумает какую-нибудь любовную историю про Марию, потому что как, женщина девственница могла родить ребенка? Тогда Иисус станет не сыном Иосифа, это уж точно. Но он должен быть чьим-то сыном. Правительство было против, церковь была против. «Ты пытаешься доказать, что Иисус был незаконно рожденным! Невозможно! Нельзя разрешить снимать этот фильм!» Иисус, который любит проститутку Марию Магдалену? А он определенно любил ее. Он был счастливым человеком. Любовь всегда окружает счастливого человека. Он наслаждался жизнью. Это благословение, данное Богом, вы должны наслаждаться ей. Каждая воистину религиозная душа полна празднования.
Потом они убили этого человека, распяли его, и после этого они поклоняются ему. Теперь с ним можно справиться, он вызывает в вас много симпатий. Иисус на кресте становится более привлекательным, чем Будда, который сидит под деревом бодхи. Иисус на кресте более привлекателен, чем Кришна, который играет на флейте. Иисус становится мировой религией. А Кришна? Кого он волнует? Даже индуисты чувствуют немного вину из-за того, что он танцует танец сразу с шестнадцатью тысячами женщин. «Это невозможно, это просто миф». Индуисты говорят именно так, они говорят, что это прекрасная поэзия, они продолжают объяснять. Они говорят: «Эти шестнадцать тысяч женщин не были просто женщинами, это шестнадцать тысяч нади, нервных потоков, шестнадцать тысяч нервов в человеческом теле. Это символичное выражение человеческого тела. Кришна — это душа, а шестнадцать тысяч гопи — это нервные каналы, которые танцуют вокруг души». И тогда все в порядке. Но если бы они были настоящими женщинами, все становится сложно. Очень сложно принять это.
Есть еще другая религия в Индии — это джайны. Они бросили Кришну в ад, из-за того, что у него было шестнадцать тысяч возлюбленных. В Джайна пуране они говорят: «Кришна попал в седьмой ад, последний ад. И он оттуда выйдет не скоро. Он будет там находиться до мгновения уничтожения всего творения. И выйдет он из ада только тогда, когда начнется другое творение, осталось ждать еще миллионы лет. Он совершил огромный грех». И этот грех заключался в том, то он праздновал. Его грех в том, что он танцевал.
Махавира более восприимчив, Будда более добродетелен. Кришна кажется отщепенцем, который вывел из себя серьезных людей, потому что он не был серьезным. Он был счастливым, он не был здравомыслящим, его лицо не было вытянуто. Он смеялся и танцевал. И это истинный образ жизни. Мне бы хотелось посоветовать вам: танцуйте и пойте на пути к Богу, смейтесь на пути к Богу. Не идите к нему с вытянутыми лицами. Бог уже и так слишком утомился от таких людей.