Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Священная наука чисел. С. Ю. Ключников

белым крестом); Юпитеру — Рыцарь белого и черного Орла или Кадош (30-я); Сатурну — Золотая Лестница, тоже Кадош».

Можно говорить также о Капитулах Креста и Розы (18-я степень шотландского масонства) или о Кавалерах Бронзовой Змеи, «заключающей в себе первую часть ступени Египетских Таинств, откуда ведет свое происхождение медицина и великое искусство составлять лекарства» (25-я степень шотландского масонства). Каждая степень масонской иерархии имеет числовое выражение. Всего существует 99 степеней.

Восточные традиции духовного посвящения человека в тайны бытия, как правило, имеют несколько другую числовую символику, основанную на числе 8 (восемь ступеней раджа-йоги, восьмеричный путь Будды).

Психоаналитический подход к числам

И классический, и современный психоанализ немалое внимание уделяет проявлению числовой символики в структуре человеческого сознания и бессознательного. Это выражается в различных делениях человеческой психики на соответствующие части: юнговские «Анима» и «Анимус», выражающие идею двоичности; фрейдовская тройственная концепция сознания — «ид», «эго» и «суперэго», несущая в себе принцип троичности; «квартерность» (четверичность) процессов бессознательного, о которой так подробно говорил Юнг. В то же время основателей психоанализа интересовало прямое проявление числовой символики в душевных переживаниях человека, его сновидениях, мистических трансовых состояниях и т. д. Юнг исследовал символы сновидений, сопоставляя их с формами и символами религиозно-эзотерических традиций — янтрами, мандалами. Он обнаружил интересную закономерность: символы четверичности встречаются 71 раз в серии из четырехсот сновидений и пришел к выводу, что её проявления связаны с манифестацией сил бессознательного, в то время, как проявление троичности в сновидениях безрелигиозного европейца скорее относятся к ассоциациям, имеющим рационально-культурное происхождение. Современный исследователь данной тематики Людвиг Панет написал работу, представляющую собой интерпретацию чисел с психологической и психиатрической точки зрения на предмет того, как они выявляются в навязчивых идеях и сновидениях среднего человека. Х. Э. Керлот следующим образом суммирует идеи Панета:

«Один редко появляется, но когда это случается, то оно напоминает райское состояние, которое предшествует разделению на добро и зло, т. е. предшествует, так сказать, дуализму.

Два означает противоположность, или переживание человеком уединенного существования с сопутствующими проблемами, неизбежным анализом, раздвоенностью, внутренней дезинтеграцией и борьбой.

Три означает биологический синтез, рождение ребенка и разрешение конфликта.

Четыре, как разновидность двойного деления (два и два) означает условную уединенность (подобно числу два), но также правильную упорядоченность того, что разделено. Следовательно, — это символ порядка в пространстве и, по аналогии, каждой другой хорошо упорядоченной структуры. Как заметил древнегреческий поэт Симонид: «Трудно стать высшим существом тетрагональным в руках, ногах и духе, образуя совершенное целое».

Пятьчисло, которое часто встречается в одушевленной природе, и благодаря его триумфальному возрастанию соответствует весеннему распусканию почек. Оно означает органическую полноту жизни как противоположность жестокости смерти. В нем присутствует также эротический смысл.

Шесть (подобно двойке) является числом весьма двусмысленным: оно выражает дуализм (2х3 или 3х2). Однако, подобно четырём, в нем имеется некая нормативная ценность в отличие от освобождающей тенденции числа пять и мистического (или конфликтующего) свойства числа семь.

Семь (подобно всем простым числам) обладает свойством несводимости и выражает конфликт или сложное единство (наивысшее простое число, наибольшая сложность). Иногда оно ассоциируется с луной (т. к. 7х4=28 дням месяца).

Девять, в его графической форме — 10, иногда используется для символизирования супружества.

Ноль, как десятичный множитель, увеличивает количественную силу числового символа. Число повторяющихся нулей указывает на страсть к большим вещам.»

Числа, пространство и время

Прежде, чем говорить о сакральной сущности натурального ряда чисел, необходимо разграничить такие понятия, как число, количество и величина. Подробные и точные критерии отличий наиболее полно изложены

А. Ф. Лосевым в его работе «Логическая теория числа». Она существенно дополняет пифагорейскую теорию числа, изложенную Мэнли Холлом. С его точки зрения количество обладает вторичным характером по сравнению с числом и «предлагает переход числа в инобытие и применение числа для осознания (пересчета) этого события». Количество есть функция числа или «проявленность числа в инобытии». В свою очередь, величина «есть само инобытие, осмысленное числом при помощи количества», есть «диалектический синтез числа и количества». Пифагор считал, что величина есть выражение плотности вещи, разделяющееся на две части — изменяющуюся и постоянную. Лосев отмечает, что величина «не есть вся вещь, исчисленная при помощи числа, но только та сторона этой вещи, которая получена в ней через исчисление». С этой точки зрения величинаявление всегда находящееся в измеренном состоянии. Но тогда «измеренное… предполагает как измерение, так и меру. Роль меры играет в данном случае число, измерение совершается здесь при помощи количества, а измеренным оказывается величина». В результате подобных умозаключений мы приходим к тому, что число выступает как результат мыслительных смысловых актов.

Постичь сущность числа как такового возможно лишь если произвести анализ счета хотя бы потому, что всякое число, в известной степени, сосчитано и определено и представляет собой совокупность единиц. Наиболее простой формой числа и необходимым основанием всякого счета и всех числовых операций является натуральный ряд чисел. Он определяется в математике в виде «бесконечной последовательности начальных чисел, расположенных в порядке их возрастания» (БСЭ). Натуральный ряд чисел можно рассматривать как с субъективно-человеческой, практической позиции, так и с объективно-космической, метафизической точки зрения, но и тот и другой взгляд, по свидетельству А. Ф. Лосева, позволяет увидеть в каждом числе «его вечное неугомонное стремление к иному и вечный, никогда не прекращающийся отказ от самого себя». Философ, досконально исследовавший античную нумерологию, справедливо ставит следующие вопросы:

«Разве не факт то, что единица требует двойки, созидает двойку, порождает двойку? Разве не факт то, что сказавши «два», мы уже предполагаем, что есть «три», а: сказавши «три», что должно быть «четыре»? Разве это зависит от нашей воли, от нашего хотения или нехотения, от усилий нашей мысли, от чего-нибудь субъективного или внешне объективного? Разве это. не относится к самой природе двойки, тройки и четвёрки? Разве можно мыслить два, не мысля три или мыслить три и в то же время не мыслить четыре? Разве число не есть эта вечная и неутомимая энергия самосозидания, когда одно число обязательно созидает и порождает другое, соседнее, а это последнее — еще новое и так до бесконечности?»

Натуральный ряд чисел с метафизической точки зрения есть проявление вселенной, развертывающей себя в виде сфер, каждая из которых соответствует определенному числу. Следует подчеркнуть, что числовое содержание пространства от 0 до 1 равно содержанию числового пространства от 1 до бесконечности. Основным девяти сферам соответствуют первые девять однозначных чисел, гармонически выстроенная совокупность которых составляет первичную матрицу вселенной. Последующие уровни проявления представляют собой бесконечные вариации этой первичной матрицы, выражающиеся многозначными числами. Каждая из сфер имеет особую пространственную организацию. Чем ближе к единице данная сфера, тем более простую и вместе с тем насыщенную возможностями геометрическую организацию она имеет. Чем дальше от единицы данная сфера, тем у нее более сложная и вместе с тем ограниченная возможностями геометрическая организация.

М. Н. Некрасов пишет о геометрической природе чисел следующее:

«В Пифагорейской школе цифры, преимущественно, выражались в геометрических фигурах. Прежде чем приступить к исследованию их, заметим, что Пифагорейцы за единицу геометрических фигур принимали не точку (Евклидова геометрия), а линию. Видимо потому, что линия — это точка в движении, имеющая одно измерение. Неподвижную точку в наглядной геометрии обнаружить нельзя. Две линии, пересекая друг друга, образуют различные углы, которые по-разному используются природой. Наиболее распространенные из них: 24±, 36±, 45±, 60±, 90±, а также углы 12±, 30±, 108±. Углы создают определенные пропорции и соотношения в геометрических фигурах и стороны фигур несут ту или иную нагрузку.»

Происходящая в природе постоянная эволюция объемных фигур имеет численный сакральный подтекст. Так, существует гипотеза о том, что четырём геологическим эрам Земли соответствуют четыре силовых каркаса правильных стереометрических многогранников: Протозой соотносим с тетраэдром (четыре плиты); Палеозой — с гексаэдром (шесть плит); Мезозой — с октаэдром (восемь плит); Кайнозой — с додекаэдром (Двенадцать плит). Речь идет о научных исследованиях залежей нефти, алмазов и других полезных ископаемых с соответствующими узорами, которые постепенно изменялись во времени. М. Н. Некрасов указывает, что ученые В.Макаров и В.Морозов, десятилетия потратившие на исследование данного вопроса, пришли к выводу, что в настоящее время многие процессы жизнедеятельности Земли имеют структуру додекаэдра-икосаэдра:

«Двадцать районов планеты (вершины додекаэдра) — центры поясов выходящего вещества, основывающих биологическую жизнь (флора, фауна, человек). Центры всех магнитных аномалий и магнитного поля планеты расположены в узлах системы треугольников. К тому же, согласно исследованиям авторов, в настоящую эпоху все ближайшие небесные тела свои процессы располагают согласно додекаэдро-икосаэдрной системе, что замечено у Марса, Венеры, Солнца. Аналогичные энергетические каркасы присущи всем элементам Космоса (Галактики, звёзды).» Разлиты в природе и другие численные принципы и соотношения, в частности уже упоминаемое раньше «золотое сечение». Его присутствие поистине универсально.

В. И. Самохвалова пишет по этому поводу:

«Золотое сечение обнаруживается в пропорциях человеческого тела (например, Т.Кук в книге «Кривые жизни» при анализе картины Боттичелли «Рождение Венеры» находит многократное использование принципа золотого сечения при «построении» тела Венеры), в расположении листьев на ветках, в архитектурном решении Парфенона, храма Вознесения в Коломенском, в соотношении длины струны и тона в музыке, при организации частотных соотношений в благозвучных аккордах, кульминация мелодии также часто приходится на точку золотого сечения её общей продолжительности.»

Число является не только мерой пространства, но и мерой времени. Космические циклы, периоды обращения планет, ритмичность и симметрия, заложенные в природе, имеют строгое математическое выражение. Именно это свойство чисел и их соотношений, дающее возможность заглядывать в будущее, предопределили появление гадательно-предсказательных дисциплин и областей знания — астрологии, прорицательства, мантики. Особые свойства чисел широко использовались в архитектуре, строительстве, конструировании, музыке, поэзии. При изменении геометрии пространства изменяется и его физические характеристики, что проявляется, например, в акустике.

Числа в русской народной духовной традиции

Русская народная духовная традиция тяготеет больше к слову, нежели к числу. Тем не менее она пронизана числовой символикой, проявляющейся в сказках, и в былинах, и в христианских преданиях. Присутствие чисел в ней наблюдается повсюду и почти всегда они выступают как священные и глубоко символические.

Число один встречается в русской традиции крайне редко. Однако образ Аники воина, который выезжает в Чисто Поле (Поле Дхармы), чтобы биться с врагом одному, а также символ копья и единорога, встречающиеся в текстах летописей и древних преданий говорят об обратном.

Идея и символика двойственности в целом не характерны для русской культуры, особенно в христианский период её существования (может быть, за исключением образа Двуглавого орла), однако в язычестве её присутствие гораздо более заметно и проявляется, например, в образах Чернобога и Белобога, или Ивана и Купалы, олицетворявших собой две половины года. Идея чета и нечета выражала собой соотношения правого и неправого начал. Славянскую мифологию пронизывала идея борьбы

Скачать:PDFTXT

Священная наука чисел. С. Ю. Ключников Йога читать, Священная наука чисел. С. Ю. Ключников Йога читать бесплатно, Священная наука чисел. С. Ю. Ключников Йога читать онлайн